ЧЕЧНЯ. Современный человек должен уметь вести учет доходов и расходов, избегать излишней задолженности, планировать личный бюджет и создавать сбережения, считает депутат Госдумы – Насколько актуальна проблема финансовой грамотности населения для России?
– Лишь небольшая часть россиян ориентируется в услугах и продуктах, предлагаемых финансовыми институтами. Большинство людей по-прежнему получают теоретические знания в области финансов самостоятельно, а опыт приобретают на собственных ошибках.
Чтобы лучше информировать граждан, нужно усилить взаимодействие Центрального банка и Роспотребнадзора, их региональных органов и подведомственных учреждений. Информирование о том, как потребитель финансовых услуг может защитить свои права и интересы, также можно расширить через специальные ресурсы Центробанка и Министерства финансов.
За последние десять лет этой проблеме уделяется все больше внимания. Потому что это важнейший фактор экономического развития страны, потенциала домашних хозяйств и качества жизни населения.
– В каком возрасте лучше закладывать основы финансовой грамотности?
– Непонимание базовых основ финансов также сдерживает развитие предпринимательской деятельности и малого бизнеса. Люди просто не знают, как начать свое дело, грамотно сделать расчеты или оформить бизнес-проект. Поэтому я считаю, что финансовые основы, лучше закладывать как можно раньше еще в школе. В 2015 году Центробанк предложил проводить тематические уроки школах. Масштабную инициативу внедрили в предмет «Обществознание» средней школы. На раннем этапе развития ребенка можно ввести кружки, где в игровой форме разбирались бы разные ситуации.
– Как государство решает эту проблему?
– В 2017 году Правительство России утвердило Стратегию повышения финансовой грамотности населения 2023 года. Одна из главных задач документа – обучить людей, как следует рационально подходить к выбору финансовых услуг во избежание несоразмерных долгов и неплатежей по ним. Для этого в 2015–2017 годах в семи регионах создали центры финансовой грамотности.
В свою очередь, в Концепции долгосрочного социально-экономического развития России до 2020 года отмечалось, что стимулирование населения к сбережению денежных средств, в том числе посредством развития финансовой грамотности, должно быть одним из основных направлений формирования инвестиционного ресурса. В Прогнозе социального-экономического развития на период до 2036 года также отмечается, что важную роль в снижении бедности в долгосрочном периоде также будет играть финансовой грамотности населения.
– Можно ли на государственном уровне решить проблему с финансовыми пирамидами?
– Неосведомленные люди часто не умеют правильно определить признак финансовой пирамиды. Мошенническая схема предлагает высокие проценты: если сегодня вклад в российском банке приносит не более 9–10% годовых, то в пирамиде может приносить 20% ежемесячно. И для человека, рассматривающие оба предложения, выбор становится однозначен.
Пирамиды – это мошенническая деятельность, за мошенничество в российском законодательстве предусмотрены меры ответственности.
Также необходимо повышение роли личной ответственности за собственные финансовые решения. Человек должен чувствовать собственную ответственность за принимаемое решение. Оценивать последствия и риски, осознавая, что его конкретные действия приведет к тому или иному результату. Это как часть работы по повышению финансовой грамотности.