ЧЕЧНЯ. Генерал-фельдмаршал Александр Иванович Барятинский заподозрил Александра II в попытке «украсть» долгожданную победу в войне на Кавказе из-за высказанных императором сомнений в целесообразности продолжения военных действий государства Российского в неспокойном регионе. Император предложил приостановить войну «на пару лет», заключив с Шамилем компромиссное соглашение о прекращении кровопролития на оговоренный срок.
Сорок лет продолжительных и жестоких боев позади, на горизонте появились перспективы успеха, но своим предложением император неизбежно их отдалял. Александр Иванович понимал, что решение о прерывании боевых действий может оказать негативное влияние на дух русского войска, и так подорванный от поражения в Крымской битве. Солдаты ожидали реванша и возрождения веры в победу.
Барятинский осмелился оспорить желание Александра II, не пожелав, чтобы его личный вклад в успех Кавказской войны был забыт. Генерал-фельдмаршал направил письмо со следующим содержанием: «Анализируя военные действия на Кавказе, аргументы, изложенные Вами о финансовом обеспечении русской армии, перестают иметь вес, поскольку, несмотря на высокую цену войны, только победой мы сможем оправдать все затраты, получив больше во сто крат».
Еще более убедительным выглядел и другой комментарий Барятинского: «Непозволительно вдохновлять и поощрять горские отряды Шамиля сокращением боевых операций». Мирное население Чечни, уставшее от непрекращающихся военных действий и давления имамата, навсегда могло потерять надежду и веру в Российскую Империю, рискуя вновь попасть под жесткий контроль властного Шамиля.