ЧЕЧНЯ. Аккинцы — субэтнос чеченского народа, судьба которого является одной из наиболее трагичных среди населения Северного Кавказа. Чеченцам-аккинцам не раз приходилось по своей или чужой воле покидать регионы исторического проживания. Несмотря на это, народ сохранил национальную самоидентификацию и память о героическом прошлом предков. Численность аккинцев достоверно неизвестна, так при переписи населения в 2002 г. многие аккинцы указывали себя как чеченцы. Официально признали себя аккинцами 218 человек, в то время как в 1963 году их было около 28 тысяч человек.
Аккинцы говорят на аккинском диалекте чеченского язык. До середины XX в. некоторыми исследователями нахских языков признавалось существование самостоятельного аккинского языка. Другие ученые считают, что язык аккинцев занимает промежуточное положение между чеченским и ингушским языками, в нем сохранились и более древние формы вайнах- ских языков. По мнению третьих исследователей, выделение аккинского языка-диалекта из вайнахской общности, в которую входили будущие чеченцы и ингуши, произошло относительно поздно — в течение XVII в., и с этого времени можно говорить о его самостоятельном развитии. Ныне он признан одним из более отдаленных диалектов чеченского языка, сохранившим отчетливые следы близости с ингушским языком. Язык аккинцев претерпел определенныее изменения в лексике и фонетике под влиянием кумыкского и в гораздо меньшей степени ногайского языков.
Краткая история аккинцев. Аккинцы — потомки переселенцев из Чечни (общество Аккий), основавших в Терско-Сулакском междуречье Ауховское общество, вошедшее позднее в Хасавюртовский округ.Аккинцев Дагестана называют также ауховцами: ряд исследователей считает, что термин произошел от кумыкского топонима. Другие придерживаются мнения, что слово восходит к древним нахским языкам. Так или иначе, со временем экзоэтноним начал восприниматься народом в качестве самоназвания, одно из поселений аккинцев носит имя Аух.
Дагестанские чеченцы-аккинцы обитают в двух природно-климатических зонах: предгорьях северных склонов Андийского хребта (Новолакский и Казбековский районы) и юго-западной части Кумыкской равнины (Хасавюртовский и Бабаюртовский районы). В XVI веке в русских документах упоминается Ших-мурза Окоцкий — предводитель и военно-политический деятель нахской народности ококи, наиболее вероятно — аккинцев; сын предыдущего предводителя ококов — Ушары-мурзы Окоцкого. С появлением в Терском городе Окоцкой слободы ауховцы, наравне с другими северокавказскими народами, начинают втягиваться в общероссийскую торговлю, в частности, с такими городами, как Астрахань и Москва.
Вероятно, первые контакты и основу для сотрудничества между предводителями ококов и Русским государством заложил отец Ших-мурзы — Ушары-мурза. Он вступил в подданнические отношения с русскими властями в период основания царём Иваном IV Грозным первых городков-укреплений в долине Терека. В 1567 году здесь, в районе впадения в Терек Сунжи, русскими был построен острог — первые Терки.
По поводу происхождения, этнической принадлежности аккинцев-ауховцев, времени переселения и образования Ауховского общества в Дагестане и другим вопросам имеются различные, порой противоречивые сведения и гипотезы. Ауховский район, образованный в 1943 г.Ауховский район, образованный в 1943 г.Самая ранняя, устная версия происхождения аккинцев из Акки-лам приводится в известной работе Башира Далгата «Первобытная религия чеченцев», в которой он цитирует рассказ чеченца по публикации в газете «Терские ведомости» за 1870 год.:
Там, в стороне Баш-лама, рассказывают старики-чеченцы, есть горы, из которых вытекают рр. Асса, Фортанга, Геха. Это – горы Акки-лам; там живут, или, по крайней мере, жили при наших предках «лам-кристы» (горные христиане). Это наша колыбель, как и других чеченских родов. Сменилось четырнадцать поколений с тех пор, как наша часть «лам-кристов» вышли из своего гнезда по причине малоземелья и протянулись на восход солнца. Роды нахчи (чеченцев) ели тогда свинину и были «русские», т.е. христиане. Судя по тому преданию, чеченцы в горах были христианами лет 400-500 тому назад; очевидно, они оставались ими и долгое время по выселении из гор в Ичкерию (предгорья) и далее на плоскость. Пока не стали забывать принесенную ими из гор веру и учение.
Как следует из преданий аккинцев, их предки примерно в конце XVI – начале XVII в. в силу ряда социально-экономических, демографических и других причин (войны с соседними чеченскими тайпами и грузинами и т.д.) вынуждены были покинуть места своего древнего обитания в Лам-Акки и, постепенно двигаясь на восток, расселились по долинам р. Мичик (ныне Ножаюртовский р-н Чеченской Республики), а затем двинулись под давлением калмыков, первое крупное столкновение с которыми произошло в 1644 г. Примерно во второй половине XVII в. аккинцы переселились в горы к р. Ямансу, где и образовали свои поселения.
Гидронимия и топонимия среднего течения междуречья Аксая и Акташа, где поселились аккинцы, как отмечает чеченский исследователь свидетельствует о том, что до появления на этой территории аккинцев или ауховцев там жили кумыки. Письменные источники XVIII - начала XIX в. также подтверждают, что аккинцы расселились на землях, принадлежавших кумыкским (эндиреевским) князьям, которые взяли их под свое покровительство.
Ауховское общество формировалось из представителей различных вайнахских тайпов. Так, аккинцы из тайпа Парчхой основали два селения: Шир-юрт (Юрт-аух ) и Парчхой (Акташ-аул), а выходцы из тайпа Щечой (карабулаки) — село Цечой (Кишень-аух). Несколько позже выходцы из ичкерийских тайпов, представляющих горных чеченцев и другие основали еще несколько селений на территории Ауховского общества.
По определению восточных чеченцев, хасавюртовские аккинцы происходят из Щечой тейпа (карабулаки). При этом орстхоевский (карабулакский) тайп Щечой известен и в настоящее время среди ингушей. По мнению некоторых исследователей, именно карабулаки и составляли большую часть первых аккинцев, однако поскольку ядро первопоселенцев в Аухе составляли аккинцы, то языком общения, а вслед за этим и родным языком стал аккинский.
Другая этническая группа дагестанских чеченцев, качкалыки, обосновалась примерно в конце XVII-XVIII вв. севернее Ауховского общества в шести селениях, расположенных на этнической территории аксаевских кумыков на стыке нынешних границ Дагестана и Чечни. Переселение чеченцев из Чечни в ауховские селения продолжалось в XIX в. и позже, вплоть до начала 1944 г. В ауховских селениях оказались также представители соседних этнических общностей: кумыков и аварцев.
Ауховцы продолжали быть в зависимости от эндиреевских князей вплоть до 1840 г., когда во время национально-освободительной борьбы горцев имам Шамиль освободил их от податей за участие в движении. В 1841 г. во время карательной экспедиции царских войск в Аух были истреблены около 250 семейств, т.е. половина всего Ауховского общества. За участие в восстаниях 1867 и 1877 гг. часть жителей ауховских и других чеченских аулов была переселена в равнинные селения Кумыкского (Хасавюртовского) округа.
В 1860 г. после образования Дагестанской и Терской областей Ауховское общество вошло в состав Кумыкского (позднее — Хасавюртовского) округа Терской области, переименованной в в 1920 г.в Горскую Республику. После многократных обращений ауховцев с просьбой создать национальный район указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 5 октября 1943 г. за счет разукрупнения Хасавюртовского р-на ДАССР было принято решение об образовании Ауховского р-на с центром в селе Ярыксу-аух.
23 февраля 1944 г. все чеченцы и ингуши, проживающие в Чечено-Ингушской АССР и прилегающих к ней территориях, в том числе и Дагестанской АССР, были выселены в различные районы Казахстана и Киргизии.
В июне 1944 г. Ауховский район был переименован в Новолакский с центром в селе Новолакское (бывшее село Банайаул), изменению подверглись и названия всех населенных пунктов; при этом два сельсовета - Сталинаульский (быв. Акташауховский) и Калининаульский (быв. Юртауховский) - оказались переданы в Казбековский район. В селения дагестанских чеченцев были принудительно переселены лакцы (в Новолакский район), аварцы (в два селения бывшего Ауховского района, переданных в Казбековский), кумыки (в три селения Хасавюртовского района).
После выхода указа от 9 января 1957 г. “О восстановлении Чечено-Ингушской АССР” в Дагестан в 1957-1963 гг. вернулись более 28 тыс. чеченцев. Кумыки же, переселенные в 1944 г. в чеченские селения Хасавюртовского района, не дожидаясь официальных решений, за счет собственных средств предпочли вернуться в свои селения Альбурикент, Кяхулай и Тарки.
Традиционные промыслы. Основным традиционным занятием дагестанских чеченцев являлось земледелие (ячмень, пшеница, кукуруза, табак, овощеводство), сочетавшееся с животноводством - содержанием крупного рогатого скота (буйволы, быки, коровы) и овцеводством (овцы, козы). Под влиянием кумыков, широкое развитие у дагестанских чеченцев получили огороднобахчевые культуры: лук, чеснок, черемша, фасоль, перец, тыква, арбуз и др.
Скотоводство чеченцев имело мясо-молочное направление. Коневодство у чеченцев играло второстепенную роль, лошадей любили и использовали в основном для верховой езды, а также при обмолоте зерновых. Важную роль в хозяйстве чеченцев играли кустарные промыслы. Немалой популярностью пользовалось чеченское сукно, из которого шились черкески, башлыки и др. Высокое развитие получило оружейное производство. У аккинцев богато представлены как танцевальное искусство так и музыкальные инструменты: барабан, бубен, зурна, гармоника и др.
Традиционная одежда. Головными уборами мужчин (кюд) были высокие овчинные папахи, войлочные шляпы, обувью служили сапоги, сшитые из сукна, сафьяна, овчины. Костюм украшали пояс, кинжал. Основными частями женской одежды были широкая, длинная туникообразная рубаха и штаны, а также бешмет и праздничное распашное платье
гIабали с нагрудником и поясом.
Головные уборы отличались разнообразием, большие и малые платки, шелковые платки, шали, под которые надевали чухту. Обувью служили чувяки и праздничные туфли с высокими носками, без задников, на твердой подошве, с каблуком. Большим разнообразием отличались женские украшения: серьги, кольца, браслеты, ожерелья. В женской одежде значительную роль играл цвет: молодые женщины предпочитали яркие, привлекательных тонов платья и легкие платки (в том числе с блестками); замужние - более скромные, а пожилые - серые и темные цвета одежды.
Известные аккинцы. Некоторые известные аккинцы: Ханпаша Нурадилов — герой Советского Союза.
Имам Алимсултанов — певец и композитор.
Артур Бетербиев — боксёр, чемпион мира и Европы.
Сайтиев Бувайсар — борец вольного стиля, трёхкратный олимпийский чемпион.
Джамал Отарсултанов — борец вольного стиля, олимпийский чемпион.в
checheninfo.ru