ЧЕЧНЯ. 25 января Чеченская Республика вместе со всей страной отмечает День студенчества
Ежегодно 25 января в России отмечают День российского студенчества. Он является главным праздником для всех вузов и ссузов Российской Федерации. Чеченская Республика не стала исключением. В данной публикации мы расскажем вам про уровень и качество образования Чеченской Республики и о жизни студентов, которые обучаются здесь.
Напомним, что данный праздник берет начало с 1755 года. После подписания указа императрицей Елизаветой Петровной об учреждении Московского университета эта дата стала особой для учащихся в средних и высших учебных заведениях России. Сначала он праздновался как день рождения Московского университета, в котором принимали участие лишь его студенты. Позднее утвердился как праздник российского студенчества.
Студенческие годы являются важной частью в жизни каждого из нас. Студент, как правило, всегда трудящийся, стремящийся к совершенству и самореализации человек. Это важная социальная группа, поэтому в Чеченской Республике ей уделяется огромное внимание.
Образование в республике вышло на новый уровень. За последние 20 лет система образования Чеченской Республики пережила три этапа. Первый этап – 2000-2008 годы – восстановление и строительство образовательных учреждений, начало которому было положено с момента подписания первым Президентом Чеченской Республики, Героем России Ахмат-Хаджи Кадыровым указа о деятельности министерства образования и науки Чеченской Республики.
Второй этап – формирование материально-технической базы и модернизация системы образования. За этот период удалось обеспечить образовательные учреждения самым необходимым учебным и лабораторным оборудованием, учебниками и методическими материалами, транспортными средствами, компьютерным и интерактивным оборудованием.
И третий – приоритетность вопросов повышения качества образования и создания условий для реализации образовательных программ в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов.
Также активно действуют международные отделы при университетах республики. Например, на сегодняшний день в наших вузах обучается свыше 300 иностранных студентов. Как сообщает ведущий специалист отдела международных проектов и научно-технической информации Грозненского государственного нефтяного технического университета Анзор Успанов, к ним после Нового года прибыли студенты из заморских стран – Египта, Зимбабве, Нигерии, Турции и Марокко.
Российская Федерации имеет ряд заключенных договоров о сотрудничестве со многими странами мира, что в свою очередь дает студентам российских вузов возможность получать образовательные услуги (проходить кратковременные стажировки) в зарубежных странах, полностью или частично оплачиваемые за счет принимающей стороны.
Сотрудники международного отдела Чеченского государственного университета говорят, что практически каждый день к ним в университет поступают письма из Департамента международного сотрудничества Министерства науки и высшего образования РФ с предложением для их обучающихся принять участие в конкурсных отборах. У Чеченского государственного университета также есть договоры о сотрудничестве с зарубежными образовательными учреждениями, в программах обмена которых наши студенты тоже могут принять участие.
Развитию и повышению активности системы академической мобильности преподавателей, молодых ученых и студентов уделяет особое внимание и международный отдел Чеченского государственного педагогического университета. На сегодняшний день университет имеет партнерские отношения с 18 зарубежными вузами. Соглашения предусматривают такие направления деятельности, как проведение совместных научных исследований, разработка и реализация совместных проектов, подача совместных с зарубежными учеными заявок для получения грантов на активизацию академической мобильности у студентов и преподавателей. Последние три года университет участвовал в таких сетевых проектах Германской службы академических обменов, как «Восточное партнерство», «Институт германистики» и «Диалог Востока и Запада» совместно с партнерскими вузами Германии. В рамках этих проектов ежегодно студенты педагогического университет получали стипендиальную поддержку для прохождения семестрового обучения в Педагогической высшей школе г. Фрайбург или в Педагогической высшей школе г. Хайдельберг, преподаватели участвовали в научно-практических конференциях, семинарах и воркшопах.
На данный момент ЧГПУ реализует программу Erasmus+ с Лиепайским университетом (Латвия). В рамках этой программы осуществляется академический обмен профессорско-преподавательского состава для чтения открытых лекций в университетах друг друга, а студентам предоставляется возможность пройти обучение в Лиепайском университете в течение одного семестра с признанием зачетных единиц. Ведется работа по написанию словаря: чеченский – русский – английский – латвийский. Университет имеет хороший опыт работы с профессорско-педагогическим составом педагогических вузов Германии, так ежегодно университет приглашает профессоров для чтения открытых блочных лекций по филологии и искусствоведению. А в этом году для студентов университета впервые будет приглашен преподаватель арабского языка Алжирского университета. Студенты института филологии, истории и права, обучающиеся по программе «Немецкий и английский языки», выиграли грант Германской службы академических обменов для ознакомительной поездки в Германию. Целью поездки является проведение встреч со студентами профессорско-преподавательским составом, а также они пройдут практику немецкого языка и смогут получать страноведческие знания. Скоро в Грозном достроят международный университет, где будут готовить специалистов по нескольким направлениям. Предполагается создать четыре факультета: архитектурный, предпринимательской деятельности и менеджмента, инженерный и информационных технологий. Кроме того, будет работать центр изучения английского языка. Это усилит международные отношения и, само собой, повысит качество образование республики.
Система образования Чеченской республики стремительно шагает вперед, улучшаясь с каждым годом. Также и студенты проявляют интерес к учебе. А условия, которые есть на сегодняшний день, и желание учащихся способствуют ее дальнейшему развитию.