ДАЙДЖЕСТ: |
В петербургские школы и детсады ходят около девяти тысяч так называемых детей-неграждан, проще говоря, мигрантов: это только официальные цифры комитета по образованию, настоящие не знает никто, даже специалисты УФМС. Как показало недавнее исследование Высшей школы экономики, в Петербурге дети с Украины, из Азербайджана, Армении, Узбекистана учатся и ладят со сверстниками не хуже, чем их одноклассники – граждане России. А в чем-то даже и лучше.
По данным комитета по образованию, в детские сады Петербурга ходят 1083 ребенка мигрантов, а в школах обучаются 7836 школьников-неграждан. "Сколько всего детей мигрантов, до сих пор никто не знает", – разводит руками уполномоченный по правам ребенка в Петербурге Светлана Агапитова.
Исследование на тему "Положение детей мигрантов в Санкт-Петербурге" провела Высшая школа экономики по заказу ЮНИСЕФ и Российского Красного Креста. Специалисты опросили детей из 419 классов обычных школ: причем ученые говорили не только с мигрантами, но и с их одноклассниками, имеющими российское гражданство. Результаты поразили самих исследователей.
"Сам не поверил, когда увидел, насколько хорошие межэтнические отношения в петербургской школе. Дети дружат между собой, они "этнически слепы". Среди детей-мигрантов выявляются удивительные варианты дружбы: например, между азербайджанцами и армянами. Школа оказалась очень толерантным местом", – говорит профессор Высшей школы экономики Даниил Александров.
По результатам исследования выявились следующие цифры. 20% детей, обучающихся в петербургских школах, родились не в Северной столице. При этом 10% опрошенных детей-неграждан на самом деле родились в России ("Мы живем в сложной транзитной ситуации, когда люди циркулируют по бывшему СССР", – объясняют специалисты ВШЭ). Процентное соотношение школьников с неродным русским языком выглядит так: 22% – украинцы и белорусы, 19% – азербайджанцы, 13% – армяне, 10% – народы Средней Азии. При этом абсолютное большинство детей мигрантов называют себя русскими; некоторые же изобретают собственную идентичность, например, "русские азербайджанцы".
"Этническое меньшинство" петербургских школьников, которое "попало в исследование", по данным учителей, показывает те же оценки, что и "русские", по всем предметам, кроме русского языка (тут цифры оказались хуже, и особенно плачевны они среди детей мигрантов, приехавших в Россию в возрасте старше 10 лет). При этом на вопрос, какую профессию они бы хотели освоить в будущем, "понаехавшие" отвечали: врач, юрист, полицейский, в то время как их сверстники с российским гражданством называли более гламурные занятия: дизайнер, актер, в лучшем случае – экономист.
"Эти дети меньше болеют, так как менее подвержены рискованному поведению. Особенно это касается детей мусульман. В спорте больше внимания уделяют боевым искусствам, единоборству. Они более религиозны, для них важны ценности послушания и в то же время человеческие права. Это одна из причин, по которым к ним хорошо относятся учителя в школе", – рассказывает Даниил Александров.
По мнению специалиста, спорт – это тот самый международный язык, который позволяет детям мигрантов интегрироваться в российские общество. "Я всегда привожу пример: мальчик из Таджикистана, который год не ходил в школу. А на вопрос, почему все же пошел, сказал: "В футбол хотел играть", – добавляет Александров.
Никто из опрошенных специалистами ВШЭ детей мигрантов не смог вспомнить проявлений дискриминации по отношению к ним самим. Все впечатления – на уровне разговоров взрослых и так называемой "бытовой ксенофобии" ("бабушки в метро, которые ругаются на приезжих", поясняет профессор).
"Было бы лучше, если бы всем детям мигрантов вне зависимости от статуса разрешили ходить в школу, – резюмирует Даниил Александров. – Петербургские школы добрые и толерантные. Их мало интересуют документы, которые интересуют УФМС. Их больше интересует судьба детей".
Между тем, как поясняют в самой миграционной службе, проблемы с детьми мигрантов кроются в российском законодательстве.
"Каждый иностранный гражданин из СНГ может находиться на территории России в безвизовом порядке до 90 дней. Чтобы продлить время пребывания, надо иметь основания. Взрослым это сделать проще, а ребенку, который, конечно, не может получить разрешение на работу, оснований для пребывания, получается, нет: нахождение родителя в России не дает ему права, – говорит начальник УФМС по Петербургу и области Елена Дунаева. – У нас бывают случаи, когда, например, мама с двумя детьми, и мы принимаем решение продлить миграционный учет детям. Но каждый раз это решается в индивидуальном порядке".
Юлия Галкина
КРАСНОДАР. Сразу 282 жителя Кубани стали победителями и призерами чемпионата «Абилимпикс»
ЧЕЧНЯ. В Минавтодоре прошло мероприятие ко Дню чеченского языка
АСТРАХАНЬ. Игорь Бабушкин: «Бессмертный полк» в Астраханской области пройдет в нескольких форматах
АДЫГЕЯ. В Майкопском районе опрокинулся полуприцеп грузовика
ВОЛГОГРАД. Губернатор инициировал создание программы по восстановлению водных объектов
КРАСНОДАР. На территории Кубани за ночь было уничтожено 66 БПЛА
АСТРАХАНЬ. Астраханцы оценили влияние масштабные мероприятий на имидж города
Прогнозируется непростая неделя для тех, кто чувствителен к геомагнитным бурям
Захарова: учения НАТО вблизи границ РФ носят провокационный характер
Кабмин поддержал ратификацию соглашения о зоне свободной торговли стран ЕАЭС и Ирана
Пассажиры электропоезда «Ласточка» стали активно использовать бесплатный Wi-Fi
ChatGPT поможет компании Moderna создавать вакцины против рака и вирусов
КЧР. В Черкесске на сельхозярмарке свою продукцию представили 150 производителей
В Москве по запросу Баку задержали российского политолога: Александров
ЧЕЧНЯ. В рамках КИФ-2024 в Грозном впервые состоится вручение инвестиционной премии «Вершина»