ДАЙДЖЕСТ: |
Антон Чаблин
Организация исламского сотрудничества (ОИС) выступила с инициативой принять международный закон о запрете богохульства. Среди крупнейших мировых держав позитивно отреагировала только Россия: «Единая Россия» обещает в ближайшее время вернуть в Уголовный кодекс статью «Осквернение религиозных убеждений и чувств граждан». Чем это обернется для верующих и атеистов?
Поводом для заявления Организации исламского сотрудничества (до недавнего времени она была известна как «Исламская конференция»), разумеется, стал фильм Innocence of muslims («Невинность мусульман»). Он спровоцировал волну антиамериканских погромов и терактов по всему Ближнему Востоку и Магрибу (а также массовые акции протеста от Евросоюза до Австралии), в результате которых уже погибли не менее 80 человек и почти 700 получили ранения.
В свою очередь, реакция исламского мира на оскорбительный фильм послужила поводом для французского сатирического еженедельника Charlie Hebdo («Шарли-Эбдо») напечатать серию карикатур на пророка Мухаммеда под названием Intouchables («Неприкасаемые»).
Появление фильма и серии карикатур Комиссия по правам человека ОИС в своем коммюнике назвала «отвратительным и предосудительным актом… безответственным злоупотреблением права на свободу выражения мнения… гнусными попытками экстремистов посеять семена ненависти и недоверия». Генсек организации Экмелледдин Ихсаноглу еще более прямолинеен: «мировое сообщество… должно прекратить прятаться за отговорками о свободе выражения мнений». Ихсаноглу напомнил, что принятия закона о запрете богохульства ОИС добивалась уже более десяти лет.
Вместе с тем, Всемирный совет церквей (ВСЦ), находящийся в Женеве и объединяющий представителей различных ветвей христианства, выступил против принятия такого закона. Его руководители считают, что его принятие приведет к росту религиозной нетерпимости, особенно в тех государствах, где примерно равное количество приверженцев разных религий. К их числу, естественно, относится и Россия – страна с наибольшим мусульманским населением в Европе.
Впрочем, предостережения экуменистов не останавливают правящую элиту России. Правда, в нашей стране, в отличие от остального мира, повод для ужесточения наказания для кощунников – нападки не на ислам, а на православие.
Сразу после акции Pussy riot в Храме Христа Спасителя глава синодального Отдела по взаимоотношениям Церкви и общества протоиерей Всеволод Чаплин предложил дополнить Уголовный кодекс статьей 282.3 «Нарушение свободы совести и вероисповедания, оскорбление чувств и убеждений граждан в связи с их отношением к религии».
Правда, на его слова тогда не было официальной реакции. И вот в начале сентября, выступая на экспертном совете в Госдуме, заведующая юротделом Московской патриархии инокиня Ксения Чернега почти дословно повторила предложение Чаплина.
Эту инициативу сразу поддержала группа единороссов в составе Вячеслава Лысакова, Сергея Попова и Алексея Журавлева: они заявили, что готовят соответствующий законопроект. Суть его в том, чтобы дополнить Уголовный кодекс статьей о богохульстве: кощунникам будет грозить штраф в размере 300 тысяч рублей либо до двух лет лишения свободы.
Горячо поддержали единороссов (то есть фактически РПЦ) общественные движения «Святая Русь» и «Союз православных граждан». И даже обещали создать народные «православные» патрули, которые будут выискивать богохульников и предавать их в руки правосудия. В общем, заниматься тем самым, от чего предостерегали исламских лидеров экуменисты из Всемирного совета церквей.
Между тем, стоит напомнить, что еще в 2003 году Госдума России рассматривала возможность введения уголовного наказания за кощунство. Соответствующий законопроект внес депутат-«родинец» Александр Чуев. Правда, его проект большинством голосов был отклонен в первом же чтении.
Согласно заключению Минюста, в российском законодательстве и так достаточно статей, карающих за унижение чувств верующих.
В Уголовном кодексе это ст. 136 «Нарушение равенства прав и свобод человека и гражданина» (максимальное наказание – три года лишения свободы) и ст. 148 «Воспрепятствование осуществлению права на свободу совести и вероисповеданий» (арест на срок до двух месяцев), а в КоАП – это ст. 5.26 осуществлению права на свободу совести и вероисповеданий (правда, со смехотворным штрафом – до тысячи рублей).
Пожалуйста, господа депутаты, вот вам и простор для законотворчества: ужесточайте имеющиеся статьи, а не плодите новые сущности. Признаться, и три имеющиеся статьи (две уголовные и одна административная) используются нечасто.
Так что наивно полагать, что появление очередного состава заставит правоохранителей работать активнее. Тут вопрос чисто политический, а не юридический: и в существующем правовом поле можно легко заниматься борьбой с гонителями православия (на что, видимо, и упирает «Единая Россия»). Был бы политический заказ.
Между тем, достаточно изучить мировой опыт «законодательства о кощунстве» (есть такой правовой термин), чтобы понять – передовые государства идут по пути отказа от подобных наказаний. А у России, выходит, снова «особый путь».
Богохульство составляет тяжкое уголовное преступление в подавляющем большинстве исламских стран: например, в Афганистане, Пакистане, Саудовской Аравии, Йемене предельное наказание – смертная казнь, в Судане и Египте – сорок ударов плетью. Законодательство этих государств основывается на нормах шариата, соответственно, кощунство рассматривается только по отношению к исламу.
В странах англо-саксонской традиции, напротив, богохульство оценивается чаще в гражданско-правовом поле: то есть человек, который посчитал свои религиозные чувства оскорбленными, вправе потребовать от виновника финансовой компенсации моральных страданий. То есть это, скажем так, дела частных лиц, а не государства. Таково «законодательства о кощунстве», скажем, в Австралии, ряде штатов США, Великобритании.
Еще в целом ряде европейских государств богохульство хоть и признается преступлением (и наказывается, естественно, не пытками или повешением, а всего лишь крупными штрафами). Однако последние реальные приговоры по этим статьям выносились лишь в начале прошлого века. Так в каком направлении нашей стране?
ИНГУШЕТИЯ. В Ингушетии задействована в расчистке дорог дополнительная снегоуборочная техника
Японские ученые представили машину для очистки человеческого разума и тела
СЕВАСТОПОЛЬ. Паром в Севастополе возобновил работу после непогоды
КАРАБАХ. Яков Кедми об "Орешнике", перемирии Израиля и Ливана, "Хезболле", Иране и Трампе
Верхний Ларс сейчас: проезда в Грузию ожидают почти 2,5 тыс фур
Прерванное из-за снегопада электроснабжение восстановили на Ставрополье
Путин заявил о необходимости укреплять связи между РФ и Казахстаном
КРЫМ. Крымчанин получил 16 лет колонии за вербовку в подпольное движение