АЗЕРБАЙДЖАН. Послу Грузии в Азербайджане Зурабу Патарадзе пришлось объяснятся и оправдываться в связи с очередным инцидентом на международно признанной границе между Грузией и Азербайджаном, где расположен древний монастырский комплекс Давид Гареджа (Кешикчидаг). Группа жителей приграничных грузинских сел, попыталась пройти через границу к монастырю Удабно на азербайджанской территории, несмотря на предупреждение сотрудников пограничного ведомства Азербайджана.
О том, что провокаторы пытались устроить скандал, несмотря на риск дальнейшего осложнения межгосударственных отношений, свидетельствует хотя бы то, что инцидент снимали на камеру, чтобы затем распиарить на весь кавказский регион как свидетельство якобы непримиримых противоречий и вселенской катастрофы во взаимоотношениях двух соседних стран-партнеров. Но на кадрах видно и другое: несмотря на физическое насилие в отношении пограничников, те не применили не только оружие, но и нелетальные спецредства, которыми были экипированы.
МИД Азербайджана потребовал от посла Патарадзе не только разъяснений, но и последующего доклада о том, какие именно меры грузинские власти приняли в отношении участников инцидента. В переводе с дипломатического языка это означает, что Баку внимательно следит за конкретной реакцией Тбилиси и предпримет дальнейшие шаги уже после того, как оценит реакцию властей Грузии. Пока МИД Азербайджана ограничился лишь представлением послу, не прибегая к более жестким дипломатическим мерам.
Грузинские власти, судя по всему, осознали, что на этот раз, коль уж дело дошло до физического противодействия, они обязаны принять конкретные меры как минимум для недопущения подобного впредь. Поэтому по итогам переговоров пограничных ведомств двух стран решено временно (пока сроком на неделю) закрыть грузино-азербайджанскую границу на данном участке. Таким образом, в течение нескольких дней никто с территории Грузии пройти к монастырю Удабно не сможет, а гарантом выполнения этой договоренности выступили именно грузинские пограничники, несмотря на недовольство националистов.
Во многом вмешательством грузинских властей объясняется и заявление ассоциации гидов Грузии: они также обязались на время запрета не осуществлять туры в направлении той части монастырского комплекса, которая находится на азербайджанской территории.
Что касается слухов о выносе из Удабно икон, что и было использовано экстремистски настроенными элементами для физического противодействия пограничникам, то МВД Грузии подтвердил, что они переданы грузинским ведомствам для обеспечения сохранности и даже частично возвращены на место после переговоров.
Лучшим симптомом отношения грузинского общества к подобным провокациям стала реакция в социальных сетях. В местном сегменте Facebook абсолютное большинство (примерно 80-90%) пользователей однозначно осуждают радикалов за нагнетание обстановки вокруг монастырского комплекса и сетуют на то, что статус-кво, сохранявшийся вокруг Давид Гареджа в течение десятилетий, нарушен в результате заявлений некоторых руководителей Грузии и радикально настроенных элементов, в том числе, в Грузинской православной церкви.
Практически все согласны, что сохранение связей со столь важным партнером как Азербайджан, требуют чуткости и осторожности в подходах к сложившимся реалиям - во имя обоих народов и во имя сохранения культурного наследия всемирного значения.