ДАЙДЖЕСТ: |
Аслан Бзаров
Выселение адыгов с земель Кавказа для разных субэтнических групп этого народа являлось в некотором смысле коренным моментом в их истории. Так, например, такой субэтнос как шапсуги, который почти полностью был переселён в шестидесятые годы девятнадцатого века, практически совсем ассимилировался и не сохранил индивидуальности черт культуры, которые их выделяли даже на фоне других народов адыгской семьи. На сегодняшний день хранителями шапсугского языка и значительной части культуры является небольшая четырёхтысячная группа представителей этого субэтноса, расположенная в некоторых аулах Лазаревского и Туапсинского районов Краснодарского края.
Былые времена
Если учитывать информацию исторических источников, то шапсуги — это относительно молодой субэтнос. Первое упоминание о них как об отдельной народности наблюдается в турецких исторических трудах восемнадцатого века. Их упоминанием отличился турецкий историк и философ Мухаммад Риза: «Живущие в долине реки Шапсхо люди — чрезвычайно интересный народ. Несмотря на большое родство с соседними народами их отличает ревностное отношение к новой религии, которую они совсем недавно приняли, интересный говор с использование очень большого числа звуков. И чтобы стать частью их народа не обязательно родиться у них — можно просто прийти и изъявить желание. Таким способом их число увеличивается за счёт беглых рабов из народа абазе и других».
Российские источники, в частности, черновики писателя Александра Бестужева, сообщают, что в первой половине девятнадцатого века шапсуги составляли одну из основных частей всего адыгского народа — примерно треть. Так же писатель сообщает об их интересной культуре, сформировавшейся по иному принципу, чем культуры соседних народов, об их быте и воинственности. На счёт последнего было сказано следующее: «Я видел много горцев в бою, но, признаться, лучше шапсугов не видал; они постигли в высшей степени правило: вредить как можно более, подвергаясь как можно менее вреду… Дворяне их отчаянно храбры; но одна беда: никак не действуют заодно».
Итогом такой храбрости стало столь печально известное выселение основной массы шапсугов в комплексе с другими народностями адыгов. Примерное число выселенных шапсугов расценивалось даже в 350 тысяч, но точные цифры не известны. На землях же сегодняшнего Краснодарского края осталась лишь пара тысяч. Долгое время оставшиеся не испытывали сильного влияния пришлых народов: русских, армян и некоторых прочих, но в последнее время наблюдается некоторая отрицательная тенденция, согласно которой субэтнос просто может стать частью истории, тогда как в будущем мире их может совсем не стать.
«Живые» времена
Несмотря на малочисленность и плотное соседство с русским населением шапсуги долгое время умудрялись сохранять свой язык и уникальность своей культуры. Более того во время Советского Союза шапсуги даже не значились как одно из национальных меньшинств, то есть официально их в СССР вообще не существовало. Хотя шапсуги, насколько известно, проявляли себя очень даже преданно в плане верности Советскому Союзу, о чем говорит звание Героя Советского Союза, коим не смотря на крайнюю малочисленность обладали некоторые шапсуги, например, Айдамир Ачмизов. Но в список народов страны эта народность была включена лишь в девяностые годы, и согласно переписи населения их число составляет три тысячи девятьсот человек.
В адыгской среде очень активно обсуждается вопрос сохранения субэтноса шапсугов. И как ни странно, в первую очередь таковую благородную цель для себя ставит так называемая ассоциация адыгов-шапсугов Причерноморья, которая также известна как «Адыгэ Хасэ» причерноморских адыгов-шапсугов . И в самом деле активности этой организации можно только позавидовать. В сфере их действий во благо шапсугов лежит множество свершений, но, пожалуй самое примечательное — это обращение внимания правительства на проблемы малого народа, что привело к выделению 5 миллионов рублей на «сохранение исконной среды обитания и традиционного образа жизни в Лазаревском и Туапсинском районах». Председатель «Адыгэ Хасэ» шапсугов М.Чачух в своем недавнем докладе изложил следующее по поводу распределения вышеупомянутых финансов: «Эти средства позволили укрепить материально-техническую базу учреждений культуры в аулах, а также Центра адыгской культуры Лазаревского Центра Национальных Культур на общую сумму 3 млн. 760 тыс. руб., учреждений образования на общую сумму 1 млн. 460 тыс. руб. Кроме того, эта программа позволяет нам проводить ежегодно целый ряд интересных и ярких культурно-массовых и спортивно-массовых мероприятий». Также стоит отметить, что Международная Черкесская ассоциация, которая объединяет все региональные «Адыгэ Хасэ» способствовала введению шапсугского языка в качестве предмета для учащихся 2-9 классов некоторых школ со смешанным составом Лазаревского и Туапсинского районов. Одним из важных моментов в деятельности «Адыгэ Хасэ» по сохранению шапсугской культуры, а скорее даже по ее «подчеркиванию» является открытие музея «Усадьба причерноморского шапсуга», который находится в городе Сочи. Также весомым инструментом в сохранении самобытности и вообще этноса служит газета «Шапсугия», открытая тоже благодаря черкесской ассоциации.
Страшит будущее
Несмотря на вышеперечисленные предпринятые меры ситуация с ассимиляцией и с фактическим вырождением шапсугов ныне властвует. «Однако, с сожалением приходится констатировать, что все эти меры не дали никаких результатов» — так комментирует сегодняшнее положение всё тот же Чачух. И действительно, меры по сохранению языка не эффективны — число говорящих на исконном шапсугском диалекте падает, это обусловлено в первую очередь русификацией, порождённой от плотного контакта исключительно с русскоговорящим населением и смешанными браками — впрочем, такая проблема стоит практически у всех малых народов и народностей сегодняшнего Кавказа. Также стоит учитывать проблему ареала расселения шапсугов. Располагаясь в курортной зоне, эти земли оказываются всё более сужаемыми из-за развития туристского сегмента, что влечёт также и переселения.
Из выше написанного следует две весьма важные проблемы. Одна была уже обозначена — возможность исчезновения шапсугов, что очень даже печально, но вторая проблема является не менее волнующей — это непринятие определёнными инстанциями ст. 69 Конституции Российской Федерации, которая сформулирована следующим образом: «Российская Федерация гарантирует права коренных малочисленных народов в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации».
В докладе же Чачуха есть некоторые моменты указывающие, что загвоздка масштабной реализации возможностей, даруемых Конституцией, по вопросам развития и сохранения культуры шапсугов состоит именно в том, что некоторые местные административные власти отчасти противятся этому. Также упоминались и другие варианты, но суть их состояла именно в несогласии — может, конечно, и не сознательном — со ст.69 Конституции РФ.
Можно всё интерпретировать по принципу «как хочется — так и вздумается», но вот шапсугам это особо не поможет, которым грозит исчезновение, в котором могут оказаться виновными всего лишь навсего корыстные до мозга и костей «людишки», наделённые малой толикой власти. А если на этом фоне вспомнить недавний резонанс, который последовал за признанием грузинским Парламентом геноцида черкесов, то 2014 год может оказаться не годом славы, а наоборот — жертв и позора.
"Победа" не собирается прекращать выполнять зарубежные рейсы
Володин принял участие в церемонии прощания с президентом Ирана
ВОЛГОГРАД. Ученые: Количество мошки в Волгоградской области в этом году будет в пределах нормы
РОСТОВ. В Ростове женщина пыталась откупить сына от службы в армии
РОСТОВ. В Ростовской области опубликованы данные о заплатах руководства медучреждений минздрава
АЗЕРБАЙДЖАН. Анкара: мирный договор между Баку и Ереваном позитивно скажется на развитии региона
АЗЕРБАЙДЖАН. Пашинян показал карту для делимитации границы Армении и Азербайджана
АЗЕРБАЙДЖАН. В Ханкенди задержали владельца незаконного склада оружия
КРАСНОДАР. Ответивший за откровенные фотографии полицейский получил повышение
ЧЕЧНЯ. Фонд «Защитники Отечества» помог матери погибшего бойца получить заслуженную награду
КРАСНОДАР. Более 190 кубанских компаний успешно внедрили бережливые технологии
ЧЕЧНЯ. Общество «Знание» объявило о приеме заявок на конкурс лекторов