ДАЙДЖЕСТ: |
Даровитые, высокопрофессиональные мастера своего дела, известные далеко за пределами республики и России актеры продолжают вести своих зрителей к высотам великих нравственных истин. Многие из них удостоены почетных званий Народных и Заслуженных артистов Чеченской Республики и Российской Федерации … Такая высокая оценка актерскому труду была дана на торжестве, посвященном празднованию Дня театра.
Одним из перечисленных даровитых по признанию зрителей и, думаю, не ошибусь, если скажу, всех ценителей театрального искусства, является ведущий актер Чеченского драматического театра им. Х. Нурадилова, народный артист ЧИАССР, Заслуженный деятель искусств СОАССР, Лауреат премии Фонда возрождения и развития Чеченской Республики, доцент Чеченского государственного университета Амран Джамаев, который 9 апреля отметил свой очередной день рождения.
Словами великого ценителя искусства М.С. Щепкина:«Театр для актера – храм. Это его святилище! Жизнь, честь – все принадлежит, бесспорно, сцене, которой ты отдал себя. Твоя судьба зависит от этих подмостков» можно смело охарактеризовать жизнь Амрана Джамаева, всецело посвятившего себя служению своему народу через искусство.
Окончив с отличием в 1973 году актерский факультет Московского государственного театрального института им. А.В. Луначарского, свои лучшие годы он всецело отдал верному служению развития культуры чеченского народа. Сцена для него стала вторым родным домом. За годы творческой деятельности им создана красочная галерея разнохарактерных и высокохудожественных образов, каждый из которых актер пропускал через свою душу, полностью вживаясь и перевоплощаясь в создаваемую им роль. Богатый импровизационный потенциал позволил ему создать не похожие друг на друга человеческие характеры в спектаклях русской, зарубежной и национальной драматургии. Его актерский почерк отличает высокий профессионализм, мастерство. Амран обладает непредсказуемостью актерских находок, комедийных приемов. Сыгранные им роли вошли в «Золотой фонд» Чеченского драматического театра. Этот удивительно скромный, порой даже чрезмерно застенчивый, но очень обаятельный, общительный, веселый и остроумный человек, умеющий с первых слов расположить к себе собеседника, взойдя однажды на театральные подмостки, сумел уверенно занять свое место, завоевать симпатии тысячи и тысячи зрителей, поклонников театрального искусства.
В детские и школьные годы Амрана родители не готовили стать артистом, геологом, врачом. Рос он, как и все сельские мальчишки, озорным, веселым. Но была одна прекрасная черта у него – когда просят помочь, оказать услугу, никогда никому ни в чем не отказывать. Эта человеческая черта живет в нем по сей день.
Как вспоминает Амран: «Родом я из Толстой-Юрта. Шел 1968 год, учились мы в 10 классе. До выпускных экзаменов оставалось около двух месяцев. Был обычный урок. Вдруг распахивается дверь и вместе с директором школы заходит Абдула Хамидов, известный актер, автор бессмертной комедии «Бож-Али». Все ученики застыли от удивления. Оказалось, что он вместе с другими актерами приехал в район на встречу с выпускниками школ пригласить их поступать в театральную студию. Мы, пятеро ребят из одного класса, серьезно и ясно не осознавая, что ждет нас впереди, изъявили желание попытать счастье. Сейчас, по истечении долгого времени, я считаю, что решение наше возникло под впечатлением вдохновенного и очень увлекающего разговора с нами А.Хамидова. В нем подкупало все: умение с достоинством преподнести себя, внешняя красота, отточенный красивый язык, а говорил он на чисто чеченском языке. Наверное, в моей жизни не было бы театра, если бы не знаменательная встреча с Абдулой Хамидовым. Из группы, что изъявили желание поступить, прошел только я один. И только после этого я сообщил родителям о своем выборе. Мы поехали учиться в ГИТИС. Нас в группе было 27 человек, в том числе ныне известные актеры театра Хамид Азаев, Султан Дакаев, Света Айдамирова, Хеда Берсанукаева и другие».
Институт А. Джамаев окончил с отличием и в 1973 году вместе с другими выпускниками вернулся в родную республику. И с тех пор Амран работает в Чеченском драматическом театре. Работает увлеченно, вдохновенно. Каждый день переступает порог театра, как в первый раз, с чувством гордости за свою республику и своей сопричастности к великому делу служения искусством чеченскому народу. Он не просто актер, а уважаемый в коллективе человек. Как говорят о нем – душа театра. Его уважают и любят, на него равняется молодежь, учится у него постигать азы актерского мастерства.
С самого первого дня выхода на сцену национального театра, благодаря незаурядным творческим способностям, яркой внешности, умению воплощаться в любую роль, актер занял положение многообещающего артиста. Профессиональная деятельность Амрана началась с одной из сложнейших в мировой драматургии ролей – роли Яго в трагедии В. Шекспира «Отелло». Актеру удалось превосходно перевоплотиться в образ, характеризующийся самыми низменными человеческими пороками: завистью, злобой, интриганством, одержимостью морально и физически уничтожить другого человека. Действительно, надо обладать незаурядными способностями перевоплощаться, чтобы такой положительной в жизни личности, как Амран, на сцене сыграть такую отрицательную роль!
Вспоминает Амран:
– Наш спектакль «Отелло» стал тогда событием северокавказского масштаба. Роль Яго не могу назвать своей любимой, но с ней связано многое в моей жизни. В частности, признание меня как актера. Помню, однажды мама пришла на спектакль. Яго, как известно, отрицательный образ. Вдруг из зрительного зала послышались проклятия в адрес моего героя. Бедная моя мама воскликнула: «Не проклинайте его, это мой сын. Он хороший, не подумайте, что он плохой». Вот такая атмосфера царила в зале. Это было единение, стерлись грани между сценой и зрителем.
Следующая постановка, где начинающий актер блестяще сыграл также одну из главных ролей, была пьеса «Человек из Ламанчи». Эти два спектакля сыграли в жизни молодого артиста важную роль – он приобрел твердую уверенность в себе, в свою профессию. Но первой своей серьезной работой А. Джамаев считает роль Ханпаши Нурадилова в пьесе А. Хамидова «Бессмертные». Трудно далась ему эта роль. До этого роль играл Дагун Омаев – любимец зрителей, известный актер театра, снявшийся уже в те годы в нескольких кинофильмах. После Омаева это было большим испытанием для Амрана. Но роль получилась. Спектакль удостоился почетных дипломов Министерства культуры СССР, РСФСР и ВТО.
Вспоминая свои первые роли на сцене театра, Амран говорит: «В творческой карьере мне повезло. С самого первого дня моего актерства судьба свела меня с замечательными режиссерами М. Солцаевым и Р. Хакишевым. Театральная школа обоих мастеров помогла мне в творческом росте.
Мое актерское счастье, наверное, в том, что Р. Хакишев разглядел во мне то, чего я сам не видел и не знал. Моей первой работой под руководством Руслана стало исполнение роли Ханпаши Нурадилова в спектакле «Бессмертные». Я сомневался, а Руслан вселил в меня веру, что все получится. И роль получилась».
Блестяще сыгранная А. Джамаевым роль Хлестакова по пьесе «Ревизор» Н.В. Гоголя и вся постановка при показе на гастролях Чечено-Ингушского театра в Москве в 1984 году получила высокую оценку театроведа М. Швыдкого. Вот что писал он в журнале «Театр» (№4, 1985г.): «Настоящим триумфом театра оказалась постановка гоголевского «Ревизора». Смелая, раскованная, с блестящими режиссерскими актерскими находками, она, на мой взгляд, является одной из заметных удач в сценической истории этой пьесы последнего времени…».
С неподдельной искренностью, одухотворенностью, пребывая в чарующем мире звуков, исполняет А. Джамаев роль Моцарта в «Моцарте и Сальери» по Пушкину. Великолепно передано им отчаяние и оскорбленное чувство самолюбия молодого Альберта, угнетенного скупостью Барона, своего отца («Скупой рыцарь» А.С. Пушкина).
Поразительные, совершенно не похожие друг на друга человеческие характеры и типажи созданы актером в русской и зарубежной классике, в национальной драматургии.
А. Джамаев раскрылся как замечательный, обладающий блестящим импровизационным даром, трагедийный и комедийный актер. Спектакль «Скапен, спаси любовь», где главную роль играет А. Джамаев, с успехом был показан в Москве, стал участником фестиваля «Сцена без границ», удостоился почетных дипломов по двум номинациям: «Яркая сценическая постановка» и «Высокая культура».
С годами пришла к актеру широкая известность, он становится ведущим артистом театра. Ему одинаково хорошо даются серьезные и комедийные роли. На улице его узнают по сыгранным им ролям, благодарят, восхищаются. Ежегодно актер играет на сцене 2-3 новые роли. А всего за годы творческой деятельности им сыграно около 140 ролей. Амран также ведущий и участник многих культурных и театральных мероприятий, проходящих в республике. Имеет знаки отличия «За культурное шефство над селом» и «За культурное шефство над Вооруженными силами бывшего Союза», Почетные дипломы за исполнение отдельных ролей.
Когда при нашей беседе я поинтересовалась, какие роли для него самые любимые, Амран, не задумываясь, ответил: «Очень люблю роли с комедийным уклоном. Они играются легко, весело. Смеется зритель и мне приятно доставлять ему удовольствие». И это, видимо неслучайно, потому что Амран охотно подмечает забавляющие его черты в близких друзьях, людях. Может с таким же юмором говорить о себе, неизменно сохраняя открытую непосредственность. Его жизнелюбие, светлый взгляд на жизнь, умение дружить и ладить с людьми говорят о его душевном богатстве, доброте, нравственной чистоте.
Актер А. Джамаев постоянно находится в гуще событий, занят новыми творческими поисками и замыслами. Подвижный, энергичный, он не умеет сидеть без дела. Вместе с тем он прекрасный семьянин, заботливый дедушка. Они с супругой Х. Берсанукаевой, с которой учились вместе в ГИТИСе, после окончания учебы создали семью и в чисто вайнахском духе вырастили двоих детей, а теперь помогают растить внуков.
Амран умеет дружить и ценить настоящую дружбу. Об этом можно судить по его многолетней дружбе с актером театра Х.Азаевым. Их семейная дружба длится с 1968 года – со студенческих лет.
В этот солнечный весенний день хочется пожелать Амрану Джамаеву, прекрасному актеру и замечательному человеку, здоровья, жизненной и творческой энергии, оставаться на долгие годы таким веселым, добропорядочным, а зрителей радовать новыми ролями и остроумными шутками. Такими сынами, как Амран, процветают искусство и культура чеченского народа.
С Днем рождения! Пусть никогда ничто не омрачит Вашу прекрасную душу!
Малика Абалаева
АБХАЗИЯ. Москва рассчитывает на сохранение союзнических отношений с Абхазией
ИНГУШЕТИЯ. Антимонопольщики Ингушетии оштрафовали онкодиспансер за задержку оплаты лекарств
АБХАЗИЯ. Бжания усомнился в искренности симпатий Саломе Зурабишвили к абхазской оппозиции
АБХАЗИЯ. Протесты и море: откажутся ли россияне от отдыха в Абхазии?
КРЫМ. Пьяный 35-летний керчанин забил отца до смерти кочергой