ДАЙДЖЕСТ: |
II.
Согласно переписи 1989 года, в Дагестане проживает 57877 лиц чеченской национальности, из них в городах -24703 чел. (42,7%). Это составляет 3,5% всего городского населения республики. Только в Кизилюрте и Южно-Сухокумске доля горожан-чеченцев превышает один процент (соответственно 1,2 и 1,3%). И лишь в Хасавюрте их цоля действительно значительна — 31,6% (22137 чел.).
Следует отметить, что не все живущие здесь чеченцы являются собственно аккинцами. Последних по различным оценкам не более 40-45% всего местного вайнахского населения.
Структура занятости чеченцев-горожан может быть представлена следующим образом: из 10520 работающих граждан 3352 трудится в промышленности, ИЗО — на транспорте, 1431 — в строительстве, 986 — в сфере торговли и общественного питания, 431 — в здравоохранении и социальном обеспечении, 481 — в системе управления и т.д.
В сельской местности проживает 31726 чеченца (57,3%). Они компактно расселены в селах следующих районов: Хасавюртовском — 22944 чел., Новолакском — 3076 чел., Казбековском — 2400 чел., Бабаюртовском — 2115 чел., Кизилюртовском — 1191 чел. Среди них из 12943 работающих 6886 человек было занято непосредственно в сфере сельского хозяйства, на транспорте — 468 чел., в сфере строительства —1110 чел., в системе здравоохранения и социального обеспечения — 985 чел., в системе управления — 240 чел. и т.д.
Большинство чеченского населения занято физическим трудом — 78,7%. Этот показатель выше, чем у любого другого этноса Дагестана (для сравнения у аварцев — 75,5%, у лакцев — 62,1%, у русских — 57,1%). В то же время в сфере умственного труда у чеченцев самый низкий процент занятости — 12,3% (у лакцев — 22,3%, кумыков — 19,7%, русских -19,3%, лезгин -18,6%).
Чеченская интеллигенция Дагестана весьма немногочисленна. На 23,4 тысячи трудоспособного взрослого населения в 1989 году приходилось 1066 инженерно-технических специалистов, 112 служащих правоохранительных органов, 27 юристов, 17 работников искусства, 13 деятелей литературы и печати и т.д. При этом следует отметить самый высокий показатель темпов повышения уровня образования — 125%, в то время как, к примеру, у агулов — лишь 78,7%, у табасаранцев -76,3% [24].
Из приведенных выше данных становится очевидно, что основная хозяйственная, общественно-политическая и культурная жизнь аккинцев сосредоточена в Хасавюртовском районе. Здесь проживает 22,9 тыс. чеченцев, что составляет 25,2% от численности всего населения района (соответственно кумыков здесь 25799 чел- 28,3%, аварцев 29989чел. -32,9%) [25].
Хотя национальная интеллигенция не располагает большим количеством дипломированных специалистов, это отнюдь не означает ее немощность и пассивность. Здесь немалое значение имеют и опыт дедов, вынесших тяготы репрессий, и знание политической и конспиративной работы отцов, включившихся в борьбу за восстановление исторической справедливости с середины 50-х годов. Развивающееся сегодня национальное движенце возглавляют уже люди, едва ли имеющие непосредственное представление о пережитой народом трагедии. Однако, вобрав опыт предшественников, нынешняя интеллигенция обрела нечто новое: последнее десятилетие сняло ощущение страха, сковывавшее предыдущие поколения. Одним словом, во главе аккинских гражданских формирований стоят люди, обладающие достаточными знаниями и — широтой видения проблем.
Авторитет этой элиты, ее влияние на все аккинское население основываются на следующих факторах:
— чеченцы живут в большинстве своем очень компактными группами, причем не только в сельской местности, но и в городе. Чтобы убедиться в этом, достаточно посетить Хасавюрт, вернее чеченскую его часть;
— аккинцы представляют собой в известной мере «закрытое» общество: оно живет по своим строго соблюдаемым законам;
— хотя население и размещается большей частью в сельской местности, характер труда (занятие строительными работами, торгово-посредническими операциями и т.д.) делает его очень мобильным, куда более «легким на подъем», чем, к примеру, лезгинское, являющееся аграрным в традиционном смысле.
Нерешенность проблемы восстановления Ауховского района поддерживает высокую активность и сплоченность всего аккинского населения. Для него данный вопрос не является абстрактным политическим лозунгом, задачей весьма отдаленного будущего (подобно тому как для всех испанцев — возвращение Гибралтара), а просто жизненно важным, насущным интересом. Для старого поколения это значимо, поскольку для каждого чеченца умереть на земле своих предков имело издревле религиозно-мистический смысл; для молодого поколения это означало бы не только восстановление исторической справедливости, но и возможность обрести земельные участки.
Социальная структура общества, уклад жизни, стоящая перед тысячами людей задача возвращения в Аух, — все это обусловило выдвижение из аккинской среды политических лидеров «новой волны». Типичным их представителем является Басир Дадаев, председатель Исполкома чеченцев Ауха. Он родился в 1947 году в Киргизии, в Ошской области; получил среднетехническое образование. Работая в органах МВД, он столкнулся с несправедливостью и произволом начальства. На него было заведено дело, причем в ходе следствия власти пытались все «списать» на молодого парня. В знак протеста он бросает самодельную бомбу в здание отделения милиции. От взрыва, к счастью, никто не пострадал. Через несколько дней Багир сам сдается в руки правосудия. Отбыв несколько лет в заключении, Дадаев возвратился домой, где встретился с одним из своих обидчиков. «Разобравшись» с последним, он вновь попал в тюрьму. Позднее получил звание мастера спорта по вольной борьбе, занимался тренерской работой. С активизацией общественно-политической жизни в республике Б.Дадаев включился в национальное движение. И тут ему помог жизненный опыт, знание обычаев и традиций, наконец, внешний вид атлета и выдержка. В1991 году он стал председателем Исполкома чеченцев Ауха. К нему постоянно стекается информация о событиях, происходящих в регионе. Ему приходится решать многообразные проблемы, возникающие внутри аккинского общества: будь то «прощение» кровника (когда он идет просить у семьи пострадавшего позволения вернуться в город или село отсидевшему в заключении положенный срок) или споры между различными группировками ауховцев и т.д. Его влияние, по сравнению с представителями официальных властей региона, не столь бросается в глаза, но оно порой более ощутимо.
Гражданское движение аккинцев представляет собой многозвеньевую структуру: хасавюртовское общество «Мемориал», Оргкомитет по восстановлению Ауховского района, региональный Народный фронт «Вайнах», Исполнительный комитет съезда чеченцев Ауха. На данном этапе существование указанных организаций не свидетельствуют о процессе внутренней дифференциации национального движения по социальному, профессиональному, идеологическому и другим признакам. Возникнув в разное время для решения различных задач, они так и остаются пока звеньями единого политического и гражданского движения. В них действует приблизительно один и тот же довольно широкий круг людей — активистов движения. Средний возраст участников — 30-55 лет. Подавляющая часть аккинской молодежи (15-30 лет), не являясь непосредственно членами каких-либо из перечисленных организаций, участвует во всех мероприятиях, ими проводимых.
Рост социальной активности чеченцев-аккинцев, развитие их гражданских формирований необходимо рассматривать в контексте развернувшегося процесса реабилитации репрессированных , народов, который, безусловно, накладывает отпечаток на политическое мышление и поведение ауховцев. Становление современного национального гражданского движения проходит в условиях нарастающего ожидания всем чеченским населением восстановления Ауховского района, возвращения в свои села.
Еще в обращении к жителям Новолакского и Казбековского районов 3 февраля 1991 года подчеркивалось: «вот уже 34 года, после возвращения чеченцев, продолжается это изнуряющее обе стороны противостояние — с одной стороны справедливое желание чеченцев вернуться в родные очаги своих предков, а с другой — нежелание уступить чужие земли, дома. Противостояние мешает спокойной жизни обеих сторон, постоянно держит в напряжении, в ожидании страшного, непоправимого конфликта… Мы люди одной веры, культуры, обычаев, традиций, всегда понимавшие друг друга. Наш народ полон решимости вернуться в этом году в свои родные аулы, дома. Мы с удовлетворением восприняли желание жителей Новолакского района сделать шаг нам навстречу, нам хотелось бы, чтобы подобное желание проявили и жители Ленин-аула, и Калинин-аула Казбековского района» [27].
Следует отметить, что общий достаточно низкий уровень политической культуры всего населения региона, стремление определенных кругов в руководстве Дагестана использовать обострившуюся обстановку в своих интересах и т.д. — все это, сталкиваясь с растущим желанием аккинцев восстановить Ауховский район, вызывало у них лишь встречную волну активности. К примеру, вместо того, чтобы объяснить намерения чеченцев другим национальным общинам края, республиканские и местные власти в июле 1989 года собрали в селе Новолакское митинг аварцев и лакцев численностью до 3 тысяч человек, на котором были выдвинуты следующие требования к руководству России, Чечено-Ингушетии, Дагестана:
— «считать установленный на территории Новолакского района памятник «чеченцам-аккинцам — жертвам репрессий» очагом напряженности и столкновений»;
— «предложить Президиуму Верховного Совета РСФСР и руководству ЧИАССР принять меры по разрешению проблемы чеченцев-аккинцев в пределах территории Чечено-Ингушетии (в частности Шелковского района)» [28].
В марте 1991 года вышел указ, полностью отменивший все акты, приведшие к репрессиям целого ряда народов [29]. Уже он дал толчок развитию гражданской активности аккинцев, которые в своем Обращении 14 апреля 1991 года выступили за немедленное восстановление Ауховского района в границах на 23.2.1944г., реставрацию исторических названий чеченских сел, возвращение домов их законным владельцам [30]. Здесь следует обратить внимание на следующее обстоятельство: в 1943 году Ауховский район, хотя и создавался с учетом этнического состава, де-юре представлял собой административно-территориальную, а не национально-территориальную единицу. Однако его восстановление сегодня воспринимается многими аккинцами именно как воссоздание национально-территориального образования. Это стало проявляться с еще большей определенностью после выхода 26 апреля того же года Закона Российской Федерации «О реабилитации репрессированных народов» [31].
III съезд народных депутатов Дагестана, проходивший в июле 1991 года, поддержал чеченцев-аккинцев. Принятое постановление устанавливало «переходный период для решения следующих практических вопросов:
— восстановления Ауховского района и прежних исторических названий населенных пунктов, входивших в его состав, в соответствии с действующим законодательством (1991-1992 года);
— определения размеров и порядка возмещения ущерба, причиненного репрессированным и насильственно переселенным народам и отдельным гражданам со стороны государства» [32].
Далее инициатива перешла к органам исполнительной власти. Решением правительства России от 24.01.92г. и правительства Дагестана от 18 февраля 1992 года на обустройство переселенцев из Новолакского района предусматривалось выделение кредитов, строительных материалов в необходимом объеме и т.п. В частности, уже в первый год было решено затратить на это 165 млн.рублей [33].
Во исполнение решений III съезда народных депутатов Дагестана «с учетом высказанного желания переселить лакское население Новолакского района на земли, находящиеся в пользовании колхозов им. С.Габиева (4539 га), «Труженик» (839 га) Лакского района, совхоза «Ялгинский» (164 га) Гунибского района, ОПХ ДН’ИИСХ (1462 га) г.Махачкалы, совхоза «Дахадаевский» (1300 га) Кизилюртовского района, Махачкалинского мехлесхоза (200 га) с последующим образованием Новолакского административного района» [34], Кизилюртовский районный совет постановил: вновь образуемому Новолакскому району передаются и «закрепляются в бессрочное и бесплатное пользование 9274,73 гектаров земли в границах согласно плану землепользования» [34].
Хасавюртовский городской совет народных депутатов еще в начале июля 1991 года создал комиссию для изучения вопросов, связанных «с порядком возмещения ущерба, причиненного незаконно репрессированным народам и отдельным гражданам по безвозмездному возврату домов и других строений, муниципализированных в 1941 и 1944 годах, владельцам либо наследникам» [35]. Комиссия вместе с «Мемориалом» стала публиковать списки домовладений лиц чеченской национальности по состоянию на 23 февраля 1944 года. Всего пока в городе установлены права владельцев на 273 дома [36].
По указанию съезда, при Совете Министров Дагестана был создан Оргкомитет по восстановлению Ауховского района. В его задачу входили разработка плана и непосредственное осуществление обустройства въезжающих в него чеченцев, подготовка новой управленческой структуры. В организацию было зачислено несколько штатных сотрудников. Не умаляя значение деятельности Оргкомитета, вместе с тем необходимо констатировать, что он, хотя и был создан «сверху», в то же время оказался практически лишенным какой-либо реальной власти. Как с горечью признал его председатель Э.Нуцалханов, «полномочий наш Комитет практически никаких не имеет. Это своего рода комиссия по согласованию решений с исполкомами Советов народных депутатов Казбековского и Новолакского районов» [37]. То обстоятельство, что Комитет «ничего не может», делает его положение в глазах самих чеченцев двусмысленным. С одной стороны, последние готовы работать с любой структурой, декларирующей целью своей деятельности восстановление Ауховского района, с другой, — неспособность организации к практическим шагам вызывает отчуждение граждан не только от нее, но и от всей системы власти, ее создавшей.
Первыми свое несогласие с намеченным государством решением «ауховской проблемы» выразили кумыки, поскольку они, и не без оснований, считали, что переселение лакцев будет осуществляться именно на их исконные равнинные земли. Заявление, сделанное осенью 1991 года руководством Кумыкского Народного Движения «Тенглик» не оставляло никаких сомнений в том, что переезд тысяч лакцев в зону севернее Махачкалы и образование новой административно-территориальной единицы повлечет за собой тяжелейшие последствия для всего региона [38]. Противоборство кумыков с правительством и Верховным Советом осенью 1991 года носило политико-правовой характер: было выдвинуто требование реорганизации органов МВД для поддержания безопасности граждан. Однако, здесь несомненно имелся еще и «чечено-лакский» аспект. Открыто это проявилось позднее, когда в конце апреля — начале мая 1992 года зона предполагаемого переселения лакцев была занята палаточным городком активистов «Тенглика», которые категорически выступали против воссоздания Новолакского района на кумыкской земле. События осени 1991 года в районе Хасавюрта могли перерасти в жесточайшие межнациональные столкновения.
Взаимоотношения чеченцев с аварцами в Казбековском районе оказались еще сложнее и острее, Ленин-аул и Калинин-аул, отторгнутые в 1944 году от упраздняемого Ауховского района, были заняты аварцами из соседнего селения Алмак. Однако, если лакпы были завезены из горных районов, расположенных далеко от этого региона, то заселение данных сел шло совершенно иначе. Здесь преобладали аварцы (в 1929г. в районе их проживало 17211 человек, что составляло 99,99% всего населения) [39]. Освобожденные от чеченцев села тут же были «аваризированы». Ощущая себя отнюдь не изолированными, а, наоборот, тесно связанными со значительным пластом аварского населения Казбековского района, жители указанных сел не спешат их освобождать, игнорируя призывы чеченцев. Более того, начался процесс мобилизации несогласных выезжать куда бы то ни было людей. Возник Оргкомитет по защите прав насильственно переселенных аварцев селений Ленин-аул и Калинин-аул.
Во многом здесь виновато руководство республики. Когда программа переселения лакцев и воссоздания Ауховского района обсуждалась на III съезде народных депутатов, аккинские депутаты требовали обязательно упомянуть в окончательном документе оба села Казбековского района и необходимость восстановления своего района именно в границах на 23 февраля 1944 года. Этот вариант был отвергнут на том основании, что сам факт восстановления района означает и возвращение прежних границ. В результате такого (по мнению аккинцев, преднамеренно ограниченного) решения, у аварцев появилась возможность трактовать решения III съезда по-своему, без признания необходимости передачи двух указанных сел. Таким образом, объявленная правительством практическая программа переселения касается только лакцев Новолакского района: не затронув аварское население бывших аккинских сел Казбековского района, она тем самым поставила чеченцев и аварцев в ситуацию противостояния.
Учитывая, что напряжение явно нарастает, для предотвращения возможных национальных столкновений активизировалось исламское духовенство. Так, в «Обращении», принятом на совещании имамов мечети 14 апреля 1991 года, подчеркивалось, что «согласно учения ислама, любая вещь, отобранная у законного хозяина насильно, никогда не может стать собственностью другого лица. Если кто-нибудь приобретает такую вещь, при объявлении хозяина данной вещи он должен немедленно вернуть это хозяину». Правоверные мусульмане, получившие в 1944 году дома и другое имущество чеченцев из рук тоталитарного режима, должны вернуть их хозяевам, «при отказе они совершают непростительный великий грех» [41].
Осенью 1991 года конфликт между чеченцами и аварцами чуть было не вылился в крупное столкновение. После того, как был принят Закон «О реабилитации репрессированных народов», после публикации постановлений III съезда Народных депутатов Дагестана и программы Совмина республики по восстановлению Ауховского района, после достигнутых договоренностей между руководством Казбековского района и Оргкомитетом и т.д., — после всего этого, 5 сентября местный совет в селе Ленин-аул (Акташ-Аух) приступил к раздаче аварцам земельных участков под индивидуальное строительство. Местная власть едва ли могла решиться на подобный шаг без согласия руководства республики, тем более, что вообще не занималась этим в течение последних 12 лет. Акция была настолько провоцирующей, что последовала незамедлительная реакция со стороны чеченцев: в указанном селе состоялся многотысячный митинг, который 9 сентября перерос в бессрочную забастовку. Следует обратить внимание, что среди лозунгов протестующих было требование «всю полноту власти на территории Ауховского района передать Оргкомитету по его восстановлению» [42].
Власти республики не нашли ничего другого, как объявить чрезвычайное положение на территории Казбековского района. Собравшийся десятитысячный митинг отреагировал призывом к неповиновению, аргументируя это тем, что «в стране гор чрезвычайным положением исправить ничего невозможно. Здесь правят другие законы — законы шариата. Здесь дороги честь и свобода» [43].
Необходимо отметить, что и забастовка аккинцев, продолжавшаяся более двадцати дней, и их требование восстановления Ауховского района, прежде признанное руководством Дагестана, весьма тенденциозно освещались республиканскими средствами массовой информации: как агрессивные действия и необоснованные претензии на якобы чужие земли. Слова «не отдадим ни пяди дагестанской земли» звучали с телеэкрана как призывы к действию силой оружия [44].
Протокол согласительной встречи между аккинцами и аварцами-алмакцами сел Ленин-аул и Калинин-аул, проведенной при посредничестве Р.И.Хасбулатова 24 сентября 1991 года, зафиксировал договоренность: «согласно правительственной программе (до конца октября) решить вопрос возвращения чеченцев-аккинцев в пустующие дома и решить вопросы прописки граждан, имеющих на это право, согласованного между аварцами и чеченцами-аккинцами раздела земельных участков. Ускорить рассмотрение вопроса по передаче пустующих участков земель, на которых ранее были дома чеченцев-аккинцев, как доказательство согласия сторон, следуя правительственной программе налаживать совместную жизнь» [45].
Несмотря на сделанные заверения, никаких реальных сдвигов в решении «чеченского вопроса» в Казбековском районе не произошло. Хотя местные власти прекратили раздачу земли, речь не идет даже о частичном возвращении аварцев на прежнее место жительства. Более того, имеют место случаи увольнения чеченцев с работы, прекращения выдачи причитающихся им талонов на продукты питания, сахар [46]. Все это, несомненно, в дальнейшем лишь обострит чечено-аварские противоречия.
Безусловно, восстановление Ауховского района не может быть осуществлено без определения дальнейшей судьбы проживающего там ныне лакского населения. В 1944 году около 6 тысяч лакцев было «добровольно» переселено в опустевшие села этого района. Сегодня здесь проживает примерно 7 тысяч лакцев (1700 личных хозяйств). Казалось бы, перед ними целый ряд самых различных вариантов. Однако при более детальном рассмотрении оказывается, что реальных путей не много.
Очень часто как с чеченской, так и с лакской стороны высказывалась мысль о возможности совместного проживания. Нам представляется, что благоприятный момент такого решения проблемы уже упущен. Его можно было бы реализовать в 1956-1959гг., когда возвращающиеся чеченцы могли бы быть дружески приняты новым населением, что создало бы определенные предпосылки для дальнейшего мирного совместного проживания. Вероятно, до начала 1991 года шансы подобного пути еще сохранялись. Однако, после публикации «Закона о реабилитации репрессированных народов», после того, как произошла консолидация значительной части населения и лакцев, и аккинцев под началом возникших гражданских формирований, после того, как с той, так и с другой стороны были допущены противоправные действия, едва ли можно рассчитывать на перспективу достижения в ближайшем будущем межнационального согласия и социально-политической стабильности в воссоздаваемом Ауховском районе.
У лакского населения подспудно растет готовность освободить занятые им чеченские дома и села. Однако, относительно практических шагов по решению проблемы у них нет единства: одни вроде бы согласны переехать на предоставляемые земли, но сомневаются, хватит ли на обустройство выделяемых государством кредитов, строительных материалов, действительно ли даст государство по 2 га для крестьянских хозяйств, построит поселок в районе близ Махачкалы и т.д. В нынешней экономической обстановке выезд на необжитое место — дело в высшей степени рискованное. Другие предлагают вариант обмена жилья в Новолакском районе на дома в населенных пунктах Хасавюртовского района, против чего категорически, возражают чеченцы-аккинцы. Время идет, и затягивание отъезда лакцев вызывает эскалацию межнациональной напряженности.
У лакского населения в нынешнем Новолакском районе имеются достаточно прочные экономические структуры: колхозы и совхозы. В условиях хозяйственной нестабильности у людей, естественно, возникает стремление сохранить их. Это совпадает с желанием местной управленческой элиты. В результате возникает устойчивый идеологический стереотип: выезд лакцев возможен лишь в форме механического перенесения всей нынешней хозяйственно-организационной структуры в другое место. Хотя лидеры лакских гражданских формирований заявляют, что снимают свое требование об обязательном сохранении административно-территориального образования на новых землях, отказываются от восстановления Новолакского района, при такой постановке проблемы на практике это означало бы его создание. Совершенно очевидно, что кумыки на это не согласятся. Заявление руководства «Тенглика» не оставляет никаких сомнений в том, что осуществление изложенной выше программы переселения .повлечет за собой тяжелые последствия для всего региона [47].
В этой сложной обстановке и прошел в конце декабря 1991 года упомянутый выше съезд чеченцев Ауха; был избран Исполком, который стал центром консолидации всего национального движения, штабом, формирующим идеологическую, политическую стратегию движения в рамках всего Дагестана, и координирующим предпринимаемые конкретные шаги по реализации плана восстановления Ауховского района. Более того, образованный из 17 человек, этот комитет отчасти взял на себя функции «национального правительства» (мы прибегаем к столь сильным формулировкам потому, что, как нам представляется, местное население способно не только отдать Исполкому голоса на выборах, но и «подняться» по его призыву).
О намерении Исполкома контролировать и регулировать в будущем все экономические, социальные и политические процессы в зонах компактного проживания аккинцев свидетельствуют принятые на съезде документы. Исполком признан «высшим исполнительным органом общественного самоуправления чеченцев Ауха» [48]. Создаются «органы общественного самоуправления», которые «действуют во взаимодействии с органами государственной власти и управления и не имеют целью подмену их функций». Однако предусматривается расширение полномочий этих институтов в случае, если какие-либо учреждения или законы, дагестанские и российские, будут противоречить «естественным и неотъемлемым правам и интересам чеченцев Ауха» [49]. Здесь не стоит рассуждать о конституционности такого подхода. Важнее понять, что идет поиск новых, адекватных реальности властных структур. Первые же шаги Исполкома в начале 1992 года не оставляют на сей счет никаких сомнений.
Было сделано существенное уточнение: восстановление Ауховского района не решает в полной мере проблемы реабилитации чеченцев в Дагестане. Тысячи людей в том трагическом 1944 году проживали вне этого района. Необходимо и в отношении их восстановить справедливость, хотя бы частично им и их потомкам компенсировать нанесенный ущерб.
Болезненной для чеченцев-ауховцев является диспропорция в кадровой структуре района. О том, как распределяются места руководителей предприятий и организаций в Хасавюрте (в отношении к национальной принадлежности), свидетельствуют следующие данные [51]:
Таким образом, около половины постов в городе сосредоточено в руках лиц кумыкской национальности. Аналогичные данные и по другим руководящим работникам более низких рангов, т.е. главных инженеров, заместителей руководителей предприятий и т.д. Существуют сферы, в которых диспропорции в национальном составе вызывают у чеченцев особое раздражение: в медицинских учреждениях практически нет врачей-чеченцев;’ в местном ОВД в руководящих структурах лишь один представитель чеченской национальности; в сферах обслуживания и строительства преобладают чеченцы, однако руководство их почти полностью кумыкское по составу. Все это создает серьезные препятствия развитию местной чеченской интеллигенции. После 1957 года, примерно в течение десятилетия по возвращении в родные места, основные свои усилия субэтнос затрачивал на адаптацию. С конца 60-годов, с ростом благосостояния чеченского населения, у людей возникло желание дать образование новому поколению: увеличилось число молодых людей, поступающих в вузы, преимущественно за пределами Дагестана, в Грозном, в городах России. По возвращении они не находили применения своим профессиональным знаниям, оказывались невостребованными и неинтегрированными в местную управленческую и хозяйственную структуру. Теперь все эти вопросы в сознании многих связываются с кумыкско-чеченскими и аварско-чеченскими противоречиями.
Данная проблема продолжает волновать тысячи людей. Однако напрасно, на наш взгляд, один из лидеров чеченцев подчеркивает, что в вопросах кадровой политики ему «совершенно непонятна позиция Кумыкского Народного Движения «Тенглик» [52]. Последний, как и аварский Народный фронт им. Шамиля, не может реально влиять на расстановку кадров в районе. Выход здесь видится в выборах, в формировании нового городского и районного Советов уже на многопартийной основе. Именно партиями по существу являются все перечисленные национальные движения, которые и смогут прийти к согласию по кадровым вопросам, Позднее, в результате переговоров между всеми местными гражданскими формированиями, должна быть определена и законодательно закреплена квотная система представительства различных этнических групп в структурах власти региона.
О том, что напряжение у чеченского населения Хасавюртовского района продолжает нарастать, свидетельствует заявление, сделанное Исполкомом съезда чеченцев Ауха 11 марта 1992 года. В нем, в отличие практически от всех до этого принятых документов, критике подвергается не руководство России, а непосредственно республиканская власть. «В Дагестане право — это воля двух-трех господствующих в силу своей численности наций, облаченная в закон… Сегодня народные депутаты всех уровней и государственные чиновники проводят узконациональную политику открыто, не таясь. Имея такую власть в Дагестане, наш народ вынужден принимать защитные меры от экспансий господствующих в Дагестане наций… До тех пор, пока существующая система власти в республике позволяет отдельным народам использовать свое численное превосходство для удовлетворения своих узконациональных интересов в ущерб интересам народов с меньшей численностью, до тех пор, пока эти народы используют данную возможность — в республике не будет ни дружбы, ни интернационализма, ни общественного спокойствия» [53].
В качестве первоочередных задач Исполком и возглавляемое им национальное движение выдвигают восстановление Ауховского района в полном объеме (на усеченный район, без заселенных ныне преимущественно аварцами селений Акташ-Аух и Юрт-Аух, чеченские гражданские формирования едва ли согласятся), обретение прежних названий сел, аулов и т.д., проведение кадровой политики, учитывающей национальный состав данного района, представительство в высших республиканских структурах чёченцев-ауховцев.
Однако они полагают, что восстановления Ауха как административной единицы республики будет недостаточно. По их мнению, Дагестан представляет собой «искусственное образование». Это верно в том смысле, что современное административно-территориальное устройство стало архаичным. Только федерация может отражать интересы населяющих Дагестан народов. Аух (округ, штат, республика) в рамках федеративного Дагестана сможет наиболее благоприятным образом организовать бытие аккинской этнической группы, поддерживать связи как со всеми народами Дагестана, так и с Чеченской республикой. Если пойти по этому пути, то отдельные проблемы, к примеру, о принятии аккинцами двойного гражданства Дагестана и Чеченской республики, станут второстепенными.
Многим такой подход может показаться угрожающим целостности Дагестана. Однако если внимательнее взглянуть на действительную ситуацию в республике, то станет очевидным следующее: в первые же выборы (досрочные или очередные) к власти в различных районах Дагестана придут лидеры тех или иных национальных гражданских движений, которые неизбежно будут трансформировать находящиеся под их контролем административно-территориальные образования в национально-территориальные. Нельзя остановить процесс, который уже набрал силу.
АБХАЗИЯ. Абхазия оплатила электричество из России до 22 ноября
Посол РА подарил Университету Патры литературу о культуре и истории Армении
Бельгийские политические деятели требуют от Баку освободить армянских пленных
ГРУЗИЯ. В Ташкенте заработало представительство крупного китайского банка
ГРУЗИЯ. Оппозиционный протест перекроет площадь Героев в Тбилиси
Армения официально стала 104-м полноправным членом Международного солнечного альянса
Директор СС МВД РА и представитель ВБ обсудили ситуацию на территории завода «Наирит»