ДАЙДЖЕСТ: |
В феврале 1936 г. вышло постановление II пленума облисполкома Чечено-Ингушской автономной области по обсуждению постановления ВЦИК СССР «О нарушении национальной политики в Северо- Кавказском крае». В постановлении горрайсоветы, райисполкомы и сельсоветы обвиняются в недооценке «глубокого политического вопроса коренизации советского и хозяйственного аппарата », подготовки национальных кадров, вовлечения лиц коренной национальности в производство, обслуживания коренного населения на их родном языке и далее. Пленум облисполкома предупреждает организации и учреждения, должностных лиц, что «игнорирование и противодейст вие мероприятиям по созданию национального пролетариата, коренизации госаппарата и переводу делопроизводства на родной язык будут рассматриваться как контрреволюционная вылазка классового врага» и обязует гор-, рай- и сельсоветы «довести к концу 1936 г. удельный вес чеченцев и ингушей в аппарате до 60%, разработать вопрос о преподавании в сельских школах на родном языке, ввести родной язык во все школы, средние, профессиональные и высшие учебные заведения в городе; организовать курсы по подготовке работников для советского аппарата - секретарей, машинисток, бухгалтеров, счетоводов, инструкторов и т.д., организовать спецкурсы по изучению коренного языка для других национальностей, постоянно работающих в области и не владеющих чеченским и ингушским языками; утвердить организацию 70 школ в районах для малограмотных и неграмотных работников чеченцев и ингушей на родном языке и 22 школы по изучению коренных языков для работников других национальностей; выделить на все мероприятия деньги». Такого продуманного и всеохватывающего постановления не было больше никогда за время существования Чечении и Ингушетии, да и других Северо-Кавказских республик. 5 декабря 1936 года ЧИ Автономная область была преобразована в ЧИ АССР со столицей г. Грозным . К концу 1936 - началу 1937 гг. на 70% была произведена «коренизация» аппарата. Получили назначение и были приняты на работу все, кто имел хоть какое-нибудь образование и авторитет среди населения. Но они еще только приступили к своей работе, а в ночь с 31 июля на 1 августа 1937 года по составленным спискам НКВД была проведена по всем селам и районам «генеральная операция по изъятию антисоветских элементов» - 14 тысяч человек были арестованы, одни расстреляны, а другие сосланы в концлагеря. Но и этого показалось чекистам недостаточно.
В октябре 1937 г. был распутан очередной «буржуазно-националистический клубок» в Чечено- Ингушской АССР. В только что отстроенном Доме Культуры был созван Пленум ЧИ обкома с приглашением всех ответственных работников городов, районов и сел республики, был сделан доклад о тайных делах этого «клубка» и прямо здесь в зале все чеченцы и ингуши были арестованы, начиная с Председателя Правительства и кончая самыми простыми чиновниками сельсоветов (директор музея, директор НИИ, управляющий торговлей, комиссары земледелия, здравоохранения, просвещения, финансов, председатель Союза писателей и т.д.). Аресты продолжались до ноября 1938 г. и было арестовано только из аппарата власти 137 человек. Чечено-Ингушетия была очищена от «врагов» народа. В результате репрессий с 1929 по 1938 гг. погибшие составили 205,8 тыс. Человек, поэтому это замечательное постановление 1936 г. осталось нереализованным - некому было его реализовывать . Между тем продолжается развитие чеченского общества и чеченской культуры.
С 1 сентября 1938 г . начал работу педагогический институт, на трех его факультетах: историческом, физико- математическом и филологическом обучалось 130 студентов на дневном отделении, 60 студентов - на вечернем, 147 - на заочном. Начал работать Национальный театр песни, музыки и пляски и открылась музыкальная школа и техникум. Были организованы творческие союзы писателей, художников, архитекторов и композиторов. Распахнул двери Музей изобразительных искусств, начал работать Дом народного творчества. В республике издавалось 16 газет, работало 3 вуза, 15 средних учебных заведений, 408 школ, 5 театров, 248 библиотек и 212 изб-читален. Ликвидировали неграмотность 75% населения. Новые социальные и политические условия - бурное развитие экономики и культуры, массовое вовлечение чеченцев в трудовую и общественную жизнь республики, резкое повышение грамотности, издание художественной литературы, открытие школ, средних и высших учебных заведений, музеев, театров, выход общественно-публицистической и политической литературы, появление телефонной связи и радио - внесли в чеченский язык, как и в другие языки, огромный пласт заимствований из русской и интернациональной лексики, способствовали образованию новых слов средствами самого языка, калек, полукалек, расширению семантики собственных слов в языке, дальнейшему развитию словарного состава, терминологии, усовершенствованию графики, орфографии, ускоренному развитию чеченского литературного языка, становлению его норм, расширению сфер его употребления. Введение обязательного школьного образования способствовало распространению литературного языка в тех сферах общения, где раньше господствовали диалекты.
За короткий срок были разработаны основы чеченской письменности и орфографии, созданы учебные грамматики, справочники, словари. Работа по изучению основных вопросов фонетики, грамматики, лексикологии, диалектологии и истории, археологии и фольклору, способствовала решению практических проблем, связанных с установлением устных норм чеченского языка и созданием норм письменного функционирования. Из русского языка и через русский язык в эти годы была заимствована в основном терминология - научно-техническая, учебно-педагогическая, медицинская, военная, административная и т.д.:
савет - совет,
делгат - делегат,акти - актив,
пилен - пленум,сезд - съезд,
пирсадатал - председатель,правлени - правление,
собрани - собрание,юьхьанцара парторганизаци - первичная парторганизация,
пхIашеран план - пятилетний план,культуран министерство - министерство культуры,
министрийн Совет - Совет министров,дохтар - доктор,
коьрта инжнер - главный инженер,
тихнолог - технолог,библиотека - библиотека,
лекци - лекция,лакхара образовани - высшее образование,
стипенди - стипендия,тирмомер - термометр,
амбулатори - амбулатория,бальниц - больница,
артист -артист,культуран цIа - дом культуры,
Iилман статья - научная статьяи т.д.
![]() |
ЧЕЧНЯ. Ученые из США выяснили, что протеиновые батончики мешают организму усваивать белок
АДЫГЕЯ. В Адыгее завершается Первый круг первенства республики по футболу среди юношей
ЧЕЧНЯ. ФК «Ахмат» одержал победу над ФК «Урал» со счётом 2:0
КАЛМЫКИЯ. В Калмыкии открыли памятник генералу-майору милиции Владимиру Илишкину
АСТРАХАНЬ. В Астраханской области в страшном ДТП разбились насмерть трое полицейских
ЧЕЧНЯ. Сотрудники МЧС России и военнослужащие Росгвардии провели совместную тренировку