ЧЕЧНЯ. В современных условиях словосочетание «защита детей» обрело прямой смысл, связанный с обеспечением жизни и здоровья подрастающего поколения, их психологического и нравственного воспитания.
Ваш ребенок снова «прилип» к монитору. Особенно эта проблема актуальна в дни школьных каникул – родители на работу, а ученик – «зависать» в сети. Тревожная статистика показывает, что каждый пятый подросток подвергался кибербуллингу. Это слово все чаще стало встречаться и слышаться нам в повседневной жизни. Говоря общедоступным языком, кибербуллинг – это виртуальный террор. Информационная опала, преследование со стороны сверстников, проявляющееся в виде издевательств, насмешек, запугиваний, прочих действий, которые негативно влияют на психическое состояние подростка. Тинэйджеры редко обращаются за помощью, сомневаясь, что будут понятыми, боятся наложения запрета на пользование соединением. Необходимо знать, что издевательство в сети наказуемо действующим законодательством. Стоит сразу обратиться в правоохранительные органы с предоставлением доказательств. Да, к сожалению, сегодня школьники предпочитают «вести войну» друг с другом с помощью современных технологий и Интернета, а в многогранном виртуальном мире полезная информация перемежевывается. Помимо всех известных опасностей здесь еще можно встретить преступников, которые, играя на доверчивости детей, могут опустошить родительский кошелек, предлагая поучаствовать в различных конкурсах, викторинах и так далее, позвонив по платному телефону или заплатив кредиткой…
Родителям необходимо знать, как сделать Интернет безопасным и обучающим инструментом для ребенка, чтобы защитить его от негатива и разнообразных рисков. Только отрицаниями и запретами нельзя бороться с компьютерной зависимостью и неприятностями, поджидающими детей в Интернете. Необходимо помнить, что всемирная паутина не только несет большие риски, но и содержит множество полезной информации и знаний.
Как понять, появилась ли у ребенка интернет-зависимость?На этот вопрос мне помогла ответить педагог-психолог ГБОУ «Центр дистанционного обучения» Фатима Аласханова. – То, что дети проводят в Интернете слишком много времени, огорчает большинство родителей. Сначала взрослые приветствовали появление сети, полагая, что она безграничный источник новых знаний. Но не так редко бывает, что подростки пользуются Интернетом не для выполнения домашних заданий или поиска полезной информации, а общаются в чатах или играют в онлайновые игры. Поддержание в жизни детей разумного равновесия между развлечениями и другими занятиями всегда было испытанием для родителей. Интернет сделал это еще более трудной задачей. Спросите себя, оказывает ли времяпровождение в сети влияние на школьные успехи вашего ребенка, его здоровье и отношения с семьей и друзьями? Выясните, сколько времени ребенок проводит в Интернете. Навязчивое использование Интернета может быть симптомом других проблем, таких как депрессия, раздражение или низкая самооценка. Но не запрещайте компьютер (для большинства детей он является важной частью их общественной жизни), вместо этого установите внутрисемейные правила его использования. В них можно включить следующие ограничения: количество времени, которое ежедневно проводит в Интернете ребенок, запрет на сеть до выполнения домашней работы, ограничение на посещение чатов или просмотр материалов «для взрослых». Пусть ребенок почаще играет с другими детьми на свежем воздухе. Помогайте ему участвовать в общении вне Интернета. Если ваш ребенок застенчив и испытывает неловкость при общении с ровесниками, почему бы не рассмотреть возможность специального тренинга? Поощряйте участие ребенка в тех видах деятельности, которые объединяют детей с одинаковыми интересами.
Основные правила сетевой безопасности для родителей. Прежде чем позволить ребенку пользоваться Интернетом, расскажите ему о возможных опасностях (вредоносных программах, небезопасных сайтах, интернет-мошенниках) и их последствиях. Четко определите время, которое ваш ребенок может проводить в Интернете, и сайты, которые он может посещать. Убедитесь, что на компьютерах установлены и правильно настроены антивирусные программы, средства фильтрации контента и нежелательных сообщений. Спрашивайте ребенка о том, что он видел и делал в Интернете. Объясните ребенку, что при общении в Интернете нельзя использовать реальное имя и разглашать информацию личного характера (номер телефона, домашний адрес и так далее). Помогите ему выбрать регистрационное имя, не содержащее никакой личной информации. Объясните ребенку, что нельзя открывать файлы, полученные от неизвестных пользователей, так как они могут содержать вирусы, фото и видео с негативным содержанием. Приучите ребенка немедленно сообщать о появлении странной информации, советоваться со взрослыми. Убедитесь, что ваши дети знают всех, с кем они общаются, постарайтесь регулярно проверять список контактов.
Главное – доверие. Очень важно дать ребенку понять, что ваши действия по ограничению и контролю его поведения в Интернете – не проявление тирании или недоверия, а забота о его здоровье и благополучии. Разговаривайте с ним спокойно и уважительно, не забывайте о том, что он имеет право на собственную точку зрения. Убеждайте мягко, но уверенно – и тогда вы почувствуете, что любой ваш совет воспринимается со спокойствием и пониманием.