ДАЙДЖЕСТ: |
Поэтому не происходило и существенного технического прогресса, не развивалась система административно-территориального управления, и в составлении документов просто не было необходимости. Книги и газеты, в которых могли бы фиксироваться происходившие в земле адыгов события, заменяли народу устные сказания и, особенно, песни. В те времена, когда не было телевизоров, магнитофонов и прочей развлекательной техники, на праздничном застолье или во время монотонной работы, или долгого пути по пустынной дороге люди занимали себя тем, что сами пели нравившиеся им песни. Однажды сочиненная кем-нибудь и завоевавшая признание окружающих, песня передавалась из поколения в поколение. Уже не помня – кто был автором, люди исполняли ее, когда у них было соответствующее настроение.
На Кавказе были и профессиональные сочинители и исполнители песен, которые очень уважались обществом, были желанными гостями и у простолюдина, и у князя, приглашались на свадьбы и другие торжества, и безбедно жили, всегда получая кров, пищу и одежду за свой талант. Они же становились хранителями информации об исторических событиях и личностях, так как по сложившейся традиции песнелюбивый народ слагал очередное поэтическое произведение после каждого сколько-либо значимого для его жизни происшествия. Впрочем, любая нация описывала свою жизнь таким образом, например, расцветшая в VII – VI веках до н. э. лирика Греции дошла и до наших дней, что помогает историкам глубже понять подоплеку конкретного события, произошедшего в этой империи . Однако, вернемся к адыгской песне – сочиненные на темы военных событий и социальной борьбы внутри самого адыгского народа, они обычно представляют собой описание личности и поступков участников тех. Герои восхваляются в песнях, описываются их доблесть и удаль, а в случае гибели героев песня приобретает трагический характер с типичным восклицанием «гущэ» (о, горе!).
Но песни сочинялись не только о героях, сражавшихся за свободу народа с чужеземным врагом или пытавшимися усилить свою власть феодалами. Существовали и сочинения, позорившие и проклинавшие предателей, врагов, притеснителей народа.
Поскольку песня, кочуя между адыгскими селениями, передаваясь из поколения в поколение, могла сохраняться веками, сохранялось и особое уважение людей к потомкам героя, его роду. Напротив, враги и предатели могли через народные песни об их поступках надолго опозорить свой род. Чтобы смыть с себя позор, род нередко предпочитал отказать заслужившему дурную славу своему соплеменнику в покровительстве, и поэтому попасть в обличающую песню всерьез боялись.
Около 400 – 450 лет существует песня о битве адыгского племени абадзехов с войском пытавшихся подчинить их своей власти кабардинских князей в горном проходе Ошнеу (Ощнэlу).
Одним из важнейших событий в истории адыгского эпоса является антифеодальная борьба простого народа племени шапсугов конца XVIII века, вылившаяся в войну между шапсугами и поддержавшими их феодалов бжедугами – другим адыгским племенем. Ее кульминацией стала битва между шапсугами и бжедугами при реке Бзиюк 10 июня 1796 года. Об этой битве была сложена и в XX веке широко известная песня, в которой воспевается мужество и упорство бжедугских князей, участвовавших в сражении (песня сочинена бжедугами). Но песни, сложенные племенами, боровшимися с феодальным гнетом (о предводителях народных движений Айдемиркане – у кабардинцев, Кочасе Хатхе – у шапсугов, Урусбие Мафоко – у бжедугов, и других), наоборот, изображают феодалов трусливыми, подлыми и даже физически уродливыми.
Очень много адыгских песен сохранили информацию о войне с царской Россией XIX века (Кавказская война), в ходе которой большинство адыгского этноса погибло или переселилось с древней земли адыгов в Османский Халифат. Это – песни, описывающие трагические события: песни – плачи, песни прощания с родными селениями, родными могилами («Плач о старой Лабе», «Плач о съеденном селении», «О разоружении», «Об изгнании»); восхваляющие героев войны («О ночном нападении кабардинцев», «О битве при устье Фарса», о Мухаммеде Коджебарезуко), обличающие российских генералов («Дети, не играйте шашкой» – о А. А. Вельяминове, «Песня о Зассе») и служивших российскому правительству представителей адыгской знати (А. Могукорова, Б. Абатова и других).
Немало исторических народных песен в репертуаре ансамбля народной песни «Исламей», созданного в 1991 году в Адыгее, который можно назвать хранителем адыгского песенного эпоса, осуществляющего посредством искусства связь времен, связь поколений.
АЗЕРБАЙДЖАН. Байрамов исключил возможность встреч между Баку и Ереваном до декабря
Ю.ОСЕТИЯ. Почему в Евросоюз больше не верят? | Алексей Наумов. Разбор
ВТБ вернул пенсионерам более 100 млн рублей, похищенных мошенниками
ИНГУШЕТИЯ. В с.п. Южное Малгобекского района открылся новый ФАП
АДЫГЕЯ. Предпринимателей обеспечат господдержкой в промпарке «Энем»