ДАЙДЖЕСТ: |
Общеизвестно, что в мире существует множество устных памятников истории, благодаря которым проливается свет на многочисленные страницы глубокой древности. В этом плане история Чечни не является исключением.
О появлении предков знаменитого богослова Кунта-Хаджи (Киши, Шовхала, Амы,) в нашем крае и их благотворном влиянии на духовную составляющую чеченского и других народов Кавказа, есть немало письменных и устных подтверждений.
Из этих же источников нам известно, что предки Кунта-Хаджи являются выходцами из Аравийского полуострова. Преодолев расстояние от Мекки до Крымского побережья, оттуда до Абхазии, а затем через Дагестан они очутились в Чечне, в селении Гордали, где похоронен дед Киши-Ама. После смерти Амы его сын Шовхал вместе с семьей перебирается в селение Мелча-хи. В то далекое время это село было расположено не на равнине, как сейчас, а немного выше, поэтому точно определить место, где проживала семья Кунта-Хаджи в Мелча-хи, не представляется возможным.
Пожив там некоторое время, семья во главе с Киши переселяется в селение Илсхан-Юрт, где проводит большую часть времени своего пребывания в Чечне. Именно с этим фактом связано то, что последователи Кунта-Хаджи называют его чаще Хаджи из Илсхан-Юрта.
Этот благодатный уголок чеченской земли не стал для Киши-Хаджи последним пристанищем, он со своей родней немало времени провел в селении Гуни (Хьаьжин Эвла).
Каким же образом переплелись судьбы семьи великого шейха из Илсхан-Юрта и рода гуной? Об этом повествуют старцы - хранители вековой истории и народной мудрости.
По их словам, известный богослов и уважаемый человек из их села, которого звали Гырма, совершил паломничество в Мекку, где он задержался на целых семь лет, каждый год повторяя свой хадж. Вот что пишет исследователь Абдул Гапаев (Чечня: голоса времен, Усман Осмаев) по этому поводу: «На рубеже 17-18 вв.. молодой ученый-арабист Гырма из Гуноя отправился совершать хадж в Мекку. Пока это первые сведения об официальном совершении поломничества из Чечни... Гырма провел в Мекке и вообще в странах Ближнего Востока в общей сложности 5-7 лет. Основательно изучил шариат, получил определенные знания по медицине, химии, физике, ремеслу. На родину в Чечню привез ружье, которое назвали Гырма-топ».
Там Гырма познакомился с семьей Амы. Недовольные местом своего обитания, они поинтересовались у Гырмы-Хаджи о его родном крае. Гырма-Хаджи описал Аме и членам его семьи благодатный край своих отцов, не жалея эпитетов, достойных его живописных гор, быстрых ручейков, щедрых садов. После рассказа Гырмы-Хаджи Ама принял решение переехать в Чечню вместе со своей семьей.
Однажды Керим узнал о том, что Кунта-Хаджи хотел бы переехать жить в с. Гуни. Предварительно заручившись поддержкой односельчан, Керим забирает Кунта-Хаджи с семьей к себе, в с. Гуни. Передают, что Керим собственноручно нес люльку детей своего друга.
Так, Кунта-Хаджи с семьей некоторое время прожил в с. Гуни, пока не решил перебраться на новое местожительство. Получив согласие гунинцев, он основывает на их земле поселение, которое было названо в честь Кунта-Хаджи – Хьаьжин-эвла (кстати, это единственное село, которое названо именем Великого Кунта-Хаджи).
Несмотря на живописный вид, место, выбранное великим Хаджи, оказалось безводным. Смущенный этим обстоятельством, Керим поинтересовался у Эвлия, каким образом он со своей семьей собирается выжить вдали от воды. И тогда произошло событие, явившееся неоспоримым доказательством особой миссии Кунта-Хаджи, которое вот уже несколько поколений жителей республики с особым благоговением передают из уст в уста. Великий Эвлия одним движением посоха разбудил родник «ХIаьжин-Къулло», из которого благодарные потомки до сих пор черпают воду, укрепляясь в вере к Всевышнему.
Дружба, которая завязалась у гуноевцев с предками Кунта-Хаджи, уже в Х1Х в. переросла в родство. Ахмад Автуринский и Геха из Гуни (Геха, двоюродный брат Керима, наиб имама Шамиля) выступили в роли заступников Кунта-Хаджи в переговорах с имамом Шамилем. Ахмат был сватом, когда старшая сестра Кунта-Хаджи Мата выходила замуж за Атабая Автуринского. Айна, Кару, Хадиз, Яхъя, Канаи, Найпа - дети Атабая и Маты. Найпа тоже вышла замуж за гуноевца Колту - сына Керима из с. Гуни.
Свою сестру Хапту Кунта-Хаджи выдал замуж за брата своего самого близкого друга (доттаг1) Керима-Вези. Наза-Хаджи, Мудар, Гага, Махмад, Акари, Деста, дочери – Ченка и Булгу - дети Вези и Хапты.
Ченка была замужем за Зякри (Солтхан-некъи из с. Автуры), Булгу была замужем за Басхой (Асхор-некъи из с. Автуры).
Благодаря этим связям, чуть ли не весь род гуной так или иначе связан генетическим родством с шейхом Кунта-Хаджи.
Предметом особой гордости жителей Гуни, помимо того, что великий Эвлия проживал на их земле, является и тот факт, что именно здесь рядом с местечком «Малое кладбище» Кунта-Хаджи впервые вместе со своими мюридами совершил обряд Зикр. По словам свидетелей, жителей села Гуни, Кунта-Хаджи и его сподвижники, огородив круг частоколом, положили начало знаменитому обряду Зикр, который и по сей день свято чтут сотни тысяч последователей Великого Устаза.
В связи с этим не может не вызывать недоумение тот факт, что некоторые современные ученые-богословы пытаются где-то изменить, внести какие-то новшества в неоспоримое наследие, которое воистину является сокровищницей нашего народа.
Есть в Чеченской Республике место, само название которого приводит к некоему душевному восторгу, умиротворению. И всякий, кто там побывал, еще на пути к нему начинает размышлять о величии Всевышнего, создавшего столь неописуемую красоту, и вместе с тем – о бренности сего мира. Именно это место Великий Кунта-Хаджи определил для захоронения своей матери Хеды. Рассказывают, когда Эвлия показал его матери, она удивилась - столь заброшенным, унылым и безлюдным оно предстало перед ней. Обескураженная увиденным, она обратилась с просьбой к сыну похоронить ее в Илхсан-Юрте или Ведено. На что Великий Кунта-Хаджи ответил ей, что после великих Мекки и Медины это место воистину святое, и «будет здесь на твоей могиле зиярат, к которому никогда не зарастет людская тропа».
Это были пророческие слова. Тропа к могиле Великой Матери не зарастала даже тогда, когда чеченский народ был поголовно выслан. Наши братья с Дагестана чтили и чтут Хеди-зиярат, за что мы им очень благодарны. Но был и период, когда наши соотечественники, сведенные с ума идеологией ваххабизма, пытались взорвать зиярат; но сделать им это, по воле Аллаха, не дали жители с. Гуни. К счастью, благодаря Аллаху, сейчас другие времена.
Дорога, идущая к Хьаьжин-эвла, вся территория, включая места, имеющие культовое значение для мусульман республики, наконец, сам зиярат, настолько благоустроены, что лучшего трудно пожелать. И за это огромная благодарность от жителей с. Гуни и всех мюридов Кунта-Хаджи Главе Чеченской Республики Рамзану Ахматовичу Кадырову, безусловному инициатору и организатору всех перечисленных перемен.
После смерти матери Кунта-Хаджи с семьей довольно продолжительное время жил в Хьаьжин-эвла, пока против него не усилились гонения царских властей. Бытует мнение, что перед самым арестом он покинул земли Гуной и перебрался в Илсхан-Юрт, чтобы не оставить поводов потомкам обвинить гуноевцев в предательстве.
В 1864 году 3 января Кунта-Хаджи и его сподвижники Мовсар (брат Кунта-Хаджи), Коврнак, Тутгиреев Абдусалам из Алхан-Юрта и Талиб были взяты под стражу.
А 6 января того же года из грозненской тюрьмы их перевезли во Владикавказ, оттуда через Ставрополь и Екатеринодар, а затем в Новочеркасск. Около 6 месяцев провел Кунта-Хажи со своими единомышленниками в новочеркасской тюрьме, после чего был выслан на вечное поселение в Новгородскую губернию город Устюжно.
По-разному сложились судьбы мучеников за веру: Абдусалам, Коврнак и Талиб были отправлены в Смоленскую губернию. Мовсару удалось уйти из под стражи и перебраться в Стамбул. Сам Кунта-Хаджи провел в Устюжно 2 года, а 19 мая 1867 года его следы теряются.
Перед тем, как покинуть Отчизну, Кунта-Хаджи наставлял своих последователей: «Если вас заставят посетить церковь, не противьтесь, ибо это только здание. Если вас принудят надеть кресты, повинуйтесь, это всего лишь железо. Главное, чтобы ваши сердца и помыслы полностью и беззаветно принадлежали Всевышнему». Он пытался установить духовное братство, социальное равенство, добивался выполнения этой задачи всем своим существом, высоконравственными поступками, силой слова, духа. Успех в борьбе с социальным злом он видел не в применении силы, а в нравственном самоочищении, взаимной поддержке горцев, вечном поиске Всевышнего.
Факты, которые мы приводим в этой статье, нам рассказали:
Саид-Альви, внук Керима, сын Тушала (жил в с. Марзой-мохк, умер в 1978 г. в возрасте 86 лет).
Саид-Ахмад, внук Тушала, сын Ибрехима (умер в возрасте 84 лет в 1994 г.)
Мусли, правнук Керима, сын Ибрехима (умер в возрасте 82 лет в 2000 г.)
Магомед-Яраги, внук Тушала, сын Дили (86 лет), живет в с. Марзой-мохк.
Бугаев Даков-Хаджи (живет в с. Гуни, 84 года)
Увайс, сын Илеса (живет в с. Гуни, 75 лет)
Мовсур Ибрагимов
Элиза Хурцаева
СТАВРОПОЛЬЕ. Больше трети жителей Ставрополья встретят Новый год дома с семьей
КБР. КБР собирается резко нарастить мощности плодоовощехранилищ к 2030 году
СТАВРОПОЛЬЕ. Глава Ставрополья заявил об успешном выполнении дорожного нацпроекта
ИНГУШЕТИЯ. Прокуратура Ингушетии через суд восстановила права ребенка-инвалида на социальную пенсию
ИНГУШЕТИЯ. Одиннадцатилетняя девочка скончалась в больнице после ДТП в Ингушетии