Тамара Алиева. Пленительная звезда чеченского театра
Инфопортал » Чеченская энциклопедия » Культура » Театр и кино | 26-06-2012 | Просмотров: 2578 | Комментариев: 1

    


Поделиться:

 


Дайджест прессы:

 

 

Она была актрисойТамара Алиева. Пленительная звезда чеченского театра начала сороковых годов прошлого столетия. Она пришла в театр в 1938 году, в свои неполные четырнадцать лет, девочка-подросток изумительной красоты.

 

В первые же дни работы в театре ее ввели в спектакль «Храбрый Кикила», поставленный режиссером Гаруном Батукаевым. Первая роль Тамары Алиевой была без слов. Она исполняла роль девушки, которая танцует. Божий дар и россыпи таланта чувствовались в каждом движении Тамары Алиевой. И уже через несколько сыграных спектаклей ей доверяют роль Тамро – дочери Кикилы. Одновременно Тамару Алиеву вводят и в спектакль «Молла Насреддин», где она талантливо играет роль Гульджан – дочери главного героя. После этих спектаклей было очевидно, что на театральном небосклоне Чечено-Ингушетии зажигается новая звезда.

 

Однако 1938 год, когда Тамара Алиева шагнула навстречу своей сокровенной мечте, не самые лучшие времена для чеченского театра, впрочем, как и для всей страны. В Тбилиси арестован Сандро Ахметели, ученик великого Котэ Марджанишвили. Из Грозного отзывают режиссера Арчила Чхартишвили, ученика Сандро Ахметели. Национальный театр практически обезглавлен. Единственное спасение было в том, что в национальном театре работал уже свой профессиональный режиссер Гарун Батукаев. Он первым из чеченцев закончил еще 1936 году ГИТИС, спектакль «Храбрый Кикила» был его дипломной работой. С осени 1937 года он работал над постановкой спектакля «Петимат» по одноименной пьесе Саида Бадуева. Главную роль поручили юной Тамаре Алиевой.

 

Она готовила ее вдохновенно. Как малое дитя радовалась первой большой роли. Старшие товарищи по цеху, актеры Я. Зубайраев, Х. Чимаев, М. Бадуев, Асет Исаева, А. Ташухаджиева, Х. Мустапаева старались поддержать ее и словом и делом. Переживали, волновались за нее, как за родную дочь. «Подошел день генеральной репетиции, – вспоминал позже режиссер этого спектакля Гарун Батукаев, – накануне мы до поздней ночи задержались в театре, сделали несколько прогонов. Предстоял очень важный день, обычно генеральная репетиция проходила в присутствии высоких гостей, представителей власти. Уже светало, когда я вышел из театра и направился к своему дому, чтобы переодеться… От усталости шел не спеша, жадно покуривая сигарету, и вдруг наткнулся на НКВДешников, которые яростно срывали со стендов афиши предстоящего спектакля.- Что вы делаете, – закричал я в гневе, – у нас же премьера! «Не будет никакой премьеры,- самодовольно ухмыльнулся НКВДешник,- и Саида Бадуева вашего больше не будет! – со злорадством добавил он…» А наутро театр узнал, что их любимца Саида Бадуева, который почти круглосуточно в поте лица трудился с ними, делая новый спектакль, ночью увели чекисты. Сразу же за этими драматическими событиями последовал строжайший запрет на все, что связано с именем Бадуева. Следовательно, сняли с репертуара и спектакль «Петимат».

 

Чтобы выжить в этих мрачных условиях театр начал искать безболезнные пути. Так в репертуаре появился спектакль «Бэла» по роману М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени», инсценировку которого удачно сделала Н. Алибегова. Спектакль поставил режиссер Гарун Батукаев. Бэлу играла Тамара Алиева. Играла проникновенно, ее Бэла была обворожительна. Дитя гор, выросшее в строгих рамках вековых обычаев и традиций, волею судьбы оказалось в чуждом ей мире. Долг велит, вопреки всем препятствиям, вернуться под родимый кров отца и брата… Все, что связано с отчим домом, свято для любой горянки. «Зритель впервые знакомится с Бэлой в сцене свадьбы. На сцене полная изящества хрупкая фигурка. В отцовском доме царят суровые законы гор. Она не смеет поднять глаза на мужчину, но вот она видит любимого, и зрители видят, как на какой-то миг загораются ее глаза. Сколько любви, цельного, большого чувства в этом взоре!»- писал М. Грин в газете «Грозненский рабочий» от 26 октября 1940 года. В том же 1940 году театр поставил и героическую трагедию В. Билль-Белоцерковского «Шторм».

 

Здесь речь шла о горячих днях Гражданской войны, интервенции, белогвардейских восстаниях в тылу, голоде и тифе. Режиссером спектакля был заслуженный артист Чечено-Ингушетии В.Э. Ванштейн. На чеченский язык пьесу перевел З. Шерипов. В спектакле был задействован блистательный актерский ансамбль Яраг1и Зубайраев, Мовжди Бадуев, Хьасан Бекмурзаев. Тамаре Алиевой досталась небольшая роль курьерши, но и здесь, со свойственным ей чарующим обаянием актриса доказала, что маленьких и незначительных ролей в театре не бывает.

 

Накануне Великой Отечественной войны Чечено-Ингушский государственный драматический театр обратился к пьесе К. Тренева «Любовь Яровая». Сложный образ главной героини Любови Яровой «проживала» на сцене Тамара Алиева. Хочется отметить, что это была самая прекрасная пора в личной жизни самой актрисы. Любимая работа, творческие успехи на сцене, она любима, совсем недавно вышла замуж за заслуженного артиста Чечено-Ингушетии Яраг1и Зубайраева, которого сама безумно любит. Совсем по другому складывалась судьба главной героини в спектакле «Любовь Яровая». Муж предал, единственный ребенок умер, разруха, голод, тиф. И по законам жанра требуется иметь не только желание выжить, но и мужество жить! Для этого нужно быть сильной, волевой личностью, чтобы не согнуться под ветрами буйного времени. Молодая актриса сумела прочувствовать сильный характер Яровой, коснуться глубины ее искореженной души. Любовь Яровая Тамары Алиевой была признана лучшей на всем Северном Кавказе.

 

22 июня 1941 года началась Великая Отечественная война. Чечено-Ингушский государственный драматический театр в эти дни находился в Ведено на гастролях. Афиша пестрела названиями гастрольных спектаклей; «Бэла», «Молла-Насреддин», «Лекарь поневоле»…Стояли яркие солнечные дни. Веденцы радовались редкой возможности приобщиться к театральному искусству. Мало кто предполагал, что неумолимо приближаются грозовые тучи и страна протрубит; «Вставай страна огромная!..» Но так получилось. И большинство актеров-мужчин из труппы национального театра в первый же день войны ушло на фронт, прямо из Ведено. Среди них были заслуженные артисты Чечено-Ингушетии Исмаил Ибрагимов, Усман Горчханов, Усман Алхазов, режиссер Сайд-Ахмад Алхазов, художник М. Магомаев, Абухажи Туликов и многие другие. Живыми вернулись только трое; С. Гандаев, Х. Бекмурзаев, Х. Шаипов.

 

Не сидели сложа руки и те актеры, которые остались дома. В основном это были женщины актрисы и молодые мужчины, не достигшие призывного возраста, или же по состоянию здоровья не пригодные для участия в военных действиях. Они быстро создали агитационную концертную бригаду и стали давать представления перед бойцами Красной Армии. Вечные разъезды. Выступления на импровизированных площадках. Артистов кормили из армейской кухни рано утром и поздно вечером. Иногда полевая кухня вообще могла забыть про артистов. И они ложились спать голодными. Но коллектив театра не унывал, как и вся страна, они работали во имя победы. Чеченские актеры объездили, и не раз, все фронтовые соединения Северного Кавказа тех лет. Под открытым небом показывали солдатам спектакли «Олеко Дундич» и «Адин Сурхо», была в их репертуаре и литературно-музыкальная композиция о капитане Маташе Мазаеве. И это еще не все. Наши артисты сумели даже собрать деньги на постройку целого танка, которому дали имя театра. Словом, чеченские актеры самоотверженно вносили посильную лепту, в святое дело приближения желанной победы. В самый разгар войны за активную работу на фронтах были награждены почетными грамотами Верховного Совета ЧИАССР особо отличившиеся в эти годы актеры: В. Татаев, А. Хамидов, Я. Зубайраев, А. Садыков, М. Баздаев, В. Дакашев, У. Димаев, А. Иримов, М. Эсамбаев, А. Ибрагимова, Е. Ганукаева, А. Исаева и Т. Алиева. И ровно через две недели колючей стужей сталинизма заскрипело хмурое утро 23 февраля 1944 года. И долгих тринадцать лет Тамара Алиева, как и весь чеченский народ, была в изгнании.

 

В 1957 году была восстановлена Чечено-Ингушская АССР, возродили и театр. Осенью этого же года в один из лучших театральных вузов страны в город Ленинград была направлена группа чеченской молодежи для обучения мастерству сцены. Оставшиеся же дома актеры активно включились в творческий процесс работы театра. Прежде всего, обратились к постановке пьесы Халида Ошаева «Асланбек Шерипов». Режиссеры Л. Горькая и М. Минаев сделали пафосный спектакль о герое Гражданской войны всенародном любимце Асланбеке Шерипове. Тамаре Алиевой посчастливилось в этом спектакле сыграть роль возлюбленной Асланбека – Селиму. Асланбека Шерипова играл Султан Гулиев – молодой, красивый, статный. Их совместные мизансцены с Тамарой Алиевой вызывали трепетное внимание зрительного зала, настолько хороши и привлекательны они были. Да, Селима единственная племянница богатого нефтепромышленника, но не испорчена лоском и мишурой. По духу своему она остается чеченкой, верной своим искренним чувствам. Селима в исполнении Тамары Алиевой умна, красива, в меру решительна. Она готова выйти замуж за Асланбека вопреки проискам богатых родственников, но Асланбек погибает как герой на поле брани, в свои неполные двадцать лет…

 

В эти же годы театр вернулся и к постановке спектакля «Петимат» по пьесе Саида Бадуева. Ставил спектакль режиссер Гарун Батукаев. В главной роли была несравненная Тамара Алиева, талантливо создавшая пленительный образ мужественной Петимат, любимой героини самого автора. «Спектакль поставлен в реалистической манере. Декорации ярко воссоздают картины кавказской природы: то суровое ущелье, то зелень у сакли крестьян,- писала всесоюзная газета «Советская Культура» 18 августа 1960 года, -Бесспорно «Петимат» – большая и серьезная работа творческого коллектива. Образ Петимат, созданный артисткой Тамарой Алиевой, обаятелен и многокрасочен; ее героиня пленяет своей чистотой и богатством духовных сил». С оглушительным успехом прошла премьера спектакля «Совдат и Дауд» по одноименной пьесе Абдулы Хамидова. Тепеь уже ставшая классикой пьеса «Совдат и Дауд» написана в 1943 году, но из-за известных событий середины прошлого столетия свет рампы она увидела только в самом конце пятидесятых годов ХХ века. Спектакль поставил народный артист Чечено-Ингушетии Гарун Батукаев.

 

В главной роли выступила народная артистка Чечено-Ингушетии Тамара Алиева. Чеченская женщина, даже самая бойкая, всегда знала и знает свое место. Девушки вообще должны быть тише воды, ниже травы. Но девичью красу не скроешь от любопытных глаз, да и горделивый стан привлекает внимание. Вот и сельскому богатею Умалту запала в сердце юная красавица Совдат. Бог с ними, с другими женами, пусть живут со своими детьми. Довольствуются тем, что сыты, одеты, обуты. А мужчина имеет право на забавы. На сей раз для подобных утех Умалту желанна Совдат. Но избранница Умалта любит абрека Дауда и потому отвергает Умалта и его любовь третьей свежести. Самолюбие Умалта уязвлено. Он клевещет на девушку. И начинаются мытарства великомученицы Совдат.

 

Над бедной девушкой устраивают судилище. Диву даешься ее самообладанию. Тамара Алиева играет сильную, волевую, страстную натуру. Каждый ее выход на сцену, каждая реплика актрисы звучат протестом против насилия и коварства. Весь спектакль шел на щемящей трагической ноте и только в финале спектакля зрительный зал облегченно вздохнул, радуясь выстраданному счастью Совдата и Дауда. Порой кажется, что роль Совдата для Тамары Алиевой была особенно дорога и близка. Ведь депортация разлучила актрису не только с Родиной, но и с первой любовью. В то лихолетие она разминулась с любимым мужем и судьба разбросала их по необъятным просторам Северного Казахстана. А когда через долгие годы Тамара Алиева, все-таки, нашла Яраг1и Зубайраева, он уже был женат на другой. А путаться под ногами, пусть даже любимого человека, было не в правилах Тамары Алиевой, и она отошла, стиснув зубы от боли. Правда, позже она еще раз выходила замуж, родила сына во втором браке, но безумного счастья первой любви уже не было, да и брак продлился не долго.

 

В самом начале 1961 года Чечено-Ингушский государственный драматический театр имени героя Советского Союза Ханпаши Нурадилова выехал на гастроли в соседнюю братскую республику Северная Осетия. Гастроли начались в помещении Североосетинского музыкально-драматического театра с показа спектакля «Петимат». Отзывы были самые восторженные. «Сюжет пьесы многопланов и интересен, драматургу удалось убедительно раскрыть многие стороны жизни горцев, показать характеры представителей разных социальных групп дореволюционной Чечено-Ингушетии. И населяют спектакль живые, яркие характеры. Взять хотя бы Петимат (народная артистка Чечено-Ингушской АССР), девушку с такой трудной судьбой» – писала газета «Социалистическая Осетия» 18 февраля 1961 года. Разумеется, вывезли не только спектакль «Петимат», на суд осетинского зрителя наши актеры вывезли и «Женитьбу» по пьесе Гоголя, и «Свекровь» по пьесе азербайджанского драматурга М. Шамхалова, в переводе Б. Саидова. Во всех этих спектаклях принимала участие Тамара Алиева, и СМИ братской республики очень тепло о ней отзывались. С особой теплотой откликнулись и на спектакль «Свекровь». Вот, что писала драматург Р. Хубецова об игре Тамары Алиевой в «Свекрови» – «В затруднительном положении находилась исполнительница роли АФЯТ (актрисы Зарифы) – народная артистка Чечено-Ингушской АССР Т. Алиева. Ей приходилось перевоплощаться на глазах у зрителя, и она делала это очень тонко. Особенно удачна сцена, где она репетирует Офелию, а ее принимают за сумасшедшую». Газета «Социалистическая Осетия» 18 февраля 1961 года.

 

В самом начале пятидесятых годов прошлого столетия на экраны страны вышел фильм «Свадьба с приданым». Это была киноверсия спектакля Московского театра Сатиры, поставленного режиссером Б. Равенских по пьесе Н. Дьяконова «Свадьба». Новое название «Свадьба с приданым» пьеса получила в переводе с коми известным писателем Анатолием Глебовым. Фильм и спектакль прошли с ошеломляющим успехом. Был брошен клич, что такие спектакли должны идти на всех театральных подмостках страны. И, с легкой руки писателя коми Николая Дьяконова, в копилку советской комедии, посыпались пьесы на сельскохозяйственные темы, как из рога изобилия.

 

В Чечено-Ингушском государственном драматическом театре вначале ставили пьесы авторов братских республик Северного Кавказа. Это, прежде всего, пьеса «Женихи» осетинского драматурга А. Токаева, «Путь Султана» балкарского драматурга Г. Баташова, «Свадьба Кайсара» дагестанского драматурга А. Курбанова и другие. Однако и чеченские авторы не заставили себя долго ждать. Пьесу «В одном ауле» принес в театр писатель Магомед Мусаев. Нурдин Музаев написал пьесу «Самые дорогие». Все эти пьесы были поставлены на сцене Чечено-Ингушского театра и долгие годы шли с большим успехом, веселя зрителей здоровым юмором. Во всех этих спектаклях играла Тамара Алиева, в основном положительных героинь.

 

В спектакле «Самые дорогие» поставленном режиссером Гаруном Батукаевым Тамара Алиева играла девушку по имени Изумруд. Она дагестанка, в составе республиканской делегации приехала в один из колхозов Чечено-Ингушетии. Однако не только дела государственной важности привели ее в наши края. Колхозы двух республик дружат между собой, но Изумруд успела еще и влюбиться в чеченского парня Салмана. Коллизия драмы осложняется еще и тем, что письмо Изумруд к Салману по ошибке почтальон передал Адаму и тот конечно убежден в том, что все эти любовные излияния адресованы ему. Из этой же серии была и роль Уммы, которую играла Тамара Алиева в спектакле режиссера Гаруна Батукаева «Свадьба Кайсара» по одноименной пьесе дагестанского драматурга Амира Курбанова. «Умма – передовая девушка. Она активно участвует в общественной жизни, выступает на колхозной сцене, всем сердцем стремится принести как можно больше пользы окружающим. Народная артистка Чечено-Ингушетии Тамара Алиева, играющая эту роль, хорошо передает душевную чистоту и нравственную силу Уммы, ее настойчивость, ее твердость»,- писал Магомед Сулаев в республиканской газете «Грозненский рабочий» 16 октября 1960 года.

 

В 1962 году из Ленинграда вернулась группа молодых людей обучавшихся там на протяжении пяти лет в одном из главных театральных вузов страны. Они привезли с собой два дипломных спектакля: «Ромео и Джульетта» Шекспира и «Два цвета» А. Зака, И. Кузнецова. И сразу же театр приступил к новым постановкам с привлечением образованной молодежи. Народный артист Чечено-Ингушетии, режиссер Гарун Батукаев выбрал для этого роман американского писателя П. Абрахамса, «Тропою грома», в инсценировке К. Мюфке. Спектакль был «о человеческой стойкости и мужестве порабощенных народов знойной Африки, это гимн пробуждающейся силе «желтых» и «черных», это страстный призыв к борьбе против иностранных интервентов – «белых»…

 

Здесь есть и острые психологические переживания, и острые сюжетные ходы, и сильные характеры»,- писала газета «Комсомольское племя» 4 октября 1963 года. Один из таких «сильных характеров» создала в этом спектакле и Тамара Алиева. Ее героиня – Фиета – умудренная жизненным опытом женщина, была умна, мила и привлекательна. Сложный спектакль «Тропою грома» явился ярким свидетельством того, что народной артистке Алиевой Тамаре по плечу любые творческие задачи, ее самобытный дар способен поразить зрителя искрометным талантом наравне с академически образованной молодежью. Высокая драма зарубежной классики всегда становится серьезным экзаменом на профессиональную состоятельность актеров. Тамара Алиева в спектакле «Тропою грома» выдержала его на «отлично». Не менее серьезным испытанием для актеров национальных театров Советского Союза становилась и классика русской драмы. Афиши Чечено-Ингушского государственного драматического театра имени Героя Советского Союза Ханпаши Нурадилова регулярно украшали знаменитые фамилии русской драмы: Н. Гоголь, А. Чехов, А. Островский.

 

Творческая смелость позволила чеченскому театру в свое время обратиться и к сложной драме А. Сухово-Кобылина, получившего широкую известность после написания драматической трилогии «Свадьба Кречинского», «Дело», «Смерть Тарелкина». В Чечено-Ингушском театре была поставлена пьеса «Дело», режиссером В. Галашиным. Спектакль гневно клеймил чиновничье-бюрократичекий произвол, который в России, к сожалению, всегда имеет место быть. Некогда зажиточный помещик Муромский оказался жертвой этого произвола. Затянувшееся судебное дело, сфабрикованное Варравиным и его людьми, надолго затянуло его в сети изощренной волокиты и судебного издевательства. Для чиновников это всего лишь самая заурядная возможность нажиться. А для Муромского – смертельная схватка за свою собственную честь и честь дочери Лидочки. Народная артистка Чечено-Ингушетии Тамара Алиева этом спектакле играла Атуеву, персонаж забавный, порождение своего загнивающего времени, стремящийся любой ценой урвать свое место под солнцем. Тамара Алиева играла, как всегда, широко, масштабно, умело вживаясь в яркий образ светской львицы не первой молодости. «Режиссер, актеры сумели донести до зрителя главную мысль пьесы Сухово-Кобылина: в мире Варравиных и Тарелкиных, где гнетет сильный слабого, объедает сытый голодного, обирает богатый бедного, нельзя человеку оставаться равнодушным. Ибо не может быть счастья без активной борьбы с любым проявлением социальной несправедливости», – писал в газете «Грозненский рабочий», доцент Чечено-Ингушского пединститута Н. Бибулатов после просмотра спектакля «Дело».

 

Народная артистка Чечено-Ингушетии Тамара Алиева была талантливая актриса, способная сыграть любую роль не только в драматических произведениях чеченских авторов, но и в пьесах русской и зарубежной драматургии. Великолепные образы, созданные ею на сцене Чечено-Ингушского государственного драматического театра имени Героя Советского Союза Ханпаши Нурадилова, яркое тому подтверждение. Она мастерски лепила характер любой роли, независимо от того, большая или маленькая роль ей досталась в данном спектакле. Тамаре Алиевой важна была идея самого спектакля, она старательно пыталась донести до зрителя мысль автора, заложенную в пьесе. Наверное, поэтому все ее героини получались ослепительно яркими персонажами. Театр был для нее родным очагом. Она жила и творила для людей, всецело отдаваясь любимому делу. У Тамары Алиевой не было других праздников жизни кроме театра. Ему одному, ненаглядному, посвятила она всю свою жизнь…

 

1 мая 1965 года состоялась премьера знаменитого спектакля «Бож-Али». Тамара Алиева играла в нем жену главного героя – Зулай. С первого же выхода на сцену она очаровывала зрителей своей обаятельной, лучезарной улыбкой. Она не переигрывала, в ней не было едкого сарказма. Она играла чеченку, труженицу, полновластную хозяйку домашнего очага. Но не забитую, робкую, покорную, как часто рисуют нас наши недруги. А веселую, остроумную и где-то даже несколько строптивую, с твердым и решительным характером. «Удачей спектакля можно назвать и образ передовой доярки Зулай, жены Бож-Али. Зулай в исполнении артистки Т. Алиевой умна, обаятельна, весела. Она хороша собой, добра, любит своего бестолкового мужа, несмотря на его недостатки». – Писал К. Кривицкий в №11 номере всесоюзного журнала «Театр» за 1965 год.

 

Тамара Алиева была театральной актрисой. Около ста больших и маленьких ролей сыграла она на сцене Чечено-Ингушского государственного драматического театра имени Героя Советского Союза Ханпаши Нурадилова. Как знать, возможно, этот список можно было бы продолжить, отпусти Всевышний чуть больше времени на этой грешной земле Тамаре Алиевой. Она ушла от нас в самом расцвете своих творческих сил, прожив до пятидесяти лет, так и не изменив однажды выбранной профессии. Театр был для нее главным пристанищем, бескорыстной любовью на всю жизнь, как и бывает у настоящих великих актрис. И, наверное, поэтому мы любим и помним ее.

 

Аза Газиева заслуженный деятель искусств Чеченской Республики

 




Похожие новости:


  • Нурсет Газалапова
  • Роза Банкурова
  • «Бож-Али» прописался кумыком
  • Асет Муртазалиева
  • 1937 - 1960 гг.. НКВД и реабилитция "Петимат".

  • Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.

    Комментировать    Лента комментариев

    • На сайт
    • ВКонтакте
    • В Фейсбук
    Ваше Имя:
    Ваш E-Mail:
    Код:
    Включите эту картинку для отображения кода безопасности
    обновить, если не виден код
    Введите код:


    №1    Лайла   Гости    :    02. 01. 13 16:44   
    Спасибо за замечательную статью о Тамаре Алиевой. Она моя названная тетя. Ее вырастила моя родная бабушка Човка. И я очень благодарна Азе Газиевой за такие теплые слова в ее адрес. Были еще роли в кино "Горская новелла", в спектакле "Бабуца, Габуца, Данел, Дарданел". Я все свое детство провела рядом с ней и ее сыном Бесланом. В ее последние дни была рядом с ней. После ее ухода мы с Бесланом общались, но после войны в Чечне мы "растерялись", если кто знает, что с Бесланом, сообщите мне. Спасибо.
    Цитировать

    НОВОСТИ ОТ ПАРТНЕРОВ




    РЕКЛАМНЫЙ ПРОСПЕКТ



    В ПОПУЛЯРНЫХ РАЗДЕЛАХ



    НАШИ ПРОЕКТЫ



    Проверка тиц Яндекс.Метрика


    Мнение редакции не всегда совпадает с мнением авторов статей, опубликованных на сайте.
    © 2010-2013 Чеченинфо

    Здравствуйте, уважаемый посетитель нашего сайта!

    Регистрация на нашем сайте позволит Вам быть его полноценным участником. Вы сможете добавлять новости на сайт, оставлять свои комментарии, просматривать скрытый текст и многое другое.

    Регистрация