ЧЕЧНЯ. Еще задолго до назначения наместником Александр Иванович Барятинский уже заметно отличился в качестве грамотного управленец, мудрого политика. К сожалению, в те неспокойные времена использование невоенных, скажем, мирных способов управления было практически невозможным. По этой причине основным доверенным ему поприщем стала война и законы, которым приходилось подчиняться.
Александр Иванович не позволял себе превысить разумную меру необходимости в действиях и приказах, избегал потерь со стороны своих подчиненных, да и бессмысленный ущерб противнику старался не наносить. В качестве примера можем взять случай, когда Шамиля лишали продовольственных баз, расположенных в Чечне. Без всякого сожаления Барятинский уничтожал посевы и запасы зерна, но как только чеченцы приходили к русским солдатам, лишенцам выдавали хлеб и денежные пособия.
Террор со стороны Шамиля становился все более жестоким, от того горцы постепенно начинали менять свое мнение о России, из источника страха и неуверенности Барятинский перевоплощался в источник надежды. Вера дагестанцев и чеченцев в возможность обрести нормальную жизнь под крылом Российской империи крепла. Поначалу горцы переселялись из имамата несмело, а затем и целыми аулами уходили к русским. Барятинский всегда поощрял переселение, для приобретения хозяйства и обустройства на новом месте давал подъемные ссуды. Милосердие его стало мощным оружием, гибкостью в делах политических, победившей деспотизм Шамиля.