ДАЙДЖЕСТ: |
Елхалахь, Езар (Гузуев Хьуьсейнан безамна) Елхалахь, елхалахь, елхалахь, езар, Ас хьайга дийцинарш дага а лаций. Хьайн дагна 1ийжамаш сох бисна, алий, Елхалахь, мохь тоххий, нахала ялий. Сан кош т1ехь елхалахь, елхалахь, езар, Сан к1орнеш т1аьхьара елха а еш. Эзарнаш ас йина ойланаш агий, Елхалахь, мохь тоххий, нахала ялий. Хиллачех, хиндолчех елхалахь, езар, Сох диснарш дерриг дагар а дай. Со ала ца кхиънарг диканна алий, Елхалахь, мохь тоххий, нахала ялий. Елхалахь, мохь тоххий, елхалахь, езар, Ас цкъа а цадинарш, ас дина алий, Ас динарш дерриг хьайн дуьхьа ларий, Елхалахь, мохь тоххий, нахала ялий.
Г1апур Алиев. Хусейн Гузуев…
Талантливый актер, грамотный, подающий большие надежды, режиссер, прекрасный семьянин, истинный патриот своего народа, преданный делу искусства человек скончался так же преждевременно, как раньше времени умирают лучшие сыны народа. Говорят же, что Всевышний тоже любит забирать к себе лучших. Видимо, в тот роковой день, 26 ноября 1994 года, когда никто из земных не мог предположить, что за эти днем последуют страшные войны, Аллах, зная это наперед, и забрал к себе Хусейна, чтобы он не пережил, не испытал ужасы, выпавшие на долю чеченского народа.
Случайная пуля сразила его, оборвала жизнь на полпути. Поговорив с бывшими друзьями Хусейна, побывав в театре, где он блестяще начал свой творческий путь, я на мгновение обрадовалась, что не знала его, а потом огорчилась: ведь знать, что рядом с тобой живет, ходит по одним и тем же улицам, что и ты, талантливый, умный, порядочный человек – это счастье. Такие люди украшают нашу жизнь, ими надо гордиться, восхищаться. Но расставаться с ними, смириться, что их уже нет… Это очень больно… У Хусейна было трудное и горькое детство. Детство без родителей. А каково оно без них знает тот, кто лишился их рано и воспитывался у родственников. Родительский дом не заменит никто и ничто. Но одаренный от природы Хусейн не остался на задворках.
Он успешно окончил школу и сразу же поступил учиться на актерское отделение Воронежского театрального института. По его окончании, вернувшись в родную республику, Хусейн работает в Чеченском драматическом театре имени Х.Нурадилова. Поработав год в театре, он уезжает в Москву и поступает в ГИТИС на режиссерское отделение. Это был талант, рожденный для сцены. Может, поэтому он не мог остановиться на достигнутом, всегда был в поиске нового, неосвоенного. Как пишет в своей статье театровед Х.Берсанукаева («ВР» №37 от 27 марта 2007 г.): «Режиссура театра в лице народных артистов и лауреатов Государственных премий РСФСР имени К. Станиславского М. Солцаева, Р. Хакишева, безвременно ушедшего из жизни режиссера, ученика М. Кнебель Х.Гузуева органично восприняла лучшие традиции русской, советской театральной школы, успешно продолжает претворять их на практике в национальном и русском драматических театрах».
Первый его дипломный спектакль назывался «Холостяки». Это была небольшая и несложная пьеса, но Хусейн сумел представить её зрителям в совершенно необычной манере и стиле. Как пишет М.Ахмадов – писатель и автор многих поставленных на сцене пьес: «Я понял: у нас появился режиссер со своим стилем и необычным, самобытным почерком. В этой мысли я утвердился еще больше, когда он поставил спектакль «Чудаки» по пьесе Саида Гацаева… Я высказался о том, что Гузуев является режиссером психологического театра. Он добился того, что актеры «наполнили» роли внутренним миром своих персонажей. В спектакле чувствовалось, что все действия, все вещи имеют соразмерность. Режиссер продумывал все: от мелких деталей до музыкального обрамления. В спектакле не было эпизодов, где смех звучал бы ради смеха, не было излишества красок. На сцене чеченского театра этот спектакль шел несколько лет». Как грамотный режиссер, Х. Гузуев был очень внимателен к окружающим предметам, природе, людям и всегда находил детали, которые для обычного человека оставались незаметными. И не просто находил, а очень умно использовал их в своих постановках, спектаклях.
Хусейн умел радоваться успехам товарищей, переживать за них, никогда не жалел добрых слов, похвалы в адрес друзей. Но его искренность не всегда бывала понятой, и ему частенько приходилось сталкиваться с предвзятым к себе отношением. Это мучило, огорчало и расстраивало его. Так случилось 26 января 1989 года на предпремьерном показе поставленного им спектакля «После землетрясения» по пьесе М.Ахмадова. Главный режиссер не одобрил постановку, его поддержали директор театра и многие актеры. Только один Дагун Омаев высказал одобрение, но этого было слишком мало. Никто не услышал ни голоса автора пьесы, ни голоса знаменитого актера. На следующий день состоялась премьера, зал был полон. Зрители долго аплодировали. Все остались на обсуждение спектакля ( в те годы так было заведено).
М.Ахмадов вспоминает: «Я помню, как поднялось настроение у Хусейна после обсуждения спектакля. Джамаев Амран тогда сказал мне: “Такого обсуждения спектакля с участием такого количества людей здесь не было никогда». Много теплых воспоминаний оставил о себе Хусейн Гузуев.
А.Джамаев - народный артист ЧИАССР: «Безусловно, это был талантливейший человек. Если исходить из того, что тогда на перспективу и сегодня, в силу того, что его не хватает, очень сказывается на работе. Мы имеем только двоих профессиональных режиссеров.
С именем Хусейна Гузуева театр связывал большие надежды. И как молодой режиссер, и как специалист он проявлял большой интерес. Закончить такое престижное учебное заведение, прийти в театр и сказать: я специалист, принимайте меня таким, какой я есть, – это одна форма вливания в коллектив, а другая форма – вписаться красиво, прислушиваясь к старшим товарищам, перенимая у них все хорошее, дополняя это хорошее свежим дыханием времени. Таким вторым явился в наш театральный коллектив Хусейн. Работа режиссера очень сложная и объемная. Пьесу надо не только прочитать, в нее надо вдумчиво вчитаться, подбор актеров, костюмов, декорации – это такая тяжелейшая работа. Она не каждому под силу. Но он проявил к этой работе большой интерес. У Хусейна к этому был живой глаз.
Да по другому и не могло быть. Во-первых, он был талантлив от природы и ему очень повезло учиться у М.Кнебель, прекрасного педагога, соратницы К.Станиславского. Хусейн всегда с теплотой и благодарностью вспоминал и своего бывшего педагога, и годы учебы в ГИТИСе. К нам он пришел уже зрелым режиссером и с огромным желанием взялся за работу. «Холостяки» – его первая работа. И когда на худсовете разбиралась эта постановка и стали задавать ему вопросы, как говорят, на «засыпку», он с уверенностью и спокойствием блестяще ответил на все вопросы и «сдал» экзамен. Я лично такую уверенность у актеров и режиссера видел впервые. Он не усматривал в этом ничего предвзятого.
Он был грамотным, а потому и уверенным. Как человека, его уважали и старшие, и младшие. Огромное уважение к себе он заслужил своей воспитанностью, интеллектом. Очень тянулся к нашим писателям, поэтам. Сам написал сказку, её даже мы ставили на сцене. Хусейн безумно был предан семье и детям. У него было трое детей: две дочери и сын. Мы потеряли верного товарища, грамотного специалиста, верного сына чеченского народа».
Х.Азаев - народный артист ЧИАССР: «Хусейн был очень порядочным человеком, располагающим к себе, отзывчивым товарищем. Талантливая личность и как актер, и как режиссер. Он очень любил людей, тянулся к ним. До него в театре было только два грамотных режиссера М.Солцаев и Р.Хакишев, а Х.Гузуев мог стать третьим, на один уровень с ними. Если ему пришлось бы работать, он мог бы сполна раскрыть свой талант, свой профессионализм режиссера. Хусейн прекрасно отобразил человеческие характеры в пьесе «После землетрясения». Он поставил много пьес Мусы Ахмадова.”
Б-А.Вахидов – народный артист ЧИАССР: «Он был замечательным не просто, как артист сцены, а был замечательным человеком. У нас был дипломный спектакль «Женитьба Фигаро», где Хусейн играл Фигаро. И сыграл, я скажу, блестяще. Учился он в одном из престижных в те годы театральных учебных заведений, у прекрасного мастера сцены Дундукова. После окончания ГИТИСа вернулся в театр и прекрасно влился в коллектив. Замечательно поставил спектакль «Пелхьонаш», который очень долго шел на сцене. Мы до сих пор иногда играем отрывок из этой постановки. Зрителю очень нравится. Была мечта поставить «Медею», но не всему суждено было сбыться. В 1993 году, когда наступили смутные времена, Хусейна назначили директором Гостелерадио, и в последний год жизни он работал на телевидении. Такие люди должны долго жить. Рано ушел он из жизни. Очень жаль».
М.Ахмадов – народный писатель Чеченской Республики: «Хусейн Гузуев был очень добрым и отзывчивым товарищем. Однажды случилось так, что я некоторое время не смог навещать его. Он пришел ко мне домой. Увидев закрытые ворота, оставил записку. Я прочитал её и сердце мое защемило от теплоты тех слов. Он писал: «Мой друг! Тебя не видно?! Ничего не случилось? Я очень соскучился по тебе!» Эти слова задели мое сердце. Мы часто встречались: или у меня, или у него. Жена его, Тамара, сидела и слушала нас, иногда подливая нам кофе или чай. Он очень любил детей. Но в то время у него не было возможности заниматься детьми и творчеством. Общей бедой чеченской интеллигенции была бедность, которая ходила за ней по пятам. Хусейн очень любил свою профессию. Очень тщательно готовился к ней. Но ему не суждено было воспользоваться всеми этими знаниями. 26 ноября 1994 года был ясный, теплый день. Но в воздухе витало предчувствие беды. В тот день в городе произошли первые боевые действия. Вечером ко мне во двор зашел сосед и сказал: «Говорят, что убили Гузуева Хусейна…».
Малика Абалаева ("Вести Республики")
АБХАЗИЯ. Москва рассчитывает на сохранение союзнических отношений с Абхазией
ИНГУШЕТИЯ. Антимонопольщики Ингушетии оштрафовали онкодиспансер за задержку оплаты лекарств
АБХАЗИЯ. Бжания усомнился в искренности симпатий Саломе Зурабишвили к абхазской оппозиции
АБХАЗИЯ. Протесты и море: откажутся ли россияне от отдыха в Абхазии?
КРЫМ. Пьяный 35-летний керчанин забил отца до смерти кочергой
ИНГУШЕТИЯ. Ингушетия оказалась в конце рейтинга по зарплатам
КРЫМ. В Ялте суд рассмотрел дела о подложных документах экс-владельцев «Севастопольгаза»