ДАЙДЖЕСТ: |
Языковые и антропологические (а адыги принадлежат к понтийскому типу кавказо-балканской подрасы южной ветви европеоидной расы) характеристики, некоторые элементы культуры указывают на то, что адыги являются потомками племен, населявших земли, прилегающие к Азовскому, Черному и Средиземному морям, еще в первобытную эпоху. Древние хетты, вернее – их предки, до своей языковой ассимиляции с индоевропейскими племенами тоже говорили на языке, похожем на адыгский и абхазский.
Однако по-настоящему единым народом адыги осознали себя, когда пришедшие из степей к северу от кавказской земли различные кочевые племена оттеснили их с приазовских равнин в горы за реку Кубань. В разные века города на побережьях Черного и Азовского морей, через которые адыги вели торговлю с другими странами занимали гунны, византийцы, хазары, а во времена Киевской Руси русские князья основали на крайнем западе Кавказа – близ устья Кубани, Тмутараканское княжество. Затем эти города заняли генуэзцы (итальянцы).
В основном отношения пришлых народов с адыгами сводились к мирной торговле, но нередко случались и столкновения: бывало, что пришельцы пытались покорить и обложить данью свободолюбивое местное население, а бывало и наоборот – адыгские вожди, собрав сильное войско, начинали брать дань с приморских городов. В XIII веке же адыгские земли, как и весь Северный Кавказ, подверглись агрессии монголо-татар. Однако татары, привыкшие к открытым степям, не смогли овладеть высокими и заросшими лесами горами Западного Кавказа, в которых от них и укрылись адыги. По-настоящему местное население так и не покорилось татарским ханам. В горах люди начали заниматься полукочевым скотоводством, то есть, летом перегоняли овец и лошадей на высокогорные пастбища, а зимой, когда те покрывались снегом, спускались со стадами в защищенные от врагов лесными зарослями горные долины.
Постоянно сражаясь с агрессорами, защищая свое тяжелым трудом нажитое имущество, адыги стали искусными и отважными воинами, умело использовали в сражении пересеченный рельеф местности. Личное мужество и предприимчивость всегда очень высоко ценились в их среде. Адыгские воины сами стали наносить тяжелые поражения татарским войскам, и к XVII веку, когда единое татарское государство Улус Джучи (Золотая Орда) распалось, адыги широко расселились по степным районам Северного Кавказа от Дона до Терека. Этническая территория адыгов в то время занимала сегодняшние юг Ростовской области, весь Краснодарский край, запад Ставропольского края, север Карачаево-Черкесии и Северной Осетии, большую часть территории современной Кабардино-Балкарии.
Но среди адыгских племен никогда не было единства: любой князь не считал себя обязанным кому-то подчиняться. Поэтому купцам и путешественникам было опасно проезжать в те времена через Кавказ: можно было получить разрешение одного князя на проезд через земли его племени, но дальше была территория другого князя, где путников могли ограбить или взять в плен. Поэтому татары и турки, а за ними и остальной мир прозвали адыгов – «черкес» (отрезающий путь). В России их так называли вплоть до начала XX века. Тем не менее, в Средние Века немало путешественников побывало в этих землях, и они собрали уникальный материал, увековечив в своих записках обычаи народов Северного Кавказа вообще, и адыгов – в частности, которые, как можно судить по описаниям исследователей разных веков, изменялись со временем очень незначительно.
В Средневековье подавляющее большинство адыгов исповедовало древние языческие верования, одухотворявшие силы природы. Особое поклонение осуществлялось богу грома и молнии Шыблэ. Смерть от удара молнией считалась почетной. Для вызова дождя, плодовитости скота, лечения больных люди совершали ритуальные действия с песнопениями и заклинаниями. Многие представители знати исповедовали христианскую религию – ортодоксального толка, принесенную из Византии или католического, завезенную из Италии.
В XVI веке генуэзские колонии по берегам Черного и Азовского морей захватили османские войска, а в северокавказских степях усилилось военное влияние крымских ханов, которые то сами по себе воевали с адыгами, то за дары в виде невольников поддерживали каких-либо адыгских князей в их усобицах. Из Крыма и Османского Халифата на Западный Кавказ пришел Ислам, который быстро стал распространяться среди местного населения – сначала союзной Крыму и османам знати, а затем и простого народа. Между адыгами, принявшими Ислам, и приверженцами старых верований долго шла ожесточенная борьба. На стороне местных мусульман всегда выступали Крымское ханство и Османский Халифат, а их противники впервые обратились за помощью к России. Борьба между адыгскими князьями, а за ними – между крымско-османскими силами и русскими войсками, с переменным успехом продолжалась до конца XVIII века. Даже когда Ислам распространился на подавляющее большинство адыгского населения, существенно повлияв на его культуру и быт, многие племена и роды, дорожа своей свободой, не желали подчиняться ни султану или хану, ни русскому царю, продолжая сопротивляться и Халифату, и России. Но при этом адыгские племена так и не пожелали объединяться друг с другом даже для достижения одной цели.
В конце XVIII века Крымское ханство пало под ударами русских войск, и Россия начала активное военно-колонизаторское проникновение на Западный Кавказ. При всей своей отваге и военном искусстве разобщенные адыгские племена не смогли успешно противостоять сильной и хорошо организованной русской армии. Сначала адыги оставили большинство степей Предкавказья, переселившись за Кубань и в предгорья Центрального Кавказа, уступив свои земли казачьим поселенцам. Итоги Кавказской войны (долгой и кровавой – о ней здесь на history-thema.com несколько обширных статей) таковы, что большинство выживших в ней адыгов переселилось в пределы Османского Халифата. Основные места проживания диаспор на сегодняшний день – это турецкие провинции Сакарья, Балькесир, Самсун, Токат, Кайсери и другие. По подсчетам Руслана Махоша – автора очень интересной книги об истории, происхождении и быте адыгов «Зов Родины», в Турции сейчас 798 черкесских деревень против наших 42 аулов.
Оставшиеся на родной земле были вынуждены принять подданство российского императора. Во время царского режима они подвергались жестоким притеснениям: людям были отведены крайне малые хозяйственные участки земли, а подати даже с этих «клочков» царские власти требовали очень высокие, что привело к массовому обнищанию населения. На адыгских земледельцев и скотоводов была наложена трудовая повинность. От невыносимых жизненных условий адыги еще долго после формального окончания Кавказской войны поднимали мятежи, уходили скрываться в леса и горы, переселялись в османские пределы. Даже адыгская знать часто терпела несправедливость и высокомерие от царских чиновников, а простой народ подчас не имел элементарных человеческих прав. Нередко в ссорах из-за земли казаки безнаказанно убивали адыгских пахарей. Однако и адыги платили той же монетой, по ночам угоняя скот из казачьих селений, грабя появившиеся в этих краях банки, вступали в столкновения с полицией. Но человек всегда хочет все-таки мира для себя и своих близких, поэтому нередким было куначество между казаком и черкесом. В этом случае и тот, и другой были уверены друг в друге, приходили на помощь, предупреждали о грозящей опасности, и даже отдавали сына на год или больше на воспитание в семью кунака.
Сопротивление и столкновения продолжались вплоть до установления на Кавказе советской власти. Она предоставила адыгам землю для хозяйствования, доступные всем здравоохранение и образование. В то же время советская политика была направлена на разрушение религии и традиционной культуры народов. Здесь это выразилось в том, что единый адыгский этнос искусственно разделили безо всякого учета местных этнических особенностей на три национальности: адыгейцев, черкесов и кабардинцев. Первые сегодня проживают в Республике Адыгея и Краснодарском крае, вторые – в Карачаево-Черкесской, третьи – в Кабардино-Балкарской Республике.
АДЫГЕЯ. В Майкопском районе опрокинулся полуприцеп грузовика
ВОЛГОГРАД. Губернатор инициировал создание программы по восстановлению водных объектов
КРАСНОДАР. На территории Кубани за ночь было уничтожено 66 БПЛА
АСТРАХАНЬ. Астраханцы оценили влияние масштабные мероприятий на имидж города
Прогнозируется непростая неделя для тех, кто чувствителен к геомагнитным бурям
Захарова: учения НАТО вблизи границ РФ носят провокационный характер
Кабмин поддержал ратификацию соглашения о зоне свободной торговли стран ЕАЭС и Ирана
Пассажиры электропоезда «Ласточка» стали активно использовать бесплатный Wi-Fi
ChatGPT поможет компании Moderna создавать вакцины против рака и вирусов
КЧР. В Черкесске на сельхозярмарке свою продукцию представили 150 производителей
В Москве по запросу Баку задержали российского политолога: Александров
ЧЕЧНЯ. В рамках КИФ-2024 в Грозном впервые состоится вручение инвестиционной премии «Вершина»
Причина текущего положения дел — разрыв Арменией союзнических отношений с РФ
Спрос на данные со стороны ИИ создает проблемы для производителей жестких дисков
КАЛМЫКИЯ. Паралимпийцы РК одержали победу на Чемпионате России по бочча
ЧЕЧНЯ. В грозненском аэропорту укрепили разворотную часть взлетно-посадочной полосы
АСТРАХАНЬ. Стало известно требование обвинения для бывшего помощника главы Астрахани