Мультипортал. Всё о Чеченской Республике.

Магомед Дидигов


Просмотров: 4 606Комментариев: 0
ДАЙДЖЕСТ:
Магомед Дидигов

Магомед Дидигов родился 14 мая 1946 года в Казахстане. На сцену впервые вышел в семь лет. Это было во Дворце пионеров в г. Алма-Ате. Любовь к танцу привил дядя. Известный просветитель Зака Ахматханов, привел его в ансамбль «Трудовые резервы», когда он учился в шестом классе.

 

Потом Магомед учился в Грозненском техникуме на специальность краснодеревщика, но танцевать не бросил. В результате конкурсного отбора в 15 лет он был принят в Государственный ансамбль песни и танца ЧИАССР, а через несколько лет стал ведущим солистом «Вайнаха». Он также был приглашен в Североосетинский государственный ансамбль «Алан», где более пяти лет являлся ведущим солистом. Затем были годы работы в Чечено-Ингушской государственной филармонии художественным руководителем эстрадного ансамбля «Седа», заместителем директора и директором филармонии.

 

Магомед Дидигов имел непосредственное отношение к студии «Нахи», созданной в Московском государственном университете культуры и искусств, в которой обучалась группа студентов из Чеченской Республики.

 

Магомед Дидигов и сегодня полон сил и энтузиазма. Кроме того, что он активно поддерживает связь со всеми ветеранами легендарного «Вайнаха», он работает заместителем директора Государственного драматического театра им. Х. Нурадилова.

 

Магомед Дидигов – Народный артист Чечено-Ингушской АССР, Заслуженный артист Кабардино-Балкарской АССР, Народный артист Республики Ингушетия, Заслуженный деятель искусств Республики Ингушетия, медаль за заслуги перед Чеченской Республикой, ветеран труда, профессор.

 

Магомед Дидигов: Танец - выражения духа народа, состояние его души. 

 

Знаменитому танцовщику, исполнителю танцев народов Кавказа, народному артисту Чечено-Ингушской АССР Магомеду Дидигову исполнилось 60 лет. И лучшие из них отданы сцене, танцу, который он называет своеобразным выражением состояния души.

Несколько лет назад, просматривая общественно-политический журнал «Миграция и гражданство» (№3, 2003 г.), я наткнулась на статью «Действующие лица и исполнители». В ней рассказывалось о группе студентов Московского государственного университета культуры и искусств. Это была особая группа. Ее комплектовали в лагерях чеченских беженцев. По предложению министра культуры М.Е. Швыдкого и его заместителя А.И.Рахаева ребят приняла под свое крыло ректор университета Т.Г. Киселева - великое им спасибо! Да и всем, кто хоть как-то был причастен к их обучению. Ученый совет университета единодушно поддержал эту идею, хотя от них не скрыли, что многие вузы г. Москвы отказались принять ребят. Авторы статьи (Мария Журавлева, Геннадий Цепулин), надо отдать им должное, написали ее в высшей степени доброжелательно. В те годы, когда ярлык националиста и террориста на чеченцев не вешали только очень ленивые люди, строки из журнальной статьи были для нас как бальзам на душу. «Они очень красивые, музыкально одаренные, гордые люди! В них много пластики, природного таланта. Да и народ талантливый. Артистизм выплескивается наружу. Их темпераментные, зажигательные танцы вызывают ощущение жизнеутверждения и оптимизма». Художественным руководителем студии «Нахи» был Мималт Солцаев, куратором - Магомед Дидигов. Тот самый Дидигов - ведущий солист Чечено-Ингушского ансамбля песни и танца «Вайнах», выступления которого долгие годы триумфально проходили в концертных залах не только Советского Союза, но и зарубежья.

 

«Я убеждена: добро рождает добро, - говорит Киселева. - Культура - та база, на которой возможно воспитание человека. Если мы говорим о гуманизме, то он должен быть действенным, реальным. Давайте любить каждого человека, чтобы он чувствовал нашу заботу».

 

Прекрасные слова! Жаль только, что не все москвичи считали также. Ведь двумя годами раньше нас просто в шок повергло сообщение о том, что эти самые ребята из студии «Нахи» подверглись варварскому нападению со стороны «рубоповцев». Их зашвыряли в «обезьянник», а преподавателя и куратора Магомеда Дидигова, предварительно избив до полусмерти, в наручниках бросили в изолятор. Ему заблаговременно подбросили пистолет. Узнав о случившемся, первым забил тревогу известный журналист Руслан Караев, с которым Магомеда связывает многолетняя дружба. Весть дошла до первых лиц Чеченской Республики. Только решительное вмешательство Ахмат-Хаджи Кадырова и генерала Асламбека Аслаханова спасло ребят от больших неприятностей, а их куратора - от верного заточения в тюрьму на долгие годы. С той поры прошло немало времени, но остались рубцы на память - в буквальном и переносном смысле. Сам он не любит вспоминать о том инциденте, но не упускает случая поблагодарить тех, кто тогда помог ему. Для преподавателей Московского университета он остался тем самым Дидиговым, в лице которого они нашли блестящего педагога». А в нашей благодарной памяти он остался одним из самых ярких исполнителей чеченского народного танца, впрочем, не только чеченского, но и всех кавказских народов. К слову, наш земляк был приглашен в Североосетинский государственный ансамбль «Алан», где более пяти лет являлся ведущим солистом. 

 

- Было интересно познать стиль, характер осетинского танца, - говорит он. - А разница между танцами кавказских народов есть, даже между танцами родственных народов. Каждый танец имеет свой рисунок, каждый ансамбль - свой стиль, оригинальный костюм, свою самобытность. За последние десятилетия все танцы были искажены или обобщены. Они стали однообразны. Что-то переняли у других народов, что-то сами выдумали. Часто применяются ненужные элементы трюкачества, самовыпячивания. Появились движения, нехарактерные для вайнахского народа. Забыли о характере бытового танца, ушли в прошлое молодежные вечеринки-синкъерам, где молодые общаются, острословят (не злословят), поют, танцуют. А танец - один из способов продемонстрировать межчеловеческие отношения, отношения между юношей и девушкой. У вайнахов говорить о чувствах не принято. Но в каждом движении, взгляде столько значения... Одновременно в танце парень и девушка демонстрируют свою стать и красоту.

 

Магомед Дидигов родился в Казахстане в 1946 году. На сцену впервые вышел в семь лет. Это было во дворце пионеров в г. Алма-Ате. Любовь к танцу привил дядя.

 

- Он прекрасно играл на дечиг-пондуре, виртуозно танцевал. Он не был артистом - просто самородок.

 

Он-то и научил меня танцевать в раннем детстве. Другой мой дядя, известный просветитель Зака Ахматханов, привел меня в ансамбль «Трудовые резервы», когда я учился в шестом классе.

 

Потом Магомед учился в Грозненском техникуме на специальность краснодеревщика, но танцевать не бросил. В результате конкурсного отбора в 15 лет он был принят в Государственный ансамбль песни и танца ЧИАССР, а через несколько лет стал ведущим солистом «Вайнаха».

 

- Я училась в Москве в училище, - вспоминает уроженка г. Грозного Умидат Исаева, - когда стало известно о гастролях нашего ансамбля песни и танца «Вайнах» в столице страны.

 

«Вайнах» в столице страны. Со мной училась одна моя родственница. Конечно, упускать возможность посмотреть на своих земляков мы не могли. Мы развернули такую бурную деятельность, что на концерт пошли чуть ли не все учащиеся. Выступление наших артистов было таким, что нас распирало от гордости. Особенно хорош был молоденький солист Магомед Дидигов. Редко кто держался на сцене с таким достоинством, так грациозно. Высокий, тонкий, как струна гитары, легкий, он был просто создан для вайнахского танца, для вайнахской одежды. Это был такой успех, что в лучах его купались даже мы, землячки.

 

Это были годы, когда ансамблю рукоплескали Европа, Латинская Америка, Азия, Африка, Восток...

 

Но ошибаются те, кто думает, что сегодня этот немолодой уже человек потерял форму, сдался, как говорится, на милость годам. Ничего подобного! После чьей-то реплики в редакции насчет тяжести лет он вдруг взвился, точно орел, и исполнил стремительное вращение. Это в свои-то 60 лет! Он считает танец выражением духа любого народа, состоянием его души.

 

- Я категорически не понимаю, когда наши молодые люди навеселе выходят танцевать с девушкой.

 

Порой они такие «кренделя» выписывают, а девушка где-то в стороне кружит. Она не знает, когда начать танец, когда уходить из круга, что делать, пока парень выплясывает перед друзьями. А ведь вести в танце должен юноша. На нем лежит большая ответственность. Ведь он джигит, орел, вайнах. Впрочем, может, юноши и не виноваты в том, что они не знают всех этих тонкостей - у них не было времени и возможности учиться танцу, а у нас, хореографов, не было времени и возможности научить их.

 

В начале девяностых Магомед открыл школу танцев в г. Грозном. Пришло много детей разных возрастов. Но война нарушила его планы, разбросала всех по разным городам и весям. Сегодня, считает он, наступило время «собирать камни». Он вновь поглощен идеей возрождения школы танцев в г. Грозном. А то, что он является блестящим педагогом, он уже доказал. К слову, ребята из студии «Нахи» совершенно не умели танцевать. Магомеду пришлось начинать с азов. Но теперь они в совершенстве владеют вайнахским танцем.

 

- Это будет обыкновенная школа, - говорит он, возвращаясь к начатому разговору, - где каждого желающего независимо от возраста будут учить танцевать. Речь не идет об обучении молодежи профессиональным танцам - просто хочу привить ребятам культуру бытового танца. И вообще, мне видится школа как своего рода культурный центр, где люди будут общаться друг с другом, с писателями, поэтами.

 

Окрытие такой школы было бы событием в жизни республики. Ведь Магомеду есть чем поделиться с молодежью, есть чему поучить ее. Ведущий солист, он в составе ансамблей «Вайнах» и «Алан» объездил весь мир, гастролировал во многих странах, представляя танцы народов Кавказа, снимался в музыкальных и хореографических фильмах «Даймохк» и «Танцует «Алан». Народный артист Чечено-Ингушской АССР, заслуженный артист КБАССР и Республики Ингушетия, лауреат многих конкурсов, он был руководителем эстрадныхансамблей «Седа», «Ичкерия», «Звезды Северного Кавказа». Дидигов окончил Чечено-Ингушский государственный университет и Московский государственный университет культуры и искусств, имеет высшее ученое звание - профессор. К роли артиста, к его обязанностям всегда относился с чувством ответственности, с требовательностью, хотя в годы юношества и мог удивить коллег озорством. С годами его требовательность к себе и к коллегам только возросла.

 

-Ни один артист не должен думать, что зритель обязан его смотреть и слушать, - рассказывает он. - Надо сперва заинтересовать его, завладеть его вниманием - и не микрофоном, макияжем и одеждой, а талантом, самобытностью, неповторимостью. Это творчество, его надо пропустить через себя, через свое сердце. Я не против экспромтов, но не надо допускать халтуры. Программа выступлений должна составляться заранее, продумав репертуар, состав исполнителей, сценические костюмы, обозначив начало, развитие, кульминацию и финал концерта. Здесь не должно быть мелочей. Эта работа не терпит стихийности и подбора исполнителей «по блату» и «рекомендациям». Сцена этого не прощает, зритель всегда увидит «белые нитки», а в конечном итоге это ведет к безвкусице и как следствие - к падению нравов. А главное - не надо забывать, кто эти зрители: строители, учителя, медики, газовики, энергетики и т.д. Это героические люди, и они заслужили, чтобы их развлекали без халтуры. Я лично рад и горд, что многих из них могу назвать своими земляками и современниками.

 

-Не приемлю, - продолжает Магомед, - когда большие тети и дяди гоняются по сцене, да еще подбивают зрителей на хлопки, когда исполнитель приглашает зрителя из зала (или тот сам выскакивает на сцену) и начинается совместная клоунада. Что это - вечеринка в своем кругу или дешевое представление? На мой взгляд, это бескультурье, неуважение зрителя к исполнителю. А «показать» себя лучше в другом месте. Особо хочу сказать о сценических костюмах наших артистов - их, на мой взгляд, надо привести в соответствие с нашими обычаями.

 

- В нашем искусстве есть два направления -профессиональное и самодеятельное. Сегодня все смешалось. Конечно, многие исполнители вышли из самодеятельных коллективов, я - в том числе. Но мы, представители нашего поколения, прежде, чем дойти до профессиональной сцены, много работали, общались с режиссерами, проливали сто потов. Это норма. Надо пройти селекцию в полном смысле слова, чтобы пришло признание. А если не достиг успеха, если тебя не принял зритель, иди в «массовку», на второй план, трудись, годами оттачивай свое мастерство, может, и дойдешь до сольной планки. Солист - это картина, на которую надо смотреть, как на искусство, это эталон исполнительского мастерства. Сегодня время отделять зерна от плевел во всех отраслях. В этом плане мы все творческие люди, начиная от дворника и кончая высоким начальником. Не важно, кто мы, важно

 

- какие мы. И еще, на мой взгляд, важно уважать друг друга, как нас учили наши предки. В последние годы мы разучились делать и это.

 

Магомед много и интересно говорит о наших обычаях и традициях. К примеру, о наших ловзар (не совсем то же, что свадьба), синкъерам, сравнивает, проводит параллели, находит различия. Чеченский ловзар («Его испортили московские чеченцы и мы, артисты», - утверждает он.) был целым институтом 'нравственного воспитания молодежи, своего рода эстафетой, при помощи которой передавались наши нравы и обычаи. Теперь многое забыто и безвозвратно потеряно. Ушли из жизни понятия, а потому забылись слова, их обозначающие, - ведущий ловзара, тхамада, инарлаш, жухар-гаш и т.д. Ловзар, синкъерам, нускал далор, доссор, ц1а далор, мотт бастийтар, нускал хи т1е даккхар и прочее - это целая академия, со своим неписаным кодексом и со своими тонкостями, которую мы обязаны знать. Нельзя допустить, чтобы наша самобытность, наша ментальность канули в лету. В последнее время появилась добрая надежда, что этого не случится. Запущена целая программа нравственного возрождения народа - спасибо Рамзану Кадырову! «Мы можем гордиться, - говорит Магомед, - что за пару-три месяца молодой человек из народа, Герой России сдвинул с мертвой точки возрождение столицы и республики. И мы все до единого должны стать рядом с нашим руководством, поддержать его во всех начинаниях. Мы должны гордиться, что мы есть народ, уважать друг друга, убрать из наших душ и из нашей жизни все наносное, лишнее, вычеркнуть то, что мы называем мотт-эладита, - в память об Ахмат-Хаджи Кадырове, который сплотил нас, отдал самое дорогое - свою жизнь - за нас, за будущее наших детей».

 

Дидигов с благодарностью называет имена тех, кто стоял у истоков становления и возрождения чеченской культуры и искусства. Мы действительно можем гордиться ими - М.Эсамбаев, А.Хамидов, М.Айдамирова, А.Садыков, Я.Зубайраев, Х.Мусаев, Г.Юсупов, В.Дакашев, С.-Х.Януркаев, З.Сардалова, А.Исаева, Х.Хакишева, Т.Алиева и другие - их много, и ими по праву гордится наш народ. На примерах мудрости старшего поколения мы должны учить и воспитывать нашу молодежь, только так мы сохраним в себе то, что мы называем емким понятием г1иллакх-оьздангалла.

 

Магомед вновь возвращается к выпускникам Московского университета. Их дальнейшая судьба волнует его. Ребята успешно закончили вуз, вернулись на родину, их радушно встретили старшие коллеги. Дальше что? На этот вопрос пока нет ответа. А ребят надо привлечь к активной работе в системе культуры. Это целое поколение прекрасных молодых артистов театра и кино, они это доказали, считает Магомед. И он вложил в них частичку своего сердца. На втором курсе университета они снялись в художественном фильме «Дом дураков» у знаменитого кинорежиссера Андрея Кончаловского. (Кстати, Дидигов был консультантом фильма и подбирал актеров для съемок.) Благодаря чеченской студии, в фильме были задействованы известные актеры из бывшего Чечено-Ингушского театра Р.Наурбиев, И.Беков, солист ансамбля «Вайнах» М.Зурабов, артист театра С.Исламов и другие наши земляки. Фильм получил главный приз Венецианского кинофестиваля «Золотой лев».

 

- Надо бы студийцев по одному закрепить за какими-то определенными организациями, чтобы они шефствовали над ними, пока ребята не окрепнут и не встанут на ноги. Да и наш молодежный комитет мог бы принять деятельное участие в судьбе молодых актеров. Это же готовый молодежный театр - по-моему, это было бы здорово! А сам комитет вниманием власти не обделен - один Молодежный центр чего стоит! - на моей памяти такого прежде не было. Ребятам из студии вновь хочу пожелать не бояться трудностей, честно и преданно служить своему делу, не отчаиваться, если что-то не заладилось. Вы молоды, чисты, порядочны. Оглянитесь вокруг, и вы найдете много достойных, добрых и хороших людей, готовых прийти к вам на помощь. Есть тысячи способов реализовать себя: организовать благотворительные концерты, навести порядок в своих дворах, помочь приютам, больницам и т.д. Многое можно сделать посредством белхи - это чисто наш обычай. Пусть старшие вспомнят, как после возвращения из Казахстана мы отстраивали наши жилища, как помогали друг другу. Да и сегодня мы видим немало благостных примеров - посмотрите, как не по дням, а по часам возрождается из руин и хорошеет наш город!

 

...Мне вспомнился рассказ о человеке, который, вернувшись в разрушенный войной город, начал наводить порядок в общем дворе. Он созвал мальчишек и попросил их помочь ему. Они запаслись лопатами, раздобыли саженцы и посадили их. Каждое деревце получило имя одного из мальчишек. Это был мудрый человек. Он знал: если саженцу дать имя, подросток будет оберегать это деревце. Так оно и вышло. А зовут этого человека Магомед Дидигов. 

 

Умиша Идрисова




checheninfo.ru



Добавить комментарий

НОВОСТИ. BEST:

ЧТО ЧИТАЮТ:

Время в Грозном

   

Горячие новости

Это интересно

Календарь новостей

«    Май 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031 

Здесь могла быть Ваша реклама


Вечные ссылки от ProNewws

checheninfo.ru      checheninfo.ru

checheninfo.ru

Смотреть все новости


Добрро пожаловать в ЧР

МЫ В СЕТЯХ:

Я.Дзен

Наши партнеры

gordaloy  Абрек

Онлайн вещание "Грозный" - "Вайнах"