Мультипортал. Всё о Чеченской Республике.

Асет Асхабова


Просмотров: 2 657Комментариев: 0
ДАЙДЖЕСТ:
Асет Асхабова

Семья Асхабовых подарила чеченскому искусству три громких имени. Два из них – Асет и Иса - принадлежат национальной танцевальной сцене, а Айну в республике знают и помнят как талантливую певицу, популярную в 70-80 годах прошлого века.

 

Из них троих самый большой вклад в культуру своего народа внесла Асет Асхабова, которая еще в юности пришла в государственный ансамбль песни и танца Чечено-Ингушетии (впоследствии получивший название «Вайнах»), много лет блистала на его сцене как солистка, а уйдя на пенсию, осталась в родном коллективе в качестве педагога-репетитора. Сейчас передает свой богатый опыт юной смене. Ее многолетний и плодотворный труд в сфере культуры неоднократно отмечался государственными наградами. В 1982 году Асет удостоилась звания Заслуженная артистка Чечено-Ингушетии (ЧИАССР), а через 6 лет стала Народной артисткой республики. За последние годы она получила из рук главы ЧР Рамзана Кадырова медаль «За трудовые заслуги» и Президентскую премию как ветеран культуры. У Асет Асхабовой интересная творческая биография. Причем, начинала она отнюдь не с танцев. Она вспоминает:

 

- Я очень любила петь. И в семье, и в школе думали, что я стану певицей. В пятом классе я записалась в школьный хор, где скоро стала солисткой. До сих пор помню, как все просили исполнить популярную тогда песню «Черемшина» на украинском языке. Я была задействована во всех школьных мероприятиях. И учителя постоянно наставляли: «Смотри, не заболей! Береги голос!» Никогда не думала, что буду танцевать! Росла стеснительной, робкой. Бывало, что пригласят на синкъерам, а я стараюсь спрятаться за спинами других девушек, а младшая сестра Разет, наоборот, с удовольствием танцевала и за себя, и за меня. Даже сейчас, после десятков лет работы на сцене, у меня поджилки трясутся, когда приходится танцевать не в ансамбле.

 

Но певицей суждено было стать не ей, а старшей сестре Айне, чей красивый сильный голос, артистическое обаяние и исполнительский талант принесли их владелице успех и славу. Путь в искусство звезды чеченской эстрады Айны Асхабовой начинался в государственном ансамбле песни и танца, куда ее привела мама. После прослушивания художественный руководитель хора Александр Халебский принял ее на работу. Это произошло в 1963 году. Через четыре года вслед за сестрой пришел в ансамбль и будущий артист балета Иса Асхабов. Он протанцевал в ансамбле более десяти лет и пользовался большой популярностью у поклонников танцевального искусства.А Ася после школы, ко всеобщему удивлению, пошла работать на швейную фабрику.

 

- У нас была большая семья, семеро детей. Когда умер отец в 1962 году, матери пришлось работать за двоих. Что-бы помочь семье, я и устроилась швеей-мотористкой. И работала там три года. А в ансамбль я попала случайно. Асет с удовольствием вспоминает тот день, который перевернул ее жизнь и определил ее артистическое будущее.

 

- Это было в конце апреля 1970 года. Тогдашний художественный руководитель Топа Элимбаев как-то пришел в гости к нашему соседу, солисту ансамбля Абдуле Мухамедову. Увидел меня и пригласил на репетицию. Я пришла. Помню, тогда ансамбль располагался в здании бывшей обувной фабрики по улице Ленина, недалеко от «Чеченского» гастронома. Топа всех усадил, а меня поднял на сцену, заявив при этом: «Чтобы поступить сюда, нужно пройти не только чеченский ход, но и ингушский, осетинский, дагестанский и кабардинский». У меня задрожали коленки, ведь никогда не танцевала на сцене! Тут заиграла музыка и я…. пошла. Сама себе удивляясь, выполнила все задания и была принята в ансамбль в танцевальную группу.

 

Оказалось, у Асет отличная профессиональная память. Она, забегая на работу к сестре и брату, не раз видела репетиции артисток балета.

 

Знакомый рисунок танца, плюс природная пластичность, чувство ритма, прекрасный музыкальный слух обеспечили успех в сценическом экзамене. Художественный руководитель так поверил в нее, что очень скоро ввел в программу.

 

- Опять вмешался случай. В летнем театре «Сад им. Первого мая» должен был состояться концерт. И перед самым началом выясняется, что одна из танцовщиц подвернула ногу. И Топа ставит меня вместо нее. Без единой репетиции пришлось исполнить танцы разных народов – это была «Сюита дружбы». Переволновалась страшно, тем более, что среди зрителей сидел Ваха Татаев, министр культуры. Но все получилось. Элимбаев, довольный моим дебютом, сказал тогда: «Теперь я вижу, что в ансамбль пришла настоящая танцовщица!»Через полгода Асет Асхабова работала всю программу. В те годы чеченских девушек на сцену пускали крайне редко. Достаточно сказать, что до Асет Асхабовой в большом государственном ансамбле танцевали всего три чеченки: Зулай Сардалова, Зулай Рашидова и Тамара Дидигова, которые являлись женами артистов. Остальные – русские, украинки, армянки, еврейки, осетинки, кабардинки и т.д. Репертуар ансамбля тоже был интернациональным. А.Асхабовой, как и другим артисткам балета, приходилось исполнять разные танцы: осетинский «Симд», грузинский «Гондоган», русскую «Березку», «Дагестанский перепляс», азербайджанский, и конечно, чеченские – «Шуточный», «Зезаг», «Девичий лирический», хореографическую поэму «Изгнанник» и т. д. - всего около трех десятков. Асет работала в ансамбле с упоением и благодарила Всевышнего за счастливую возможность служить искусству и публике.- Мы жили, дышали сценой. Мне больше ничего не надо было. Всем поклонникам отказывала, боясь, что, став семейной, придется оставить ансамбль, не разрешат больше танцевать. Моей сестре Айне после замужества пришлось оставить артистическую деятельность по настоянию новой родни.

 

Так Асет и не завела свою семью. Но таким щедрым душой людям одиночество не грозит. У нее есть близкие, друзья. Она очень любит племянников, отдает им весь жар души. Дети коллег по сцене, особенно дочери подруги Тамары Дидиговой, выросшие, можно сказать, в ансамбле на ее глазах, для Асет как родные. А тысячи поклонников ее таланта, которым она много лет дарила со сцены красоту танца – разве они ей чужие? Как грела, как окрыляла ее зрительская любовь!

 

- Когда мы выходили в город после репетиций, за нами шла толпа. На нас смотрели, как на святых, с благоговением. И я старалась не разочаровать своих почитателей. С семи лет носила платок, с детства делала намаз, читала Коран. У нас в семье было очень строгое воспитание. Мать по национальности – немка (умерла в 1989 году) боготворила моего отца и соблюдала национальные и мусульманские традиции лучше, чем любая чеченка. Нас, дочерей, всегда наставляла: «Помните, чьи вы дети, берегите честь семьи!»От них, от родителей, Асет, как и остальные дети, унаследовала свой артистический талант. У матери был идеальный слух и музыкальные способности. Она в молодости играла на гитаре, аккордеоне, даже обучала этому детей в школе. Отец тоже обладал вокальным даром, исполнял назмы. Он был авторитетным богословом,

 

известным не только в родном селе Автуры, но и за пределами. Он рано умер, но остался жить в детях, которые унаследовали его высоконравственный образ жизни. В этом плане показателен случай, произошедший на гастролях в Сирии. После концерта к А.Асхабовой подошла одна женщина из зрительного зала и протянула подарочный пакет со словами:

 

- Ты очень понравилась мне – и как артистка, и как мусульманка. Прими на память подарок – Коран для матери, а эстамп с видом Мекки – для отца.

 

Сколько их было – счастливых моментов зрительской благодарности! Асет – красивая, стройная, грациозная, очень пластичная и обаятельная, была любимицей публики.

 

Она одна из немногих, которые являлись лицом и душой единственного в то время государственного ансамбля танца республики. Благодаря им, артистам-подвижникам, патриотам выступление ансамбля встречали на «ура» и в родной республике, и за пределами – в различных городах Советского Союза и даже за рубежом. Впервые за границу Асет отправилась со своим коллективом в 1971 году. Это была Чехословакия. Потом Америка, Иордания, Сирия, Турция и т.д. Повсеместный успех «Вайнаха» Асет Асхабова объясняет не только высоким профессионализмом и талантом артистов, но и красотой чеченских народных танцев, из которых, в основном, состоит репертуар ансамбля.

 

- В наших танцах больше огня, темперамента, чем в танцах других народов. Они так заряжают зал! А зрительское настроение, в свою очередь, заряжает, вдохновляет нас, артистов. Бурные аплодисменты – и кажется, весь мир мой! Значит, не зря живу на этом свете!

 

Эту восторженную любовь к искусству Асет Асхабова пронесла через всю жизнь и теперь передает будущим артистам. И педагогическому делу она отдается так же горячо, как раньше служила сцене. Это значит: эстафета красоты и творчества продолжается, вопреки всем испытаниям.

 

 

Асет Муртазалиева




checheninfo.ru



Добавить комментарий

НОВОСТИ. BEST:

ЧТО ЧИТАЮТ:

Время в Грозном

   

Горячие новости

Это интересно

Календарь новостей

«    Май 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031 

Здесь могла быть Ваша реклама


Вечные ссылки от ProNewws

checheninfo.ru      checheninfo.ru

checheninfo.ru

Смотреть все новости


Добрро пожаловать в ЧР

МЫ В СЕТЯХ:

Я.Дзен

Наши партнеры

gordaloy  Абрек

Онлайн вещание "Грозный" - "Вайнах"