Мультипортал. Всё о Чеченской Республике.

ЧЕЧНЯ. Ауховцы. (исторический очерк нахско-кавказского общества «Ауховский этнос»)


Просмотров: 1 603Комментариев: 0
ДАЙДЖЕСТ:
ЧЕЧНЯ. Ауховцы. (исторический очерк нахско-кавказского общества «Ауховский этнос»)
ЧЕЧНЯ. Ауховцы (самоназвание «аьккхий», от «аьккхий нах») - крупная часть, общество современного Нахского полиэтноса-нации, сложившаяся в длительном социально-политическом развитии кавказской цивилизации. Территориально они обитают и поклоняются на единой площади исторической Земли АУХ (Хасавюртовский, Новолакский, Казбековский, Бабаюртовский районы и города Хасавюрт, Кизляр, Кизилюрт). Согласно официальным постсоветским данным, их насчитывается более 120 тысяч человек, без учета представителей ближнего и дальнего зарубежья.

Язык общения нахский (общечеченский), вопрос этнической самодостаточности ауховского языка, как и самой автономной эволюции Ауховского этноса, полностью не исследован. Процесс общения, получения «образования», преподавания ауховцами основывается на использовании собственного ауховского наречия (диалекта), русского и др. языков, в том числе литературного чеченского языка родственного им кавказского народа (нахчий къам).

Вероисповедание Ауховцев (чиченов АУХа) - Религия Истины, Ислам (суннитский толк).

В настоящее время ауховцы, сознавая себя единым кавказским Ауховским этносом, добиваются общеауховской этнополитической и территориальной справедливости, связанной с тяжелым советско-дагестанским «наследием» в виде так называемой «Ауховской Проблемы». Стараясь достойно и по-кавказски демократично, разрешить её, современное Ауховское общество устремляется к высокому званию - Ауховский Народ...

Исторические нахско-кавказские предки современных ауховцев (внутриауховский, домашний этноним-самоназвание: «аккинцы») проживали на территории «исконного», исторического и законного АУХа еще на рубеже древних эпох: в силу определенных естественных причин они обосновались в предгорно-плоскостных районах Терско-Сулакского междуречья, обозначенных и называемых ими «АУХ» («Аьккхи Мохк», Земля АУХ). Такое раннее и, соответствующее общему ходу социальной эволюции, обитание в предгорно-плоскостной зоне, относительная обособленность от основной массы Нахского суперэтноса (нации), этно-психологические особенности характера (ауховские мышление и бытие) обусловили определенное своеобразие, специфику их жизни: Ауховец - носитель личного Ауховского Менталитета, «Аьккхий Яхь» (история и память).

Язык ауховцев, по оценкам ряда исследователей-специалистов, сохранил наиболее древние формы общенахской семантической языковой основы, изучение которых даст возможность пролить свет Истины на вопросы развития языка как нахов-чеченцев, так и иных кавказцев. Обыкновенный анализ происхождения самоназвания «А у х о в е ц» позволяет отождествлять ауховцев с «жителями равнин», «рыболовами», «охотниками» (имеется версия о складывании ауховцев в качестве военно-пограничной силы).

Широкий спектр внутриэтнической картины жизни Ауховского общества дает возможность предполагать его «отрыв» от основного нахско-кавказского массива до начала эволюционного, общеэтнического разделения последнего (по отдельным «наречиям» и «землям») на собственно чеченцев, ингушей, ауховцев, карабулаков, кистинцев. Из многочисленных кавказских «родов» (тайпов), составляющих нынешнее Ауховское общество (согласно местных «исторических хроник», преданий), собственно ауховскими являются общины Барчхой, З1огой, Кевой, Жевой, и некоторые другие. Наличие в этнически общеауховской среде ингушских (г1алг1ай), карабулакских (орстхой), чеченских (нахчий) и кистинских (бацой) родов или их отдельных групп и представителей дополнительно подтверждает факт раннего расселения нахского общеауховского массива в предгорно-равнинной полосе Центрального и Северо-Восточного Кавказа.

В результате сложнейших этнополитических, этнорелигиозных, социальных процессов за всеми жителями Терско-Сулакского междуречья (включая и отдельные ненахские социальные образования) утвердилось общее название «ауховских людей» (по-чеч.: «авхой», «аьккхой» - от «арен-хой», жители равнин).

Предгорно-равнинная зона проживания данных «ауховских людей», будучи житницей и единственным местом обитания в целом всего ауховского «населения», получила в их устах народное, географическое название «Пана Мохк», - «райский край, благодатная страна».

Письменные источники документально свидетельствуют об Ауховцах с давних времен. Плиний Старший (1 в.н.э.) в своей «Естественной истории» называет их «аккисами». Ряд исследователей полагает, что под «авхатами» Геродота («Отца Истории», 5 в. до н.э.) и «акибами» Клавдия Птолемея (2 в.н.э.) также подразумеваются «ауховские люди», - чичены-ауховцы Большого Кавказа (Малый Кавказ позднее был переименован в «Закавказье»).

В последние века до н.э. и в первые века н.э. многочисленные племена «гаргареев», «исадиков», «хамекитов», «аккисов» у ж е населяли горную и предгорно-плоскостную зоны Большого Кавказа (его центральную и северо-восточную части). Данные археологических исследований (60-е гг.) поселений и могильников на современной территории Ауха (Хазар-Кала, Новолакское, Ямансу, Балансу и др.), представленные материалами периодов 3-1 вв. до н.э. и первых вв. н.э., подтвердили письменные источники и удостоверили наличие общенахского субстратного, первопоселенческого элемента (тип «кавкасион») в Терско-Сулакском междуречье в описываемые времена.

Жизнь населения АУХа характеризуется активными хозяйственными, культурными и военно-политическими связями ауховцев с соседями, а также - их борьбой с иноземными полчищами (дружинами, ордами и прочими иностранными наёмниками).

С середины 1 тыс.н.э. ауховцы в результате военно-политических контактов с Сасанидским Ираном имеют 3 военных поселения - крепости в АУХе - «Кешен», «Гилян», «Маскат». Эти древние населенные пункты и их названия сохранились по настоящее время (село «Кешне» - в АУХе, а села «Гилна» и «Мескат1а» - в Чечне).

Сирийская «Хроника Захария Ритора» (555 г.н.э.) фиксирует этноним «ауховских людей» как «аугар» («авгар»), являющийся производным от корневого слова «а у г» (по-чеч. «ауh» с добавлением окончания «ар» или «лар»), - отсюда: «ауховцы» - «жители АУХа».

С 7-9 вв.н.э. ауховцы имеют тесные контакты с представителями Хазарского каганата. Характер данных связей ёмко представлен материалами археологических раскопок (60-80-х гг.) памятников поселений Хазар-Кала («Г1азар-Г1ала», Ярыксу-Аух), Андрей-аул («Ширдой-Г1ала», Эндери), Герменчик («Г1удола Барз»), Новолакское («Кешне», «Банай-Аул»), свидетельствующими о непрерывности оседлых традиций автохтонного населения ауховских земледельцев и скотоводов. Сотрудничество с хазарами наиболее зримо проявилось в период арабо-хазарских войн. Источники отмечают участие местного отряда во главе с военачальником - Ауховским Шагином («Агуки Шагин») в составе хазарских войск, разрушение арабскими силами крепости «Хасни-Хиснумма» (Г1азар-Г1ала) и захват ауховской крепости «Кеше» («Кешен», Кешне).

На рубеже тысячелетий (9-12 вв.) в АУХ прибывает крупный п о т о к общенахского населения, в составе которого оказались представители будущих племен горных ауховцев, ингушей, чеченцев, орстхойцев, - часть которых органично влилась в общий массив Ауховского этноса. Данный факт привел к единому этно-экологическому и этно-демографическому оформлению общей Обители „Ауховского этноса", представшей к началу 13 века в виде целостного двуединого социального организма: «Г1ачалкъа-Аьккха» (Аксай - Качкалыковский хребет - Гумс - Сунжа - Терек) и «Пхьарчхошка-Аьккха» (Аксай - Андийский хребет - Сулак - каспийское побережье - Терек) или кратко - «Аьккха» (Аух) и «Ширча-Аьккха» (старый Аух).

Приток новых нахских групп и иных представителей должен был укрепить этно-политические силы Ауховского края. Перед жителями этого социально и территориально окрепшего Ауха открывались позитивные перспективы: располагаясь на пересечении торгово-экономических маршрутов и военно-политических интересов различных народов и стран огромного евразийского континента, общаясь с дальними и близкими его соседями, ауховцы (этнические нахи и не-нахи, оседающие здесь как «кавказцы») имели благоприятные возможности для всестороннего материального и нравственно-культурного развития. К сожалению, этим перспективам не суждено было реализоваться...

Сопротивление монгольскому (тюркскому) нашествию (13-14 вв.) стало одной из ярких и драматических страниц Истории АУХа. Письменные источники, дополняемые материалами местного нахского фольклора, показывают ожесточенный характер борьбы ауховцев против иноземных орд врага. Первые столкновения вооруженных отрядов ауховцев с монголами произошли в притеречных землях АУХа. Местная хроника (Ауховский общеродовой тептар) называет имя главного руководителя ауховских сил - Таймасхан («Таймасха»), - погибшего впоследствии в битве на реке Терек (по-ауховски: «Сира-Хине»). В 14 в.н.э. ауховские силы возглавляли последовательно Янбек и Маадий. Из ауховской исторической Хроники известно о пяти отдельных боях с монгольскими регулярными войсками, последний из которых датирован периодом конца 14 века (последние 25 лет). Наиболее жестокими и кровопролитными стали третья и пятая битвы, произошедшие около гор «Амир-Куьрте» (выше с.Кешне) и «Гебак-Г1ала» (у с.Дылым). В них помощь ауховским силам оказывали кумухские отряды.

Перед последней битвой к сражающимся ауховцам прибыл некий „расул" (посланец, гонец) от «мусульманского государства» (очевидно: от Тимура, враждовавшего тогда со своими монгольскими «родственниками»-золотоордынцами в лице хана Тохтамыша). В этой битве монгольские ордынцы понесли тяжелое поражение и «больше в Аухе не появлялись».

Интересно то, что в письменных свидетельствах периода монгольского нашествия Ауховцы представлены не просто как обычные «мусульмане», но как «воители за Веру», - что показывает, видимо, раннее проникновение к ним Религии Истины Ислама, с её общеземным оптимальным, справедливым «образом жизни».

Неоднозначное отношение к ауховцам чуть позднее в походе Тимура на Кавказ (1395-1396 гг.) фиксируется как летописцами самого «завоевателя Вселенной» (придворные писари Шами и Йезди), так и местной исторической Хроникой: лояльное отношение к «аухарам» соседствует с жестоким набегом его войск на «предгорие горы Аухар» и разрушением ауховского поселения Алмак («Алхан-Эвла»). А оказание ауховцами помощи кайтагцам не приводит к их наказанию в последующем - попавшие в плен этнические ауховцы освобождаются, а их старшины получают дары (дорогие предметы) с важным ярлыком («пайцза»), подтверждающим их главенство и контроль на территории АУХа.

Двухвековая борьба с азиатской, монгольской ордой истощала Аух: огромные людские жертвы, гибель урожаев, разорение населенных пунктов, упадок его хозяйственно-культурных сил, забвение многих мирных ремесел и национальных видов деятельности стали тяжелой ценой его этнического выживания.

Неустойчивое, но все же относительное спокойствие 15-16 вв. (исключение: влияние кровавого мракобесия так называемого «средневековья» Европы, - где были специально стравлены «церковные силы» и тиранические «светские власти»), способствовало возвращению части нахского населения Ауха и затем притоку новых групп кавказского и некавказского происхождения в край. На его кавказских «землях» в описанный период окончательно сложились отдельные, самостоятельные этнически и по языкам ауховские «общества». Этно-территориальное Общество Аух (Акка) в их лице получило своё более-менее полное историческое завершение. Общность языка, земель, духовной культуры, хозяйственного и социального развития привела к формированию этого своеобразного, неповторимого целостного „Ауховского общества", - помнящего к о р е н ь общенахского Единства и в то же время сознающего свое самостоятельное, кавказское этническое бытие (ауховское «мировоззрение»).

В силу сложившейся на Большом Кавказе (северные «земли») общеполитической ситуации, географических особенностей и уровня хозяйственной и культурной жизни ауховцы имели определенный вес и в нахско-русских контактах. Ко времени выхода царской Руси к Тереку (сер. 16 в.) Аух представлял собой сильное этно-политическое образование на Северном Кавказе. С ним приходилось считаться ближним и дальним соседям, областям, странам. В поиске нужных себе «союзников» (якобы, по «торговле») Россия отводила известное место кабардинцам и чеченцам («черкесам»). В данной общекавказской нахской среде значительную роль и играли ауховцы (с сер. 16 - нач. 17 в.), - зафиксированные в русских источниках как «окохи», «окочане», «ахухи».

Документы 16-17 вв. свидетельствуют об относительной стабильности развития хозяйственной, культурной и политической жизни Ауха при его предводителях - Ушароме, Шихе, Батае и др., а также четко фиксируют моноэтническое двуединое О б щ е с т в о А У Х (Аьккхий Мохк): „Окох" (Акка или Г1ачалкъа-Аьккха) и „старый Окох" (Ширча-Аьккха или Пхьарчхошка-Аьккха). В русской транскрипции «АУХ» - это просто: Аух (Акка).

У ш а р о м со своими сторонниками и заложил основы последующего влияния Ауха в северокавказском крае во взаимоотношениях с Россией, Ираном, Турцией. Ауховцы участвуют в бурной военно-политической и дипломатической деятельности, которая подкрепляется документальным оформлением союзнических отношений с Россией (1588 г.). Сосредоточение политических интересов больших стран-«держав» на Кавказе втягивало ауховцев-кавказцев в орбиту сложных «международных отношений», одновременно оказывая и обратное, н е г а т и в н о е воздействие на обстановку внутри Ауха, - т.к. военно-политическая помощь крупных стран становилась притягательной для отдельных горских «лидеров»-тавлинов, возжелавших подобным спекулятивным образом решать свои внутриродовые, тухумные проблемы (игнорируя общекавказский Обычай, нарушая религиозные нормы). Различие политической ориентации подобных местных «лидеров» и отсутствие согласия в их «общинах», потеря этническими ауховцами собственного руководителя - Шиха Окоцкого (Ушаромова), - совпали с ослаблением влияния России на Кавказе и началом внутрисоциальных колебаний в самом Аухе. Первые 10-летия 17 в. показали резкое обострение отношений «Ауховского общества» и царско-русской администрации на Тереке. Это приводило к многократному разорению ауховских поселений в предгорной части между реками Сулак и Акташ. В данный период наблюдается противостояние этнических ауховцев (кавказцев-нахов) и так называемых местечковых горских «владельцев» (неэтнических «ауховцев» или ненахских «кавказцев») в северо-восточной части Большого Кавказа, пытающихся вытеснять коренное население из равнинных и предгорных земель Сулака и Акташа (с ауховских родовых «земель»).

Со второй половины 17 в. Ауховское общество (кавказский этнос общенахского происхождения) представляет собой ряд так называемых «свободных обществ» (союзы сельских общин-«кхеташо»), управляемых демократически избранными старшинами согласно системы «КХЕЛ». Просматривается процесс налаживания совместной жизни ауховцев и кумыков в населенных пунктах Аксай, Костек, Эндери. Ауховское население «Терского города» (позже - Святого Креста, Кизляра, Астрахани) в течение 17-18 вв. участвовало в торговых, дипломатических и военно-политических мероприятиях Русской империи на всем «покоряемом» Кавказе (округах, отделах, уездах).

Постепенный переход России в отношении именно нахско-кавказских «обществ» от союзнической политики сотрудничества к методике подавления и подчинения местного населения наиболее четко проявляется в 18 веке. Характерен при этом альянс России с калмыцким Аюка-ханом (1708 г.), направленный против чеченцев, а также карательные «походы» царских войск, включавших калмыцкие отряды (1718-1722 гг.), против ауховцев. В результате население Г1ачалкъа-Аьккхи вынуждено было покинуть правый берег Терека, отступая к Аксаю и Качкалыковскому хребту. Началось также вытеснение и уничтожение населения Пхьарчхошка-Аьккхи в равнинной зоне.

* * *

В понимании исторического прошлого ауховцев, Ауховского общества очень важна проблема территориальных границ Ауха 18-20 вв.! «Традиционная», официальная версия расселения ауховцев в предгорных районах Аксая и Акташа, сфабрикованная царской администрацией и подхваченная отсталыми в нравственно-культурном смысле местечковыми феодальными группами в 19 в. и в начале 20 в., целиком игнорирует сведения своих же «летописцев» - русских авторов 18-19 веков. Исследователи И.Гербер, М.Чулков, Равинский (в 1722-1728, 1785, 1809 гг. соответственно) пишут о чеченцах, «живущих подле Андрея к реке Терек», жилища которых простирались «прежде сего от гор, недалеко от Эндери находящихся, до самого моря», и острове Чечень, лежащем «против обиталища Чеченцев». Безусловно, без учета данных с е р ь е з н ы х свидетельств невозможно представить исторически полную общеэтническую картину АУХа и утаиваемую географическую карту сокращения его исконной территории за время 18-20 веков.

С 30-х годов 18 в. для Ауховского общества начался период открытой борьбы против царской администрации и так называемых горских «владельцев» (в её понимании «северокавказских владельцев»: отсталых и несчастных «горцев») за свои исконно-кавказские ауховские земли. Со второй половины 18 в. отдельные конфликты между ауховскими общинами и феодальной знатью дагестанских племен (некавказского происхождения) перерастают в вооруженную борьбу, в ходе которой ауховские силы возглавили такие политические руководители, как Абду-Разак и Абу-Тагир, а религиозными руководителями были известные чеченцы Индарча (достоверные данные скудны), Шейх-Мансур (Ушурма) и авторитетный среди ауховцев Балий-Шейх. Двое последних придерживались диаметрально противоположной ориентации в проблеме политических перспектив на кавказской территории. Спор духовных лиц завершился лишь после кончины второго, - когда ауховцы поддержали позицию Шейха-Мансура на восстановление «единого мусульманского государства» на Кавказе. Длительная борьба в течение 18 в. привела Ауховское общество к активному участию в движении сопротивления на Кавказе под общим руководством Шейха-Мансура (1785-1791 гг.) Территория «Г1ачалкъа-Аьккхи» (Аух) была у н и ч т о ж е н а, остатки выживших ауховцев перешли на правый берег Аксая, где находились теснимые ауховцы-пхьарчхоевцы (в нижнем течении Терека и Сулака и междуречье Сулак - Акташ). Пиком трагедии ауховцев 18 в. стало насильственное «покорение» колониальной царской администрацией равнинных земель исторического АУХа. Впоследствии на эти земли с неауховскими наименованиями подселялись любые «жители», - но только не э т н и ч е с к и е ауховцы и их потомки... Они, теряя свободу, постепенно вымирали.

Начало 19 века не принесло мира: общекавказская война разыгралась с новой силой! Царские власти снаряжали новые походы-«экспедиции» против «туземных народов». Естественно, что местное ауховское население снова включилось в борьбу против «варваров» - ненахов с севера. Однако ауховцы занимают и самостоятельное достойное место в истории «Кавказской войны». Плечом к плечу со своими кровными соседями, собратьями по Вере - Бейбулатом Таймиевым, Байсангуром Беноевским - встают ауховцы: Уллубий-мулла (из Кешана), Гойтемир Ауховский (из Г1ачалкъа), Ташу-Хаджи (из Ножай-Юрта). При всей своей, казалось бы, исследованности «Кавказская война» содержит еще невероятно много «белых пятен», особенно в части, касающейся роли и судеб представителей небольшого АУХа... Архивы демократизирующейся России всё также закрыты.

Общеизвестным итоговым фактом становится укрепление на Большом Кавказе царской администрации и «форпоста» её колониальной политики в предгорной части АУХа (строительство и укрепление крепости «Кишень-Аух» у с.Кешне).

К концу войны в северо-восточной части и центре Кавказа была образована Терская область, в состав которой вошел у р е з а н н ы й АУХ, представленный как «Хасавюртовский округ». Населенный в основном ауховцами и отдельными родами кумыков, этот округ органично развивался, соседствуя с остальными нахскими народами Кавказа, - «туземцами», - также попавшими в колониальный плен России. По переписи 1897 года в Хасавюртовском округе проживало около 20 тыс. ауховцев. После окончания Кавказской войны (1859-1865 гг.), включая и период после подавления восстания 1877-1878 гг. (Зандак), в числе гонимых «мухаджиров»-переселенцев в Османскую Порту(Турцию) оказались и многие ауховцы. Параллельно данным событиям в Терский край (область) подселялись «казаки» (потомки династической Хазарии), которым нарезались кавказские земли, участки. В результате «возникали» казачьи станицы, отделы...

Строительство железнодорожного пути «Беслан - Порт-Петровск» искусственно разделило целостную территорию и с т о р и ч е с к о г о А У Х а на отдельные равнинную и предгорную части. Эта дорога стала «заградительной линией», на юг от которой до конца 20-х годов 20 в. оттеснялась значительная масса этнически ослабленного населения Ауховского общества (Порт-Петровск - бывший «Партав» (тюрк.: «Берда»), столица кавказской Албании (Прикаспийской области), находившейся под господством шахской Персии).

Революционные годы первых 10-летий 20 века были существенны в эволюции Ауховского общества, несмотря на его многочисленные драмы с жертвами, потерями. С 1900-1905 гг. и в ходе так называемых крестьянских и фабрично-заводских «бунтов» и затем - «гражданских войн» в России ауховцы боролись за свои жизни, земли и национальное достоинство, сражаясь при этом уже по религиозным мотивам (против бичераховцев и деникинцев). Ауховцы-кавказцы (коренные нахи) понимали, что язычники-атеисты рвутся к власти... Они т о г д а точно представляли, к чему это приведет.

Руководителями местного освободительного движения ауховцев были Абдул-Кахар-хаджи, Дарца Арцахаджиев, Арсбий Индербиев и др. В отдельные конечные промежутки времени ауховцы контролировали весь Хасавюртовский округ вместе с участком железнодорожной ветки «Сулак - Гудермес». Последствия этого грандиозного и кровавого «советского» о б м а н а Ауховский этнос ощущает и по настоящее время.

Вскоре после появления Горской АССР (1918 г.) и затем Дагестанской АССР (1921 г.), вопреки воле значительного большинства его жителей, усеченный исторический АУХ («Хасавюртовский округ» б е з выхода на каспийское побережье) был закулисно и незаконно присоединен к ДАССР. Архивные материалы 1921 г. прямо свидетельствуют о настроениях ауховцев и их территориальных «общин», всегда сознававших себя составной частью единой Нахской Нации с кавказской историей.

В результате этого сфальсифицированного неправового акта, точно охарактеризовав его политически некавказскую, античеченскую направленность в лице двурушнического руководства центрального чиновничьего «аппарата» и лицемерия конкретных «руководителей» ДАССР того времени, население Ауховского общества оказалось оторванным от историко-политических корней нахского суперэтноса, - что никак не могло положительно отразиться на его будущем. Именно так была заложена антигуманная основа очередной горячей «точки» (для большего конфликта, межнациональной вражды) на севере Большого Кавказа, - подготовлявшая потенциальные раздоры в б у д у щ е м на межэтническом и государственном уровне (ибо на Руси, у России и в СССР никогда не было опыта миролюбивой «национальной политики», а у её колониальных провинций типа «ДАССР», - и подавно; задолго до первых русско-кавказских контактов сама «Русь» (Россия, СССР) стала ж е р т в о й нечеловечески злобного идеологического обмана).

Факт незаконного присоединения «Хасавюртовского округа» к еще только формируемому политическому составу ДАССР (вчерашней «Дагестанской области», отсталого российского «уезда») вызвал волну массовых протестов населения АУХа и официальные репрессии по отношению только к его Ауховскому этносу (коренным ауховцам-нахам), что легко просматривается в данных переписи 1926 г.:


За период с 1897 г. ауховцев осталось около 22 тыс.чел., т.е. - з а 3 0 л е т

(до 1926 г.) прирост «населения» составил только 2 (две!) тысячи человек!

(Только настоящий, этнический Ауховец-верующий может п р е д с т а в ит ь себе истинную картину, стоящую за этими цифрами и о ц е н и т ь смысл той страшной поры сегодня!..).

При проведении т.н. «районирования» площади советского (светского) Дагестана (1926-1929 гг.) Хасавюртовский округ (неполная Земля «АУХ») был разделен на Бабаюртовский, Караногайский, Шелковской и Хасавюртовский район с Казбековским подрайоном. Расселение коренных ауховцев этого компактного Хасавюртовского округа было представлено так: они проживали в 92 ауховских населенных пунктах округа, из которых в 79 поселениях был чисто Ауховский состав, а в новом «дагестанизированном» районе из 95 пунктов ауховцы проживали в 65 и только 55 из них были чисто ауховскими. Приводимые архивные данные разительно отличны от нынешней странной картины с её официальной «статистикой» - они развенчивают множество различных и глупых м и ф о в, изобретаемых и навязываемых и сегодня определенными силами. Современные нахи, Ауховцы-кавказцы знают скрытые нечеловеческие позывы, устремления и неблаговидные цели этих сил и их ненахских носителей (многочисленных п р и ш е л ь ц е в, пытающихся спрятаться за чистейшим этнонимом «нах» и исторически неизменным статусом «кавказец». Не выходит...).

В трудные для понимания и жизни годы «Отечественной войны» (1941-1945 гг.) представители Ауховского этноса трудятся в советском тылу, посылая своих сыновей на фронты этой никому не нужной бойни - второй «мировой войны» (полная причинно-следственная картина которой отсутствует...). Ратной славой овеяны имена ауховцев - Героев Советского Союза Ханпаши Нурадилова (село Ярыксу-Аух) и Ирбайхана Бейбулатова (с.Османюрт) и чеченцев - героев Брестской крепости (по последним данным, среди нескольких сотен чеченских защитников крепости числится не менее пяти ауховцев).

В сентябре-октябре 1943 г. формально создается „Ауховский район", выделенный из состава Хасавюртовского района якобы в целях «разукрупнения» последнего (это при таком-то «приросте» ауховцев?!. В ходе войны?.. Нет, - «р а з у к р у п н е н и е» осуществлялось в пользу ненахов-интернационалистов, прибывающих, спускающихся сюда вниз по команде сверху и спекулирующих на своей безземельной «несчастной доле»...). Предполагалось учесть потребности растущего (?..) национального состава ауховцев: открытие школ с преподаванием «родного» языка, наладка ауховской «печати» (газеты) и т.п. Опять правдоподобный обман! Подспудно, как свидетельствуют архивные материалы, шла оперативная подготовка к массовому выселению кавказцев-нахов за Урал, в Сибирь, Среднюю Азию, Казахстан. Между документом, по которому «Ауховский район» с населением в 14,5 тыс. чел. (почти половина коренного Ауховского этноса) де-юре стал административно-политической частью Дагестана, и жестокой для ауховцев датой 23 февраля 1944 года, прошло в с е г о 11 д н е й ! В результате этого советско-дагестанского варварского акта геноцида - выселения нахов-кавказцев - ауховцы потеряли до 23 своего кровного состава, т.е. оказались на грани физического вымирания. Скотные вагоны, антисанитария, эпидемии в пути и на местах высылки, административное, материальное и моральное унижение и поражение в естественных правах (разделенные семьи), специальный режим «комендантской жизни» (запрет на передвижения) - незабывая трагедия 40-50-х годов для настоящих ауховцев (чиченов АУХа) и их потомков. А для иных, ненахов - «вековая мечта»...

Указом Президиума ВС РСФСР от 7.06.1944 г. Ауховский район был переименован в Новолакский, а два его села (Акташ-Аух и Юрт-Аух) - без какой-либо мотивации переданы в состав Казбековского района; были изменены старинные нахско-кавказские названия всех его населенных пунктов; духовно-исторический центр АУХа (с.Ярыксу-Аух) был перенесен в с.Новолакское (бывший Банай-Аул); ауховские равнинные села и предгорье этого «Ауховского района» были населены представителями других ненахских национальностей (безропотно и радостно перебравшихся сюда). Руководство же Дагестана и его просоветский бюрократический аппарат того времени предпринял серию антинравственных шагов и акций для искоренения из исторической Памяти ауховцев и всех остальных людей древненахского территориального названия АУХ (Ауховская Земля) и этнического статуса Ауховец (чичен АУХа). Сегодня они и их неверующие потомки, не стыдясь, отрицают свою вину или перекладывают её друг на друга. Вина эта - оборотная сторона Правды. Значит: они не приемлют Правды! Но почему они тогда считают себя верующими?!. Нет: они - «верящие» в космополитический «интернационализм» (коммунизм), в котором их «сознание» держится Злом последние века. Задолго до этого они потеряли (продали, предали) свой естественный менталитет в угоду «интересов» различных держав (Персии, Турции и др.).

А на Кавказе и с т ы е кавказцы свои кавказское сознание и бытие никогда не предавали! Их менталитет и уклад жизни - это их дыхание, кровь, Память... Это дается Свыше. На Земле Справедливость не всем по плечу.

Процесс восстановления в правах нахов Кавказа по Указу Президиума ВС СССР от 9 января 1957 г. для ауховцев стал новым драматическим испытанием: по его ограничительным условиям этнические ауховцы могли возвратиться на свою м а л у ю кавказскую родину (территорию АУХ) только как «организованная рабочая сила»; им разрешалось поселяться в 5-ти районах Дагестана за исключением собственно «Ауховского района» (Новолакского). Нарушение второго условия каралось государственными и правоохранительными органами в течение всего последнего времени, до середины 80-х годов (на самом деле ауховцев не допускали в духовно-исторический центр их единственной родины - в Г1ачалкъа-Аьккху...). Национальный очаг ауховцев опять согревал других: не верующих, а «мечтающих»...

Со времени возвращения на свою б о л ь ш у ю священную Родину (Кавказ) ауховцы неоднократно ставили перед официальными органами советской власти вопрос о полной «реабилитации» и о полноценном включении их этноса (Ауховского общества) в созидательную послевоенную жизнь страны. Долгая, изнурительная борьба ауховцев, сопровождавшаяся постоянными репрессиями всего их этноса, отдельных родов, семей, личностей, не прекращалась... «Перестройка» сверху (гласность) также не изменила сути и не разрешила «Ауховского вопроса». Историческая Правда (КХЕЛ) не имела права на «голос»...

19 февраля 1989 г. к 45-летию депортации в с.Ярыксу-Аух ауховские жители воздвигли памятник безвинным жертвам советско-сталинских репрессий - первый такого типа в бывшем СССР, - как символ Памяти и Надежды на благословенную Справедливость.

Законодательные акты высших органов властных структур (Закон о реабилитации от 26 апреля 1991 г. и Постановление Iii съезда народных депутатов ДАССР от 23 июля 1991 г.), казалось, создали необходимую юридическую базу, по которой можно было бы начать продвижение к исторической справедливости в отношении современного Ауховского общества (Ауха и ауховцев). Однако, принятие соответствующих им решений не повлекло до настоящих дней реально ощутимых практических результатов (исключая формальный ввод-возвращение ауховских названий двум селам - Банай-юрт и Ямсу-отар).

В настоящем общественно-политическая ситуация в „Хасавюртовском регионе" (это «современный Аух» и «старые земли», т.е. гор.Хасавюрт и обширные сельские «земли», прилегающие к нему) вызывает напряжение у многих других кавказских этносов. Несмотря на это, данные кавказские народы и «нации» о б я з а н ы встать выше узких амбиций и политизированных игр, отбросить бесчеловечные мифы и иллюзии, мирным политическим способом разрешать т.н. «национальные проблемы», в том числе и «Ауховскую Проблему» - возрождение справедливой жизни на его исконной территории. Для этого у них имеется бесценный, действенный к а в к а з с к и й о п ы т (у других этносов его нет).


checheninfo.ru



Добавить комментарий

НОВОСТИ. BEST:


ЧТО ЧИТАЮТ:

НОВОСТИ. Дайджест

Время в Грозном

   

Горячие новости


Это интересно

Календарь новостей

«    Ноябрь 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930 

Здесь могла быть Ваша реклама


checheninfo.ru      checheninfo.ru

Смотреть все новости


Добрро пожаловать в ЧР

МЫ В СЕТЯХ:

 checheninfo.ru  checheninfo.ru checheninfo.ru checheninfo.ru Ютуб Гордалой  checheninfo.ru Ютуб Гордалой Ютуб Гордалой checheninfo.ru

 checheninfo.ru  checheninfo.ru  checheninfo.ru  checheninfo.ru  checheninfo.ru

Наши партнеры

gordaloy  Абрек

Онлайн вещание "Грозный" - "Вайнах"