АЗЕЙРБАДЖАН. С декабря 2018 года так называемую «азербайджанскую общину Карабаха» возглавляет Турал Гянджалиев – молодой сотрудник МИД Азербайджана, который представляется уроженцем Шуши. Данное назначение довольно интересно как с точки зрения сроков, так и личности назначенного должностного лица. «Выбор» молодого дипломата на данную должность произошел спустя несколько дней после встречи глав МИД Армении и Азербайджана в декабре прошлого года в Милане. После миланской встречи было принято совместное заявление руководителей делегаций стран-сопредседателей Минской группы ОБСЕ и глав внешнеполитических ведомств Армении и Азербайджана. Редко встречающееся явление в переговорном процессе по урегулированию карабахского конфликта. Более того, после встречи глава МИД Азербайджана отметил: «На последней встрече с моим армянским коллегой мы впервые за долгое время достигли взаимопонимания».
Назначение Гянджалиева на фоне этой позитивной динамики представляется некоторыми экспертами как подготовительный шаг Азербайджана для начала прямого диалога с Нагорным Карабахом.
Отметим, что новые власти Армении утверждают, что необходимо восстановить полноценный формат переговоров и Нагорный Карабах должен напрямую быть вовлечен в переговорный процесс. Естественно, Азербайджан выступает категорически против данного подхода, официальный Баку продолжает поддерживать анахронический подход, что Нагорный Карабах якобы остается районом Азербайджана, и для обсуждения имеющихся проблем необходимо включить как армянскую, так и азербайджанскую общину Нагорного Карабаха.
Можно предположить, что Азербайджан не готов напрямую, как равный с равным вести диалог с Арцахом (Нагорно-Карабахской Республикой, НКР), но готов сделать это на уровне так называемой «азербайджанской общины Карабаха», посему и усиливает возможности данной структуры, назначив действующего дипломата руководителем этой структуры. Кстати, Турал Ганджалиев довольно быстро вошел в вверенную ему роль пропагандиста, он проявляет активность в социальных сетях, выступает на мероприятиях различного характера, иногда отвечает на комментарии пресс-секретаря президента Арцаха.
Данные развития дали повод некоторым экспертам сделать вывод, что Азербайджан может пойти на изменение переговорного формата, с тем условием, что кроме властей Арцаха в переговорный процесс будет включена также так называемая «азербайджанская община Карабаха». Поводом для таких предположений послужило также заявление сопредседателей Минской группы ОБСЕ от 30 мая с.г., в котором отмечается, что сопредседатели встретились с фактическими властями НКР и председателем так называемой «азербайджанской общины Карабаха».
Тезис Азербайджана об «общинном диалоге» не нов, и каждый раз повторяется в контексте обсуждений вокруг субъектности Арцаха.
Независимо от дальнейших развитий, необходимо четко констатировать одно, что Республика Арцаха и так называемая общественная организация «азербайджанская община Карабаха» не являются равноправными партнерами для диалога.
Они являются разными структурами как по происхождению, так и по сути, и не могут приравниваться ни по своему статусу, ни функциям. Несмотря на всю возможную критику Арцах является государством, хоть и непризнанным. Это политическая организация, которая осуществляет политическую власть на определенной территории, путем выборов формирует данную власть и имеет атрибутику, которая присуща суверенной единице. А возглавляемая красноречивым Туралом Ганджиевым структура, если освободится от пропагандистских функций, в лучшем случае может стать неправительственной организацией. Посему власти Азербайджана, если действительно хотят «содержательных переговоров», то должны сами изменить свои подходы, вместо того, чтобы создавать суррогатные структуры и посредством их пытаться подорвать право населения НКР выступать от своего имени.