ДАЙДЖЕСТ: |
Сулиета Кусова директор Центра этноконфессиональных
проблем в СМИ при Союзе журналистов России
“Те, кто рассуждает об иждивенчестве Кавказа, не знает специфики региона”
С начала этого года Росстат России начал публиковать результаты Всероссийской переписи населения 2010 года. Очередные были оглашены на прошлой неделе. По заявлению руководителя Росстата Александра Суринова, 38% населения Северного Кавказа назвали одним из источников средств к существованию иждивение, помощь других лиц или алименты, а 25% – пособия, включая пособие по безработице. Что существенно отличается от картины по стране, в среднем по России эти показатели 28% и 9% соответственно. Различные СМИ не упустили возможность в очередной раз пройтись по излюбленной теме – «дотационный Кавказ».
Своим мнением относительно результатов переписи, и причин возникновения подобной ситуации в регионе с «Кавказской политикой» поделилась президент центра этнопроблематики в СМИ при Союзе журналистов РФ, председатель фонда «Кавказский дом» Сулиета Кусова.
- Причин не верить данным Росстата нет, перепись ведется достаточно строго. Но недостаток статистики в том, что она дает лишь сухие цифры на выходе, без комментариев и пояснений. А так, результаты исследований легко становятся информационным оружием в руках жонглеров от политики. Интерпретация данных имеет решающее значение. Голые цифры можно использовать по разному и придавать окраску удобную комментатору. Они не дают картины того что происходит, что стоит за ними. Именно эти совершенно, на мой взгляд, мифологизированные цифры, дают возможность для политического жонглирования, для рассуждений об «иждивенчестве», «дотационности» Северного Кавказа. Наши «цифроведы» играют большую роль в создании негативного образа Кавказа, умышленно или нет, я не знаю.
Прежде чем рассуждать, делать выводы на основании этих данных, нужно учесть специфику региона, учесть все условия. Именно незнание Северного Кавказа, порождает образ, который определенные силы продвигают в сознание общества. Образ «носатого», «малограмотного» кавказца, которого «содержит» Россия.
Очевидно одно – те, кто ставят вопрос в таком ракурсе, совершенно не понимают специфики этого региона. Не понимают условий, в каких люди выживают. Кавказ, он разный.
Нельзя, например, сравнивать, ставить в одну линию равнинную часть Карачаево-Черкесии, Кабардино-Балкарии, которые живут вблизи от транспортных развязок, с высокогорным Дагестаном. Люди там отрезаны от цивилизации, климат сложный – зима там по восемь месяцев в году. И нет совершенно никакой работы, добраться туда трудно. Как людям в тех условиях выживать, чем заниматься?
Но работают там все, от мала до велика. Прошлым летом мы снимали фильм о Дагестане, объездили множество сел в Рутульском, Цумадинском и других районах. Там люди используют любую возможность заработать, выращивают фрукты, овощи, а это труд без выходных и отпусков. И надо просто видеть те условия, в которых они живут и работают. От Махачкалы их отрезает горный хребет, а с другой стороны они отрезаны границей от бывших союзных республик.
Другой пример – Эльбрусский район КБР, где год не снимали КТО, чем практически разорили все местное население. Я не говорю сейчас о владельцах среднего и малого бизнеса. Потому что больше года гостиницы стояли пустые, а многочисленные кафе для туристов никто не посещал. Приработка были лишены и простые местные жители, зарабатывавшие продажей сувениров туристам. Все кто бывал там, прекрасно знают этих бабушек, с вязаными носочками и платками. На что им в такой ситуации рассчитывать, как не на пособия? За счет чего выживать?
Бездельников на Кавказе не терпят, это однозначно. Нужно четко понимать наш менталитет. Никто не отдаст дочь за неработающего мужчину, и ни одна семья не возьмет в невестки лентяйку.
Еще учтите, что рождаемость в регионе высокая. Например, Дагестан, здесь этот показатель один из самых высоких по стране. В советские времена многие выходцы из Кавказа уезжали работать в другие регионы, если не могли найти себе применения на родной земле. Но сегодня при нынешней агрессии к Кавказу, найти себе работу за его пределами им все сложнее.
Да, естественно, достаточно большое количество людей получает пособия. Но это не дает права рассуждать об «иждивенчестве» Кавказа. Прежде всего, нужно разобраться, что это за цифры. Например, много пособий люди получают по инвалидности. Но инвалидов на самом деле много. Как минимум, не нужно забывать о последствиях войны в Чечне.
Да, часть людей «покупают» инвалидность. Но это, прежде всего, показатель того, насколько люди доведены до отчаяния. Не думаю, что в этом смысле ситуация на Кавказе чем то отличается от того, что происходит во всей России, все «покупается и продается». Механизм одинаков везде. Это лишь попытки получить хоть какие-то рубли на жизнь. Отдельный вопрос, что никто не рассчитывает только на эти пособия. Давайте не будем забывать об их размере. Жить хоть каким либо образом достойно на эти деньги нельзя. Которые, кстати сказать, еще нужно получить, что достаточно трудно сделать – о коррумпированности чиновников, ответственных за выплату пособий, не говорит сейчас только ленивый.
Почему так происходит, куда уходят бюджетные средства, на какие цели расходуются нужно спрашивать с тех, кто отвечает за регион, с глав республик. Но это уже вопрос, касающийся управления на местах, и спрашивать с народа в этом смысле нечего. Руководители регионов – люди назначенные, народ их не избирал.
Для того чтобы предпринимать какие-то адекватные меры по развитию Северного Кавказа, нужно его сначала изучить. Изучить глубоко, разобраться в специфике каждого региона, каждого народа его населяющего. Это длительная работа, требующая основательного подхода и политической воли руководителей.
Ванны, мойки и другая сантехника ведущих мировых производителей по выгодной стоимости
Невероятная история Острова роз. О чем фильм, где посмотреть в хорошем качестве
Стоит ли бежать добывать биткоины и как это делать правильно?
СКФО. Горнолыжный курорт «Эльбрус» стал победителем главной номинации национальной премии
В Роскачестве рекомендуют отключать геолокацию на телефоне для защиты личных данных
Вся правда о коррекции зрения. Роды, спорт, боль и потеря зрения после операции