ДАЙДЖЕСТ: |
ЧЕЧНЯ. Из донесения начальника Тифлисского губернского жандармского управления полковника Пастрюлина директору Департамента полиции. 18 декабря 1910 г.
(Совершенно секретно)
“Начальником Бакинского охранного отделения были получены указания о сильно развивающемся в настоящее время на Кавказе мусульманском движении, проникнутом идеями панисламизма и автономии для Кавказа, центром коего якобы надо считать г. Грозный... Мусульмане будто бы заняты возобновлением запасов своего оружия, так как считают, что народ уже готов принять участие в восстановлении."
В аулах вблизи Грозного, сообщали жандармы, работает фабрика фальшивых денег. На днях она получила от Зелимхана заказ на изготовление фальшивых кредитных билетов на сумму в триста тысяч рублей. Возможно, Зелимхан собирался обменять их на настоящие и купить оружие в Финляндии... И тут ему крупно повезло: в конфликт с властями в очередной раз вмешались религиозные чувства.
Прокурор Владикавказского окружного суда сообщал об “политической” ситуации в тогдашней Чечне: в Терской области между чеченцами и ингушами распространена секта “зикристов”. Ее основал Кунта-Хаджи, сосланный потом в Сибирь и там умерший. После ссылки Кунта-Хаджи на Кавказе остался заместитель, его же ученик Омар-Хаджи.
Как у Кунта-Хаджи, так и у Омара-Хаджи было много последователей, “мюридов”. Они жертвовали “святым” огромные средства. “Легкий способ наживы навел на мысль некоторых мюридов заняться этим делом самостоятельно, и вот более дальновидные из них стали проповедовать новое учение, разнящееся от учения Кунта-Хаджи тем, что, по учению последнего, обряд моления сопровождается прыганьем (пляской), а по учению первых — постоянным чтением молитв шепотом. Само население характерно отличает мюридов одного святого от мюридов другого названием “шептун” и “прыгун”, — пишет прокурор. И замечает, что в последнее время святых появилось очень много. Они отбивают друг у друга мюридов, ссорятся, мстят — крадут друг у друга лошадей, скотину, хлеб...
“Поборы святых достигли таких размеров, что многие мюриды бросают своих святых и уходят из секты. Особенно это заметно на мюридах проживающего в селении Автуры Грозненского округа Бомат-Гирея-Хаджи. Этот святой имеет больше, чем другие, мюридов и, не довольствуясь приношениями натурой: зерном, мукой, маслом и проч., завел большую несгораемую кассу с трубой, выходящей из стены на улицу. В эту-то трубу и сыплются денежные жертво-приношения. Охрана его личности и имущества состоит из сотни мюридов”, — сообщает законник.
Капитал Бамата достиг 150 000 рублей. Но этого ему было мало. Он “слился в экстазе” с отъявленными бандитами. “Недовольство чеченцев вызвали действия отряда войскового старшины Вербицкого, который при разоружении жителей селения Гудермес убил более 30 местных жителей. Горцы жаждали отомстить русским, и “святой” Бамат благословил мюридов на расплату с “гяурами” и послал с ними своего сына Али.
К партии присоединились разбойники Зелимхан, Аюп Тамаев и Абубакар, а также и бывший поручик армии, ингуш Долгиев, сосланный в каторгу за убийство полкового командира и ныне вступивший в ряды абреков”. Увы, с поимкой Зелимхана и членов его шайки грабежи и разбои не прекратятся, считал прокурор, “ибо есть еще масса разбойников, подобных Зелимхану”. Причин тому много — “немалую роль сыграла разнузданность русского населения в период освободительного движения, послужившая примером горцам; не менее важную роль занимает в этом нерешительность и послабление чинов администрации.
Со времени покорения народ этот привык видеть над собою твердую власть, и тогда, по заявлению самих горцев, не было никаких преступлений и такого количества преступников. Последнее же время, и особенно со времени освободительного движения власть совершенно подорвала всякий авторитет среди горского населения. Оно увидело, что большинство преступлений может пройти безнаказанно, для чего лишь стоит заплатить начальнику участка, нравственный уровень которых совершенно опустился…”
Автор бумаги сообщает, что власти вели себя слишком мягко — после убийства начальника Веденского округа Галаева сами жители придумали себе наказание и были убеждены, что за укрывательство абреков они будут высланы, а имущество их конфисковано, но ничего подобного не случилось. Того же ожидали и жители селения Цорх после перестрелки с отрядом капитана Дудникова, когда два казака были убиты и два ранены, но тоже почти никакого наказания не понесли... “Начальник Терского областного жандармского управления высказывает уверенность, что если бы после убийства полковника Галаева было бы снесено лишь одно селение, как о том было объявлено, то другие не решились бы укрывать абреков, и не было бы у нас такого количества разбойников, и не пришлось бы нести такие громадные потери. Для уменьшения грабежей и разбоев необходимы в данное время репрессии для восстановления в первую очередь престижа русской власти”.Руководители кавказской администрации свою пассивность в отношении нарушителей порядка не признавали. Их сообщения “центру” содержали совершенно иные факты.
АБХАЗИЯ. Дату выборов в Абхазии назначат на следующей неделе
КРЫМ. Ученые разошлись в прогнозах о новом «шторме века» в Крыму
ГРУЗИЯ. Грузинская компания запустила паромные перевозки в Болгарию
АБХАЗИЯ. Бадра Гунба приступил к исполнению полномочий главы Абхазии
ГРУЗИЯ. Лига наций: Азербайджан уступил Швеции, Грузия – Чехии
КРЫМ. Глава Крыма рассказал, когда будет полностью восстановлен разрушенный мост
ГРУЗИЯ. Участники митинга вернулись на прежнее место протеста в Тбилиси