Мультипортал о Чеченской Республике

Последние из шапсугов

Просмотров: 2 548Комментариев: 0


ДАЙДЖЕСТ ПРЕССЫ:

Аслан Бзаров

 

Выселение адыгов с земель Кавказа для разных субэтнических групп этого народа являлось в некотором смысле коренным моментом в их истории. Так, например, такой субэтнос как шапсуги, который почти полностью был переселён в шестидесятые годы девятнадцатого века, практически совсем ассимилировался и не сохранил индивидуальности черт культуры, которые их выделяли даже на фоне других народов адыгской семьи. На сегодняшний день хранителями шапсугского языка и значительной части культуры является небольшая четырёхтысячная группа представителей этого субэтноса, расположенная в некоторых аулах Лазаревского и Туапсинского районов Краснодарского края.

 

Былые времена

 

Если учитывать информацию исторических источников, то шапсуги — это относительно молодой субэтнос. Первое упоминание о них как об отдельной народности наблюдается в турецких исторических трудах восемнадцатого века. Их упоминанием отличился турецкий историк и философ Мухаммад Риза: «Живущие в долине реки Шапсхо люди — чрезвычайно интересный народ. Несмотря на большое родство с соседними народами их отличает ревностное отношение к новой религии, которую они совсем недавно приняли, интересный говор с использование очень большого числа звуков. И чтобы стать частью их народа не обязательно родиться у них — можно просто прийти и изъявить желание. Таким способом их число увеличивается за счёт беглых рабов из народа абазе и других».

 

Российские источники, в частности, черновики писателя Александра Бестужева, сообщают, что в первой половине девятнадцатого века шапсуги составляли одну из основных частей всего адыгского народа — примерно треть. Так же писатель сообщает об их интересной культуре, сформировавшейся по иному принципу, чем культуры соседних народов, об их быте и воинственности. На счёт последнего было сказано следующее: «Я видел много горцев в бою, но, признаться, лучше шапсугов не видал; они постигли в высшей степени правило: вредить как можно более, подвергаясь как можно менее вреду… Дворяне их отчаянно храбры; но одна беда: никак не действуют заодно».

 

Итогом такой храбрости стало столь печально известное выселение основной массы шапсугов в комплексе с другими народностями адыгов. Примерное число выселенных шапсугов расценивалось даже в 350 тысяч, но точные цифры не известны. На землях же сегодняшнего Краснодарского края осталась лишь пара тысяч. Долгое время оставшиеся не испытывали сильного влияния пришлых народов: русских, армян и некоторых прочих, но в последнее время наблюдается некоторая отрицательная тенденция, согласно которой субэтнос просто может стать частью истории, тогда как в будущем мире их может совсем не стать.

 

«Живые» времена

 

Несмотря на малочисленность и плотное соседство с русским населением шапсуги долгое время умудрялись сохранять свой язык и уникальность своей культуры. Более того во время Советского Союза шапсуги даже не значились как одно из национальных меньшинств, то есть официально их в СССР вообще не существовало. Хотя шапсуги, насколько известно, проявляли себя очень даже преданно в плане верности Советскому Союзу, о чем говорит звание Героя Советского Союза, коим не смотря на крайнюю малочисленность обладали некоторые шапсуги, например, Айдамир Ачмизов. Но в список народов страны эта народность была включена лишь в девяностые годы, и согласно переписи населения их число составляет три тысячи девятьсот человек.

 

В адыгской среде очень активно обсуждается вопрос сохранения субэтноса шапсугов. И как ни странно, в первую очередь таковую благородную цель для себя ставит так называемая ассоциация адыгов-шапсугов Причерноморья, которая также известна как «Адыгэ Хасэ» причерноморских адыгов-шапсугов . И в самом деле активности этой организации можно только позавидовать. В сфере их действий во благо шапсугов лежит множество свершений, но, пожалуй самое примечательное  — это обращение внимания правительства на проблемы малого народа, что привело к выделению 5 миллионов рублей на «сохранение исконной среды обитания и традиционного образа жизни в Лазаревском и Туапсинском районах». Председатель «Адыгэ Хасэ» шапсугов М.Чачух в своем недавнем докладе изложил следующее по поводу распределения вышеупомянутых финансов: «Эти средства позволили укрепить материально-техническую базу учреждений культуры в аулах, а также Центра адыгской культуры Лазаревского Центра Национальных Культур на общую сумму 3 млн. 760 тыс. руб., учреждений образования на общую сумму 1 млн. 460 тыс. руб. Кроме того, эта программа позволяет нам проводить ежегодно целый ряд интересных и ярких культурно-массовых и спортивно-массовых мероприятий». Также стоит отметить, что Международная Черкесская ассоциация, которая объединяет все региональные «Адыгэ Хасэ» способствовала введению шапсугского языка в качестве предмета для учащихся 2-9 классов некоторых школ со смешанным составом Лазаревского и Туапсинского районов. Одним из важных моментов в деятельности «Адыгэ Хасэ» по сохранению шапсугской культуры, а скорее даже по ее «подчеркиванию» является открытие музея «Усадьба причерноморского шапсуга», который находится в городе Сочи. Также весомым инструментом в сохранении самобытности и вообще этноса служит газета «Шапсугия», открытая тоже благодаря черкесской ассоциации.

 

Страшит будущее

 

Несмотря на вышеперечисленные предпринятые меры ситуация с ассимиляцией и с фактическим вырождением шапсугов ныне властвует. «Однако, с сожалением приходится констатировать, что все эти меры не дали никаких результатов» — так комментирует сегодняшнее положение всё тот же Чачух. И действительно, меры по сохранению языка не эффективны — число говорящих на исконном шапсугском диалекте падает, это обусловлено в первую очередь русификацией, порождённой от плотного контакта исключительно с русскоговорящим населением и смешанными браками — впрочем, такая проблема стоит практически у всех малых народов и народностей сегодняшнего Кавказа. Также стоит учитывать проблему ареала расселения шапсугов. Располагаясь в курортной зоне, эти земли оказываются всё более сужаемыми из-за развития туристского сегмента, что влечёт также и переселения.

 

Из выше написанного следует две весьма важные проблемы. Одна была уже обозначена — возможность исчезновения шапсугов, что очень даже печально, но вторая проблема является не менее волнующей — это непринятие определёнными инстанциями ст. 69 Конституции Российской Федерации, которая сформулирована следующим образом: «Российская Федерация гарантирует права коренных малочисленных народов в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации».

 

В докладе же Чачуха есть некоторые моменты указывающие, что загвоздка масштабной реализации возможностей, даруемых Конституцией, по вопросам развития и сохранения культуры шапсугов состоит именно в том, что некоторые местные административные власти отчасти противятся этому. Также упоминались и другие варианты, но суть их состояла именно в несогласии — может, конечно, и не сознательном — со ст.69 Конституции РФ.

 

Можно всё интерпретировать по принципу «как хочется — так и вздумается», но вот шапсугам это особо не поможет, которым грозит исчезновение, в котором могут оказаться виновными всего лишь навсего корыстные до мозга и костей «людишки», наделённые малой толикой власти. А если на этом фоне вспомнить недавний резонанс, который последовал за признанием грузинским Парламентом геноцида черкесов, то 2014 год может оказаться не годом славы, а наоборот — жертв и позора.


Источник: Кавказская политика

Добавить комментарий

Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив

Время в Грозном

   

Календарь новостей

«    Июль 2019    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031 

Это интересно

Онлайн вещание "Грозный" - "Вайнах"


Наша реклама

checheninfo.ru       checheninfo.ru