ДАЙДЖЕСТ: |
Жизнь человека ценится не за длину, а за содержание. Время летит быстро, многое забывается. К сожалению, молодёжь не знает многих людей XX века, даже таких известных, как Ваха Татаев. А жаль… Он долгие годы был министром культуры Чечено-Ингушетии, а в общем, почти полвека возглавлял культурное движение республики, проявил себя как талантливый организатор.
Родился Ваха Татаев 15 декабря 1914 года, умер 13 августа 1977 года. Его родное село – Старый-Юрт (Толстой-Юрт), которым он искренне гордился. Ваха с раннего детства знал имена всех достойных выходцев из родного села, которые были известны не только в нашей республике, но и далеко за ее пределами, это и эвлияи, поэты, писатели, ученые, артисты и т.д. Как отмечали все его родные, близкие, учителя, сверстники, Ваха владел идеальной памятью, поэтому ему и учеба давалась легко, знал наизусть много стихов, без труда и с большим удовольствием играл даже самые сложные роли в различных школьных постановках — пьесах, спектаклях. Он много читал, любил искусство. Когда в село привозили кино – это было для Вахи особым праздником: он заранее занимал хорошее место, внимательно и с огромным интересом смотрел кино, а потом увлеченно пересказывал другим, передавая все эмоциональные краски картины. Можно сказать, что будущий министр уже тогда начал прокладывать себе дорогу в сферу культуры. Но каким же тернистым оказался для него этот путь: Вахе не было и года, когда ни за что в 1915 году расстреляли его отца Ахмеда. В результате очень рано легли тяготы жизни на маленькие, хрупкие плечи мальчика. Наблюдательный сын видел, как тяжело его матери, и он лет с шести, можно сказать, взял на себя домашнюю работу и помогал ей во всем: вставал на рассвете, сам из лесу возил дрова, пилил, топил печку, сажал огород, кормил, ухаживал за коровой, да еще успевал побывать в роли помощника матери на кухне. За его такое трогательное отношение к матери, за неустанно проявляемое уважение любили Ваху и их соседи.
Несмотря на такую занятость, Ваха среди учащихся опорной школы ст. Асламбековская выделялся особой активностью: всегда с большим желанием участвовал в художественной самодеятельности. Потом включается он и в художественную самодеятельность в рабфаке, куда он поступил в 15-летнем возрасте.
А к 17 годам его назначили директором клуба Горячеводска. Вахе, который начал свой трудовой путь тяжелым трудом в совхозе, затем на кирпичном заводе в Горячеводске, эта новая работа казалась одним удовольствием, потому что это было именно то, что ему так нравилось. Он работал днем и ночью, не зная покоя и сна: создавал разные кружки, вовлекал туда молодежь, играл роли в спектаклях. Набрался опыта. Это было налицо, и в 20 лет он уже является директором кинотеатра им. Челюскинцев. Он справлялся не только с работой в двух местах, но и умудрялся, как один из лучших студентов, получать стипендию имени Островского в Московском институте искусств, где он учился. Здесь у него обнаружили актерские способности, потому и доверяли ему главные и ответственные роли в спектаклях. Учился Ваха, надо отметить, одновременно еще и в Университете марксизма-ленинизма.
С 1935 по 1938 годы Ваха работает заместителем управляющего «Севкавкино», а в свои 24 года он – директор Чечено-Ингушского государственного драматического театра. Неизвестно откуда, с каждым разом в нем все ярче вспыхивает огонь свежей энергии. И здесь он направил все свои силы на то, чтобы всячески поднять уровень работы: многих сотрудников направил на учебу в Москву, Ленинград и т.д. Это был период, когда высоко ценили талант, опыт, способности. И Ваху Татаева снова выдвигают на другую должность – начальником Управления по делам культуры, искусства и кинофикации ЧИАССР.
Казалось, вот-вот расцветет республика, но нежданная депортация сломала все планы. И не только… И множество судеб… Бедному народу пришлось пережить адские муки – разлука с родиной, смерть родных и близких, голод, холод… А каким сильным должен быть человек, чтобы мужественно выдержать все это, да еще уметь поддержать других, убитых горем! А Ваха был сильный духом! Его ничего не пугало, он по мере возможности везде старался защитить свой народ. И у народа остались о нем светлые воспоминания.
Очевидцы событий тех лет – А. Шахмурзаева, М. Бетербиев — вспоминают: «Ваха был удивительным человеком, настоящим борцом за свободу народа. Выступая перед народом, он с болью говорил об их общем горе, бывало, что из-за сострадания к соотечественникам горькие слезы душили его. Люди верили его искренности. Подтверждением тому является и то, что они единогласно избрали Ваху депутатом райсовета в городе Алма-Ате. В те годы для переселенца это была действительно высокая честь! Он только и делал, что искал пути, как бы помочь людям встать на ноги… Ваха дал многим путевку в жизнь – сам пишет характеристики и ходатайства, посылает учиться, а затем едет проверять их учебу, помогает им материально. Немало случаев, когда он спасал людей от тюрьмы, от голода, отдавая последнее, что имел.
В Средней Азии Ваха Татаев заслужил уважение не только чеченцев, но и местных руководителей, иначе ему не доверяли бы такие высокие и ответственные посты: в г. Джамбуле В. Татаев работает заместителем директора областного драмтеатра и директором кинотеатра «Октябрь», затем заместителем директора Казахского государственного театра для детей и юношества и директором кинотеатра «ТЮЗ» г. Алма-Аты. В 1948-1951 гг. он – заместитель директора Государственного академического театра оперы и балета им. Абая г. Алма-Аты. В 1951-1956 гг. – директор Казахской государственной эстрады и первый заместитель директора Казахской государственной филармонии им. Джамбула г. Алма-Аты. С 1956 года Ваха – слушатель Алма-Атинской партшколы. Затем его назначают начальником Управления культуры при Оргкомитете по восстановлению ЧИАССР.
В 1956 году он снова поступает в институт, на этот раз – в Институт театрального искусства в г. Москве, а в 1962 году окончил Высшую партийную школу.
Наконец, в 1957 году исполнилась мечта чеченцев – они вернулись на Родину! И с того года более двадцати лет Ваха Татаев проработал министром культуры ЧИАССР. За эти годы он оставил глубокий, яркий след в чеченской культуре, искусстве, науке. Он был безгранично трудолюбивым, добросовестным, ответственным работником. Больше полувека из его жизни прошло в сфере культуры! И редко кому удается после стольких лет на руководящей должности оставлять о себе такую чистую, честную, добрую память.
По его инициативе и при его непосредственном участии в самый трудный период восстановления ЧИАССР осуществлялось крупномасштабное укрепление материальной базы учреждений и организаций культуры, создание новых творческих ансамблей, коллективов, укрепление кадрового состава. В Воронеже, Москве, Ленинграде были созданы национальные театральные студии. Десятки сотен юношей и девушек получили профессиональное образование в крупных городах страны.
Ваха Ахмедович очень много сделал по организации поиска, сбора и учета материально и духовно-ценных объектов — памятников культуры и документов о прошлом чеченского народа. При Вахе было начато строительство Государственного театрально-концертного зала, открытие Музея изобразительных искусств им. П. Захарова и многих других учреждений культуры.
Ваха Татаев уделял огромное внимание созданию и развитию народного художественного творчества, регулярному проведению смотров самодеятельных коллективов, организации выездных концертов и спектаклей по республике, а также доставке зрителей из различных населенных пунктов в театры, музеи, концертные залы.
Ваха был настоящим патриотом, истинным оптимистом и великим человеком, который являлся авторитетом не только у нас в республике, но и в Москве, в Кремле, соседних республиках, в Иордании и т.д. Его огромный труд во имя Родины и своего народа отмечен множеством наград. Он награжден орденом Трудового Красного Знамени и многими медалями СССР.
Нас не простит история, если мы позволим себе забыть таких достойных сыновей чеченского народа, как Ваха Татаев, Муслим Гайрбеков, Абдул-Хамид Хамидов и многих других. Кстати, именно в те годы, когда Председателем Совета Министров был Муслим Гайрбеков, Ваха был депутатом Верховного Совета ЧИАССР первых двух созывов – 1958 и 1963 годов. Муслим очень любил Ваху за его добропорядочность и был благодарен ему за то, что он возродил и поставил на ноги все институты национальной культуры. Про него, когда он только начинал возрождать культуру, говорили: «Министр есть, культуры нет!» Но через несколько лет появилась другая присказка: «Большой министр маленькой республики». И появилась она не в Грозном, а в Москве.
Ваха Татаев всегда был подтянут, великолепно выглядел. О нем тогда так и писали: «Одевался он, как говорится, с иголочки. Любил носить костюмы светлых тонов. Когда этот огромный красавец в светлом костюме, в белоснежной выглаженной рубашке шел по городу, прохожие невольно останавливались и смотрели ему вслед. Его большие белые руки, казалось, кроме книг и авторучек ничего не держали. Но это только казалось. Он мог и обед приготовить, и убрать в доме. Любил возиться на даче. Однако неопрятно одетым, с запачканными руками его никто не видел».
Его любил народ и он жил его интересами. Где бы он ни работал, на всех должностях Ваха Татаев показал себя смелым, мужественным, энергичным, успешным организатором и талантливым администратором.
Не зря говорят: «Человек жив, пока помнят его добрые дела». Каждый, кто хоть сколько-то был знаком с Вахой Татаевым и его деятельностью, коллеги, друзья и просто жители республики, говорили о нем: «Он был волевым, целеустремлённым, смелым, не боялся взять на себя ответственность за решение сложных проблем. Умел убеждать, мог поспорить с высоким начальством. Ваха являлся разносторонне одарённой творческой личностью, тонким знатоком искусства, крупным деятелем культуры. Коллегии Министерства культуры вёл спокойно, умел слушать всех, работал не торопясь, терпеливо вникал в проблемы. Был основателен во всём, умел мгновенно воспринимать и развивать интересные идеи. У него был хороший язык, цепкая память, особый юмор. Если взрывался, то быстро отходил.
Ваха тщательно следил за репертуаром, много читал, побуждал драматургов к созданию пьес. Заботился и о моральном климате в сфере культуры, проводил большую воспитательную работу. Он умел притягивать людей. Тепло относились к нему и в Министерстве культуры страны и охотно шли навстречу в его просьбах.
Он глубоко вникал и в библиотечные дела: какая обращаемость книг, читаемость. Долго присматривался к кадрам, учил работать с людьми. Сам много и быстро читал. У него дома была хорошая библиотека, много книг – с автографами.
Светлый был человек. О нём должны знать и помнить!
В заключение хотелось бы отметить, что по инициативе Зинаиды Татаевой, помощника председателя Чеченского регионального отделения «Союз женщин Чечни», 29 мая 2013 г. в ЦГБ г. Грозного был проведен вечер памяти, участники которого решили обратиться к власти с просьбой: принять меры по увековечиванию памяти одного из достойных сыновей чеченского народа, каковым, безусловно, был Ваха Ахмедович Татаев.
ОБРАЩЕНИЕ поступило в редакцию нашей газеты за подписями самых известных, активных деятелей культуры и искусства Чеченской Республики. Это: Абдулла Киндаров – бывший министр культуры ЧИАССР, ЧР в 1985-93 гг.; Хож-Ахмед Берсанов — писатель, который тесно соприкасался с Вахой Татаевым, работал под его руководством; Бека Эльмурзаев — заслуженный артист ЧИАССР, знал и помнит Ваху; Магомед Музаев — начальник Архивного управления Правительства ЧР; Муса Багаев – доктор исторических наук, профессор ЧГУ; Хажи Хизриев – кандидат исторических наук, профессор ЧГУ; Зулай Багалова – актриса; Муса Дудаев – народный артист РФ; Дагун Омаев – народный артист РФ; Адиз Кусаев – поэт, краевед, и многие другие. В том числе – многочисленные родственники самого Вахи Татаева. (Некоторых из этого списка, к сожалению, сегодня нет с нами. Дала гечдойла д1акхелхинчарна!)
В том обращении было много пунктов, но и на сегодняшний день, как сообщает Зина Татаева, как от имени родственников, так и от имени настоящих патриотов своей республики, искренне болеющих за ее историю, за свой народ и гордящихся достойными представителями своей Отчизны, все считают уместным предложить:
- присвоить имя Вахи Татаева одной из центральных улиц г. Грозного, сел Толстой-Юрт и Горячеисточненская Грозненского района;
- присвоить имя Вахи Татаева Чеченскому государственному колледжу культуры и искусства;
- установить по 3-5 стипендий имени Вахи Татаева студентам актерского факультета ЧГУ и Чеченского государственного колледжа культуры и искусства;
- поручить телекомпаниям республики создать телефильмы о жизни и деятельности Вахи Татаева;
- рекомендовать СМИ ЧР публиковать материалы, посвященные Вахе Татаеву;
- поручить Главному архивному управлению Правительства ЧР исследовать судьбу и принять срочные меры по возвращению в Чеченскую Республику личного архива Вахи Татаева, находящегося в г. Санкт-Петербурге, в семье дочери В.А. Татаева – Светланы, скончавшейся в марте месяце 2012 года.
Дэти Сулумова
ИНГУШЕТИЯ. В Ингушетии объявили победителей конкурса «Спаси Грута»
АБХАЗИЯ. Москва рассчитывает на сохранение союзнических отношений с Абхазией
ИНГУШЕТИЯ. Антимонопольщики Ингушетии оштрафовали онкодиспансер за задержку оплаты лекарств
АБХАЗИЯ. Бжания усомнился в искренности симпатий Саломе Зурабишвили к абхазской оппозиции