ЧЕЧНЯ. Папаха, пояс и усы и борода у чеченцев с древнейших времен считались важными атрибутами мужского достоинства. С ними связывали понятие о чести и социальном статусе горца.
Усы и борода. Усы и борода («маж-мекх») у чеченцев издревле считались символом мужской чести. Порой даже случайное прикосновение к ним считалось тягчайшим оскорблением. Допускалось лишь касание ножом бороды убийцы в знак прощения во время примирения кровников. Бывало и так, что бородой (или усами) даже клялись в чем-либо. Длинные бороды позволялось носить только старикам и кровникам. У молодых борода должна была быть короткой. Безбородый же («куьйса стаг») мог подвергаться осмеянию и нападкам.
Папаха. Папаха (куй) у чеченцев считалась атрибутом мужского достоинства. К примеру, человек, охраняющий что-л. мог оставить вместо себя шапку, а сам отлучиться и никто не трогал охраняемое, ибо знал, что в этом случае будет иметь дело с ее хозяином. У чеченцев есть и другой удивительный обычай - папаха могла заменить его хозяина даже во время свидания с девушкой. Так, если джигит не мог попасть на свидание, он посылал туда своего друга, вручив ему свой головной убор. Сбить же с кого-либо папаху считалось невиданным оскорблением. Насильное же снятие или отнятие шапки также считалось тяжелым оскорблением. Именно поэтому ее не снимали и в помещении. Более того, мужчины не имели права снимать папаху в любой ситуации. Существовало только одно исключение - папаху можно было снять лишь когда просят о прощении кровной мести. Если же человек все таки снял папаху и попросил что-н., считалось неприличным отказывать ему, однако обращавшийся после этого пользовался нелестной славой. «Керахь куй биттин хила и г1уллакх - «Им это досталось битьем шапки», - говорили о таких случаях. Если же чеченец снимал в споре или в ссоре папаху и ударял ею о землю - это означало, что он готов идти на все.
Пояс. Пояс, как и папаха, почитается чеченцами. Это почитание восходит к глубокой древности, когда он указывал на социальный статус горца. Богато украшенный пояс считался престижным атрибутом и мог свидетельствовать о социальном статусе его владельца. Ношение пояса считалось привилегией полноправного члена общества, т.к. этого права лишались рабы. Такое внимание к поясу понятно, если учесть, что именно на нем носилось оружие - кинжал, который особо почитался у всех горских народов. Растегнуть же пояс перед кем-л. - значило признать силу и превосходство того перед кем он расстегивался. Неприличным считалось и показываться без него при людях (особенно перед старшими). Не носили пояса лишь глубокие старики и мальчики. Настоящий горец ходить распоясанным мог только во время траура. Существовало даже специальное правило, регламентируещее правило ношения ременного пояса. Согласно этому правилу вся одежда «правильного чеченца» должна была быть пригнана к телу, пояс же затягивался так туго, что между ним и талией невозможно было протиснуть пальцы.