>АЗЕРБАЙДЖАН. Российский продюсер Сергей Даниелян, известный по фильмам "Я остаюсь", "Дом", "Пять невест", "Домовой", сериалам "Браться Карамазовы", "Ликвидация", "Герой нашего времени", "Апостол", "Доктор Тырса" родился в Баку, работал на киностудии "Азербайджанфильм", в Русском драматическом театре имени Самеда Вургуна. Сейчас он живет в Москве, называет себя пенсионером и публикует посты в сети "Фейсбук". На днях он хотел рассказать про бакинский кинотеатр, а "получилось как всегда - про все":
Кинотеатр "Шафаг". 7 ряд, 7 и 8 место. Это места моих родителей в кинотеатре "Шафаг". У мамы было плохое зрение. Тут я все рассчитал: ее зрение, расстояние до экрана и многое другое. И чтобы сразу у прохода. Чтобы полноватая мама никуда не протискивалась. Изящному папе было все равно, но он всегда делал так, как было удобно маме.
Были ли эти места всегда свободны? Ну я приходил к кассе кинотеатра за 5 минут до открытия и места были всегда. За столько лет даже и не помню, чтобы они сидели не там.
Когда родители были молодыми, то география посещения была неограниченной. И "Низами", и "Азербайджан". И даже "Дружба". Но с возрастом, когда двое детей, напряженная работа, хочется комфорта. А что такое комфорт? Это когда кинотеатр за углом! Там всегда был порядок - напротив легендарное восьмое отделение милиции и райотдел. Шантрапа за километр обходила наш район. Было тихо.
Сеанс? Ну в 20.00. Самый удобный. Мама приходила с работы в 17.00 и сразу становилась у плиты. А папа приезжал в 18.00 и сразу садился за стол. Каждому свое. Уже потом, немного отдохнув, они не торопясь шли в кино.
Тогда я все воспринимал как должное, но потом понял, какой подвиг каждый день совершала мама. Она работал на НБНЗ (Новый Бакинский нефтеперерабатывающий завод), вставала в 5 утра, в любую погоду, шла на платформу Сабунчинского вокзала и ехала полчаса на электричке, а там еще пешком... И так 37 лет.
С папой было проще. Институт ВНИИПНЕФТЕМАШ в Арменикенде. Пять или шесть остановок на автобусе. 99 или 116 маршруты. Папа был классным специалистом, но не высокооплачиваемым, как и многие инженеры. Увы. А мама зарабатывала классно, и мы жили, в основном, на ее зарплату. Спустя годы я так и не мог понять одну вещь: почему никогда не было разговоров и упреков про то, кто и сколько зарабатывает. Вот ни разу! Даже когда они ссорились. Бывало и такое - им иногда хотелось поссориться, что было "как у всех". Но ненадолго. А вот упреков про зарплату не было. У меня с возрастом родилось только одно объяснение. Любовь? Наверное...
И вот они шли в кинотеатр. Музыка в фойе. И мороженное, конечно. Пломбир в вафельных стаканчиках! По 20 копеек. И летом, и зимой. Кино без поедания мороженного - это просто смешно! Любой бакинец вам это скажет.
Раньше было так заведено, что каждый понедельник был новый фильм. Естественно, ходили по понедельниками. Я все и всегда знал о кино и отслеживал процесс. И только если фильм вызывал вопросы, то не рекомендовал, но это было редко. Даже не самый классный фильм не мешал кайфу от посещения кинотеатра. А там и знакомые, с которыми можно перекинуться парой слов. Праздник!
А вот одна деталь никак не вписывалась в эту картину. Они любили погулять после кино. Гулять? Когда от нашего дома до кинотеатра 75 метров? Сам мерил. Смешно, конечно. И тогда был разработан оптимальный маршрут. Сначала по проспекту Ленина вниз, после института АЗИ, налево. А там и до садика Ильича. Если хорошая погода - сидели на скамейке. А обратно уже мимо площади Сабунчинского вокзала. Наверх, домой.
Прогулки в выходные были другими. Мы всей семьей шли на бульвар. Но об этом как-нибудь потом.
Знаете, в кино есть образы. Оно этим и сильно. Мы были счастливы в то время. По-своему. Самый сильный образ Счастья того времени из фильма "Бриллиантовая рука". Когда Никулин и Гребешкова с детьми в выходной день отправляются на прогулку... Кафе на берегу. Солнце. Как вижу эту сцену - сразу вспоминаю детство. И наши походы на бульвар. Может быть, все образы Счастья похожи, а? Что-то в этом есть. Точно есть. Ничего не могу с собой поделать - хотел про кинотеатр, а получилось как-всегда про все...