ДАЙДЖЕСТ: |
Светоч разума народа«Мы ленивы и не любопытны…»
В октябре этого года исполняется 80 лет со дня рождения известного чеченского писателя А. Айдамирова. В связи с этим текущий год объявлен в нашей республике «годом народного писателя ЧИАССР Абузара Абдулхакимовича Айдамирова». Под эгидой предстоящего юбилея проводятся различные мероприятия. Хочется верить, что и сам юбилей будет отмечен на должном уровне.
Я по натуре оптимист, но мои сомнения вызваны тем, что видел в прошлом году насколько скромно был отмечен вековой юбилей патриарха чеченской литературы Магомета Мамакаева. Настолько это было наглядно, что выступавший на мероприятии профессор Х. Туркаев процитировал по этому поводу А. Пушкина, который сказал однажды: «Мы ленивы и не любопытны…»
Наш именитый профессор этим, видимо, хотел подчеркнуть, что мы, к сожалению, быстро забываем своё прошлое. Мы забываем прошлое не только в своей жизни, но и в жизни общественной, поэтому то, что могло воспитать в нас чувство долга, что могло дать нам ясное представление о прошлом, безвозвратно исчезает в туманной дали. На мой взгляд, мы не только «ленивы и не любопытны», но порой весьма не благодарны, если не можем воздать должное тем, кто интересы народа ставил выше собственных, подвергая себя гонениям и преследованию.
Думаю, что в этом нам не помешало бы перенять опыт наших соседей дагестанцев, которые высоко вознесли Расула Гамзатова. К предстоящему в этом году юбилею поэта они сумели открыть ему памятник аж в самом центре Москвы с участием первых лиц страны. Может быть и мы сумеем это сделать к юбилею Абузара Айдамирова в г. Грозном. Скажем, перед зданием Национальной библиотеки или же ЧГУ, выпускником которого он является. В нашей республике, где «сказки становятся былью», – это вполне реальное явление.
Ведь это нужно не ему, а нужно нам, живым, чтобы заявить на весь мир о достойных представителях своего народа, Нам надо помнить и писать о них, осмысливать их жизнь, дела и поступки, извлекать все ценное и разумное, что было у них.
Помнится, в 1991 году в Колонном зале Дома союзов в Москве был отмечен 80 – летний юбилей М. Мамакаева. Очевидцы до сих пор с восхищением вспоминают все великолепие и торжественность, царившие на этом мероприятии. Особенно теперь, после двух военных кампаний и усиленных, но безуспешных попыток отдельных чеченофобов «навесить на нас всех собак», надо бы при каждом случае проводить подобные мероприятия на всероссийском уровне. Только так можно развеять навязанный нам миф о террористах и бандитах.
Как создавался музей Абузара Айдамирова
В начале своей деятельности в роли министра культуры республики я пытался глубоко вникнуть во все тонкости данной сферы. Поэтому старался сам лично принимать участие во всех мероприятиях всероссийского уровня. Это крайне важно было для ускорения процесса возрождения сферы культуры и искусств нашей республики и интеграции её в культурное пространство России.
И вот в середине мая 2003 года я получаю приглашение на Всероссийскую конференцию библиотечной ассоциации, которая планировалась в г.Пскове. Библиотечное направление, как известно, одно из важнейших в сфере культуры. Наши библиотеки практически все были разрушены, книжный фонд уничтожен. А данная ассоциация могла принять весомое участие в пополнении книжного фонда, повышении профессиональной квалификации библиотекарей, которые долгое время были лишены этой возможности. Понимая всю важность данного направления, хотел лично познакомиться с руководством этой ассоциации и крупных российских библиотек, но так уж получилось, что в эти дни у меня были срочные неотложные дела на работе и я направил туда своего заместителя.
По приезде он мне рассказал о работе конференции и, в частности, об открытом там, в Пскове, музее романа В.Каверина «Два капитана». В процессе общения мы пришли к решению открыть подобный музей – музей трилогии А. Айдамирова «Долгие ночи»- в доме писателя в с. Мескеты. Хотя я прекрасно знал, что открытие нового учреждения влечет за собой дополнительные финансовые затраты, а это было крайне сложно в те времена, я взялся за эту идею. Убедил председателя правительства, заручившись поддержкой министра финансов, выбил четыре штатные единицы.
Помнится, приобретение элементарной мебели (столы и стулья), не говоря уже об оргтехнике, не «по карману» было тогдашнему министерству. Финансирование было мизерное, на «прочие расходы» выделялись копейки, которых едва хватало на приобретение канцтоваров. Такие были времена.
Для согласования вопроса открытия музея я направил к А. Айдамирову в с. Мескеты своего заместителя и директора Национального музея. Тут требовалась некоторая деликатность и тактичность с учетом скромности Абузара и отсутствия подобного прецедента в нашей республике – открытия музея при жизни писателя. Надо было также изучить возможность размещения музея в небольшом доме писателя.
Вопрос с пристройкой к дому решил известный в республике меценат, руководитель ПКФ «Казбек» Ильмади Абуезидов. Таким образом появился впервые в истории чеченского народа прижизненный музей трилогии «Долгие ночи» А. А. Айдамирова. Но тем не менее вверх взяла излишняя скромность писателя: он обратился ко мне с просьбой повременить с музеем при его жизни, как будто чувствовал, что недолго осталось ему жить. Конечно же, пришлось смириться с доводами Абузара. Но после того, как его не стало мы, не откладывая провели необходимую работу, и открыли 2 ноября 2006 года литературно – мемориальный музей А.А. Айдамирова в доме писателя.
Смерть народного писателя
27 мая 2005 года после тяжелой болезни ушел из жизни Абузар Айдамиров. Мы всем правительством во главе с руководством республики приняли участие в похоронах. По возвращению в г. Грозный состоялось внеочередное заседание Правительства ЧР по случаю кончины народного писателя ЧИАССР.
Мне было поручено подготовить предложения по увековечению памяти А.А. Айдамирова. Мною был на скорую руку составлен следующий перечень мероприятий:
- назвать Мескетинскую среднюю школу, где он проработал более 30 лет директором, его именем;
- одну из улиц города Грозного назвать именем А. Айдамирова;
- лучшим студентам филологических факультетов Чеченского государственного университета и педагогического института назначать именные стипендии А. Айдамирова;
- Союзу писателей Чеченской Республики учредить литературные премии имени А. Айдамирова;
- Мескетинский сельский Дом культуры назвать его именем;
- издать полное собрание сочинений А. А. Айдамирова;
- Чеченскому драматическому театру имени Х. Нурадилова осуществить постановку по роману «Долгие ночи»;
- установить бюст А. Айдамирова перед зданием Чеченского государственного университета, выпускником которого он является;
- после завершения нового здания Национальную библиотеку назвать его именем. Здание уже построено и библиотека успешно функционирует.
Кое-что из этого плана осуществилось, что-то ждет своего часа. Будем надеяться, что он настанет к юбилею писателя.
Публицистика писателя
Мне всегда импонирует этот жанр. Может быть, в этом сказывается опыт работы в газете. Но, как бы то ни было, преимущество газетных статей в том, что в небольшой публикации, посвященной актуальным вопросам и явлениям текущей жизни общества, автор выражает своё отношение к той или иной проблеме, подсказывает пути выхода из сложившейся ситуации.
Безусловно, всенародное признание Абузару Айдамирову принесла историческая проза, но не меньший интерес вызывают его публицистические статьи. В них проявлялась личная позиция автора по поводу происходящих трагических событий в жизни чеченского народа, предлагались пути выхода из затяжного кризиса, раскрывались причины их порождавшие.
Также в многочисленных статьях А. Айдамирова поднимались проблемы межнациональных отношений, добрососедства, положения женщины в обществе, изучения родного языка в школах, качества обучения в учебных заведениях, о необходимости культа учебы в нашем обществе и т. д. Рассмотрим некоторые из них.
О ценности знаний
Помнится, как-то в одном из интервью Абузар говорил о том, что любое общество зыблется на четырех столпах: просвещении, здоровье, культуре и экономике, а самой главной основой из них является просвещение, от которой зависят все остальные. А у нас никогда не было культа учебы. Даже в фольклоре ценятся только лишь мужество, сила, отвага. Отсюда и недостаточный уровень общественного сознания. Вот почему чеченцев легко вовлечь в любую авантюру.
Поэтому главную причину перманентных трагедий чеченского народа вижу в недостаточном уровне образованности. Не в смысле мудрости, приспособленности к жизни, а именно знаний в науке и религии. Этим умело воспользовался Шамиль в Х1Х столетии, превратив Чечню в театр боевых действий всей Кавказской войны.
А чем закончилось это мы знаем: сотни тысяч истерзанных, искалеченных, убитых чеченцев; разрушенные и сгоревшие дотла аулы и почетная ссылка Шамиля со своей многочисленной семьей и свитой.
Также вверг чеченский народ в пучину войны, разрухи, разрушений и скитаний по всему миру Дудаев. Сотни тысяч убитых, столько же искалеченных, израненных. Последствия двух жесточайших военных кампаний до сих пор эхом отзываются на моральном и физическом состоянии жителей республики. Зачинщики всего этого – лже-патриоты – то ли убиты, то ли находятся также в «почетной ссылке», а их семьи и приспешники припеваючи живут в заморских виллах и особняках, имея многомиллионные валютные запасы, похищенные у чеченского народа, а также полученные у своих покровителей за исполнение гнусного замысла по уничтожению своего народа.
Народам нужны мир и спокойствие
В декабре 1992 года, в период разгула бандитизма в республике, в одном из своих интервью А.Айдамиров говорил, что нельзя жить, враждуя с соседями. У нас должны быть самые мирные, добрососедские, дружеские отношения со всеми народами, и в первую очередь, конечно, с русским народом, ибо, несмотря на жестокую политику царизма и тоталитарного режима, у нас сложились вековые экономические и культурные связи, которые невозможно разорвать, даже если этого захотят обе стороны.
Чуть позже он писал, что для него национальный герой не тот, кто позорил своими поступками и действиями честь и достоинство чеченского народа, разжигал межнациональную вражду и войну, в которых гибли сотни тысяч людей, а тот, кто своими конкретными делами приносил пользу народу и республике, воцарял мир и спокойствие на родной земле, принес честь и славу чеченскому народу, и ради всего этого пожертвовал своей жизнью.
Наш народ по своему характеру всегда был интернациональным. Ведь известно, что в годы Кавказской войны на сторону чеченцев переходили тысячи русских солдат и офицеров. Они вместе с чеченцами героически сражались против общего врага – царизма.
По этому поводу один из героев романа А. Айдамирова «Молния в горах» Овхад говорит, если это было в его силах, он воздвиг бы этим беглым русским – героям войны за свободу горцев – величественный памятник на самой высокой горе.
Народы никогда не враждовали между собой. Их сталкивали правители, потакая своим прихотям и амбициям, ради личной наживы. Народам нужны мир и спокойствие, дружба и братство.
О положении женщин в обществе
Издревле вайнахи глубоко почитали женщину, ее честь и достоинство защищали как зеницу ока. Поэтому у меня вызывают протест,- пишет он,- разговоры о том, что наши женщины изменились в худшую сторону. В худшую сторону, прежде всего, изменились мужчины. В падении нравов повинны они. Ведь именно мужчины должны защищать и охранять наших сестер, ибо народ, у которого женщины безнравственны, обречен на нравственную гибель. И тот, кто хочет гибели народа начинает с нравственного разложения женщин. Не соблюдение исламских норм в жизни, лицемерие и ханжество являются одной из причин неуважения к женщине в наше время.
Трудно не согласиться с автором. Ведь именно по вине дудаевско-масхадовских лже-патриотов, ввергших народ в пучину войны и разрухи, разбрелись по городам и весям наши женщины в поисках средств существования. Сердце кровью обливается, когда видишь их работающих до сих пор в различных службах быта соседних республик.
Не зная причин болезни, нельзя её излечить
Абузар как-то писал, что мы любим быть первыми. Хоть бы раз нам следовало уступить лавры первенства другим народам. А то нас пускают вперед, смотрят, куда поведут наши смелость и мужество, а затем делают свои выводы. Думаю, нам пора уже работать не только руками, но и головой.
Будучи истинным патриотом своего народа, А.Айдамиров всегда открыто говорил о его недостатках, порой даже самую горькую правду. И делал он это именно потому, что не меньше любого чеченца любил свой народ, трудился и страдал ради него. Ведь, не зная причин болезни, нельзя её излечить.
Чеченцы, к сожалению, или не умеют, или не хотят извлечь уроки из исторического прошлого, постоянно повторяют одни и те же ошибки. Хорошо выразился по этому поводу наш соплеменник Абдул – Баки Джамо во время нашей встречи в 2005 году с чеченской диаспорой в Иордании. Осел – самое упрямое и глупое животное,- сказал он. Но тем не менее, однажды обжегшись на раскаленном угле, в другой раз он не наступит даже на золу. Почему же мы все время наступаем на одни и те же грабли,- задал он риторический вопрос.
Видимо, причиной тому является наш менталитет, не позволяющий говорить правду в лицо. Нам нравится, когда нас хвалят, но обижаемся на критику. А человека, замечающего негативные национальные особенности, готовы уличить чуть ли не в предательстве. Но тем не менее, Абузар нашел в себе мужество открыто назвать причины наших перманентных бед и трагедий в своем нравственно-философском трактате «Наши нравы». Он открыто и честно рассказывает о пороках, присущих нашему народу, и подсказывает как жить в дальнейшем, не совершая тех ошибок, которые наносят нам непоправимый урон.
Нас поразили алчность, жажда к богатству,- пишет он. Наживаем его запрещенными Кораном путями. Но такое богатство рано или поздно приносит людям горе и страдания. Мирские блага преходящи, сегодня они есть, завтра их нет. Вечно только милосердие, благородство, добрые и полезные дела, совершенные во имя блага народа и Родины. На этот путь нас наставляет Коран, это нам завещали наши предки. Идущие против этого не могут назвать себя истинными мусульманами и чеченцами.
Нет Пророка в своем Отечестве
В марте 1989 года состоялись первые свободные выборы народных депутатов СССР, ознаменовавшие начало реальных перемен в политической системе страны и государства.
Представители общественных организаций выступили с инициативой о выдвижении кандидатом в народные депутаты СССР по 397 территориальному округу А. А. Айдамирова. В этот округ входили восемь районов: Гудермесский, Веденский, Ножай-Юртовский, Надтеречный, Наурский, Советский (ныне Шатоевский), Шалинский и Шелковский. Ситуация все ещё строго контролировалась партийными и советскими органами, поэтому возникали проблемы с проведением собраний по выдвижению даже в Ножай-Юртовском районе. О чем говорит и тот факт, что в родном селе Мескеты в течение двух дней не могли найти местное руководство для того, чтобы заверить печатью протокол схода граждан. Вот уж поистине, нет Пророка в своем Отечестве. К сожалению, такова человеческая натура: не верить в гениальность того, кто находится рядом с ними, а думать, что все лучшее и одаренное рождается где-то далеко.
А между тем, районный отдел народного образования Советского района оперативно провел сход и представил протокол, заверенный печатью райисполкома.
Входил в этот округ и наш район, а я работал в тот период редактором Гудермесской районной газеты «Красное знамя». Нам была дана соответствующая установка в обкоме партии по освещению предвыборной кампании, были озвучены фамилии обкомовских выдвиженцев, о которых и следовало писать. А всего кандидатов было 5.
Многие чиновники по инерции все ещё осторожничали, если о том или ином кандидате не пишут газеты, делались соответствующие выводы. Время было такое: партийная диктатура ещё не отступила, а демократия пока ещё не вступила в свои права. И в этой ситуации идти наперекор установке обкома партии было весьма рискованно, но тем не менее на страницах нашей газеты широко освещалась предвыборная кампания известного писателя и практически ничего не было по его конкурентам, за которыми стояла сила властьимущих.
После избрания Абузара народным депутатом СССР на страницах нашей газеты часто появлялись его статьи. Все эти газеты он, оказывается, получал и читал внимательно, в чем я убедился при очередной встрече с ним. Он весьма тепло отозвался о нашей газете, поблагодарил за моральную поддержку, которую мы ему оказываем.
Именно в этот период вышла его вторая книга трилогии – «Молния в горах». Драматично сложилась её судьба: от момента завершения работы до издания романа прошло более десяти лет. После издания он передал мне экземпляр этой книги с очень трогательной дарственной надписью: «Айса даима даггара лоьручу нохчийн оьздачу кIантана Осмаев Мовлина. Оцу хьайн оьздачу гIиллакхашца, халкъе безамца Дала маьрша, могуш, дуккха вахаволда хьо. А. Айдамиров, Меската, 24 июль 1990 шо».Осмаеву Мовле, человеку, которому я всегда относился с уважением за его истинночеловеческие качества. Пусть любовь к своему народу всегда живет в тебе также ярко как и сейчас. А.Айдамиров (перевод редакции).
Считаю нескромным для себя переводить на русский язык столь лестный отзыв о себе. Кто лично знал Абузара, тот знает, что он был весьма скуп на похвалу. Тем ценнее для меня содержание этих слов.
Как известно, дарственная надпись характеризует отношение автора книги к тому, кому она адресована. И благодаря собственноручной надписи известного автора она становится литературно – исторической и культурной ценностью. Именно такой ценностью в своей библиотеке я считаю книгу А. Айдамирова «Молния в горах».
Несмотря на столь теплые взаимоотношения и частые встречи на различных мероприятиях с Абузаром, мне и в голову не пришло сфотографироваться с ним. Видимо, потому что отношения были искренними без какой – либо корысти. И я был крайне удивлен, когда мне передали фотографию, которая помешена в данной статье. На ней запечатлен момент нашей рабочей встречи в библиотеке.
А встреча с Абузаром всегда была интересна. Говорил он мягко, тихо, не проявляя эмоций, как и подобает настоящему чеченцу. Ему была чужда показная мишура. Он всегда оставался самим собой.
От общения с такими людьми всегда чувствуешь себя разбогатевшим, потому что подпитываешься полезной информацией, совершенствуешься духовно, наращиваешь силу ума. Таких людей, говорят, в старину называли носителями высоких идей истины, разума и просвещения. А он, словно светоч, указывал нам на праведный путь, оберегая от зла, насилия и вражды.
Мовла ОСМАЕВ,член Союза писателей России
АБХАЗИЯ. Сколько мандаринов и фейхоа из Абхазии ввезли в Россию?
Ю.ОСЕТИЯ. Саммит G20. Протесты в Грузии и Абхазии. Ядерная война близко?
ВОЛГОГРАД. В области появилась дорога между селами Лозное и Большая Ивановка
Ели в Ингушетии попали под особый контроль перед Новым годом