ЧЕЧНЯ. Известный израильский специалист по истории ислама на Северном Кавказе историк и профессор Моше Гаммер в свое время утверждал, что кавказские горцы - «раса воителей», потому что с детского возраста мужчин здесь воспитывали как воинов. Их отвага, искусство наездника, мастерское владение кинжалом, шашкой и ружьем, умение маскироваться и действовать скрытно вызывали романтическое восхищение. В полной мере это утверждение относится и к чеченцам, которые, к слову, и вынесли основные тяжести Кавказской войны. К слову, этот факт историк отметил в своем документальном исследовании «Шамиль» (Москва. КРОН-ПРЕСС. 1998), который отмечает, что «Из двух театров чеченский был более тяжелым, именно там русские терпели главные поражения и несли наибольшие потери.»
Чеченская тактика и стратегия ведения войны. В своем фундаментальном исследовании, в ходе которого он опирался на малоизвестные и неизвестные в нашей историографии документы, хранящиеся в архивах Англии, Турции, Австрии, Германии, Франции, Финляндии и других стран, автор уделяет серьезное внимание и тактическим приемам в ходе Кавказской войны. Так, автор отмечает: «Чеченцы применяли ... оригинальную тактику, которая состояла в том, чтобы «занять позицию на одном большом буковом дереве. На одном таком лесном гиганте могло сразу разместиться от тридцати до сорока человек, которые обрушивали ... свинцовый дождь. Залповый огонь батальона против такой импровизированной крепостной башни ничего не давал». ... Поэтому в бою с горцами русские больше полагались на артиллерию». В тактическом же плане исследователь подчеркивает более стратегический момент: «Скорость, с какой горцы умели передвигаться, будь то на коне или пешком, стала легендарной... горцы не обременяли себя обозами. Скудно питаясь и ведя суровый образ жизни, горец все необходимое имел при себе, а когда припасы кончались, он держался чем придется, рассчитывая либо на помощь соплеменников, либо устраивая набег на врага. ... генеральных сражений не вели. Их главным методом ведения войны был не огонь по врагу, а быстрый маневр, главным образом в виде стремительного набега на противника и рейда возмездия ...».
Чеченская кавалерия в исторических документах отмечается особо. Отмечается, что в случае надобности «они могут собрать до 500 человек отличной конницы, по большей части из качкалыков» (одно из чеченских обществ). «Быстрота нападения этой конницы невероятна, и наши конные пикеты и разъезды не раз испытывали стремительность ее натисков с большим для себя уроном», - писал в 1826 году П. Сахно-Устимович (Сахно-Устимович П. Описание чеченского похода 1826 г. // Звезда, № 10. 2006). Помимо стремительности в набегах, источники отмечают и чрезвычайную мобильность чеченской кавалерии. Эффективно чеченская конница действовала при набегах или же когда использовалась в качестве приманки, как это произошло 11 сентября 1832 г. когда был разбит полк гребенских казаков под командой полковника Волжинского.