ДАЙДЖЕСТ: |
На Северо-Восточном Кавказе, в Терской области для распространения образования среди местного населения учреждались так называемые «горские школы». Таких школ было всего 5: в Нальчике, Грозном, Назране, Сухуме и Майкопе. При Грозненской горской школе был открыт пансион на 65 воспитанников, в числе которых для детей горцев выделялось 25 казённоштатных вакансий (5 из которых для уроженцев Аргунского округа) и 15-для детей русских чиновников. Грозненская горская школа воспитывала и обучала детей разных национальностей, в основном: русских, чеченцев, ингушей, грузин, армян, евреев, осетин.
Дети учились хорошо, по свидетельству попечителя Кавказского учебного округа в Грозненской школе случаев исключения за дурное поведение не было. Многие родители хотели определить своих детей на обучение в Грозненскую горскую школу, но мест было крайне мало. Так, например, в начале 1894 учебного года на 6 ученических вакансий было подано до 50 прошений. Громадный наплыв желающих учиться наблюдался в конце XIX века. Многие из детей и даже родители, после отказа, выходили из школы со слезами на глазах. Из-за отсутствия школ в родных сёлах некоторые из чеченцев приводили своих детей в станичные школы и просили научить их читать и писать по-русски и даже шли на то, чтобы их детям преподавали русский Закон Божий.
По статистическим сведениям, в Терской области из общего числа коренного населения, 10% т.е. 26 875 человек (1902) были дети школьного возраста. Если рассчитывать каждую школу не более чем на 50 человек, в области потребовалось бы построить 537 школьных зданий. Для всего населения Терской области расход правительства выразился бы в 949000 рублей единовременно и 459500 рублей ежегодно. Казна выделяла малую толику на обучение горских детей, экономя на зарплатах учителей, учебниках и т.д.
На обширной чеченской территории действовала всего одна государственная Грозненская горская школа. Ежегодный выпуск школы составлял 8-9 человек и выглядел просто жалким на фоне 200-тысячного населения Чечни. Неизвестный автор публикации «Школа или розги», в 1900 г. писал: «Смышленые и способные в торговле чеченцы с первых же шагов на этом пути чувствовали себя бессильными, связанными по рукам и ногам. Неграмотные, они зависели от других, грамотных. В торговом же деле грамота необходима была на каждом шагу, и это ощущалось всеми заинтересованными в торговле чеченцами».
В 1866 году И. Бартоломей привел в своей книге чеченский народный рассказ, иллюстрирующий стремление чеченского народа к грамотности: «Был один маленький мальчик; отец его посылал учиться грамоте; мальчику не хотелось идти учиться. «Мальчик сказал отцу: ведь ты, когда был маленьким, не учился грамоте, зачем же ты теперь меня посылаешь учиться? Отец ответил сыну: в то время, когда я был мальчиком, не было у нас грамоты на чеченском языке; теперь же, к счастью молодежи нашей, составили чеченскую грамоту. Прежде, когда я был мальчиком, если бы была эта грамота, то я сам бы учился ей. В то время у нас была только арабская грамота; на изучение ее требовалось много времени и труда; отчего приходилось бросать все домашние работы; кроме того, обучение сына этой грамоте родителям стоило больших издержек. Теперь вот видишь, когда мне нужно что – нибудь написать или прочитать, я хожу к муллам и упрашиваю их. Если ты теперь выучишься грамоте, и если случится тебе быть в отлучке и писать домой письма, или читать получаемые, и в случае, если бы были какие-нибудь тайны, то не нужно будет тебе ходить к другим, кланяться им, а сам будешь читать и писать», - сказал отец мальчику. Мальчик, послушав совета отца, увидел, что слова его справедливы, стал ходить учиться, занимаясь прилежно и, как сказал ему отец, скоро выучился родной грамоте. И вместо того, чтобы ходить к другим и просить писать и читать ему, теперь с подобными просьбами стали обращаться к нему; он получил уважение в народе и стал счастливым».
В 1863 году, по приказу начальника Терской области, прапорщику Кади Досову было поручено составить проект открытия в аулах народных школ. В своём рапорте К. Досов сообщал: «Для распространения в Чеченском племени их грамоты требуются следующие средства: непременно нужно основать чеченское народное училище, там, где само чеченское общество укажет и построить дома так, чтобы в них помещалось свободно 100 человек учеников с учителями. На все расходы требуются средства от казны. Дети горских народов, в особенности чеченцев, имеют природное дарование и охоту к изучению наук, но, к сожалению, не имеют на то средств. Пока построится народное училище надобно приготовить учителей. Для этого необходимо собрать желающих от чеченцев 10 человек взрослых учеников, знающих арабскую грамоту, для изучения читать и писать по - чеченски».
В 1864 году начальник области в своём рапорте отмечал: «…в туземцах сильно стремление к образованию…», в связи с чем предполагалось открыть школы в Шатое, Ведено, Назрани, Хасав-Юрте. Было запланировано при начальных школах в укреплениях Ведено и Шатой учредить пансионы на 10 человек из туземцев.
В программу обучения входило:
1) русское чтение и письмо, практическое обучение разговорному русскому языку;
2) чтение и письмо по - чеченски;
3) изучение четырёх действий арифметики;
4) Закон Божий православного исповедания;
4) Закон Божий мусульманского вероисповедания, уставы и чтение Корана.
В начале 1870 года жители Ичкеринского округа с помощью общественного приговора заявили властям о желании учредить школу для обучения детей русской грамоте, арабскому языку и арифметике. На содержание школы жители решили ежегодно собирать 1/3 часть закята. Общественный приговор подписали по-арабски по 2 представителя от каждого селения.
8 ноября 1870 года в укреплении Ведено была открыта школа. В этой школе обучались 20 жителей Ичкеринского округа и 5 русских мальчиков, проживавших в Ведено. Арабский язык преподавал окружной кадий Шамиль Каратаев. Переводчиком и надзирателем был житель села Дарго-Хатан Мусаев. Веденская горская школа просуществовала до 1877 года – во время восстания она была закрыта якобы из-за утери имущества, а на самом деле, по мнению руководства «вследствие дурного влияния на туземное население».
Директору народных училищ Терской области сообщили, что из Веденской школы мальчики выходили «даже не умея объясняться по-русски, т.к. после года пребывания больше в школу не возвращались». Причину данного положения видели в недостатке средств, из-за чего на работу не могли принять квалифицированных учителей. В связи с закрытием Веденской горской школы было принято решение учредить 8 стипендий уроженцам Веденского округа при обучении их в Грозненской горской школе.
Не получив необходимой помощи от государства в открытии новых школ для чеченцев, наиболее грамотные и дальновидные чеченские лидеры предложили взять инициативу в свои руки и на средства всего народа открыть необходимые школы для детей. 11 февраля 1913 года состоялся Съезд чеченского народа, на котором постановили обложить всё чеченское население по 60 копеек с дома на плоскости и по 30 копеек с дома в горах – ежегодно, чтобы образовать фонд школьного дела в Чечне, в память 300-летнего юбилея Дома Романовых. Таким образом, ежегодный сбор должен был составить 28 тыс. рублей. Революция помешала осуществлению этого народного проекта.
Подводя итоги необходимо отметить, что в сложные послевоенные годы на Северо-Восточном Кавказе руководством Российской империи выделялись средства на открытие начальных учебных заведений (школ, училищ), но бюджетных денег было крайне недостаточно. Наблюдая подобное положение с образованием и нуждаясь в грамотных людях, чеченское общество само проявляло инициативу и собирало средства, открывало светские и мусульманские учебные заведения в Терской области, где велось обучение на русском, чеченском и арабском языках. Но эти частные учебные заведения были зависимы от государства (чиновниками утверждался их устав, работа регламентировалась, но бюджетные средства почти никогда на не выделялись). И при малейшем подозрении на «неблагонадежность» они закрывались. Таким образом, даже в начале XX века чеченское население не получало светского образования в необходимом объеме. На 200 тыс. человек действовала всего одна Грозненская горская школа.
ВТБ вернул пенсионерам более 100 млн рублей, похищенных мошенниками
ИНГУШЕТИЯ. В с.п. Южное Малгобекского района открылся новый ФАП
АДЫГЕЯ. Предпринимателей обеспечат господдержкой в промпарке «Энем»
АРМЕНИЯ. "Армянские авиалинии" продлили остановку полетов до 9 декабря