ЧЕЧНЯ. Традиционным жилищем вайнахских горцев были башни - фактически, небольшие замки на одну семью, веками стоявшие на кручах. Самые богатые из горцев строили полубоевые башни, где можно было и жить, и держать оборону, но большинство семей имели пару башен - бов для войны и гала для жизни. Жилая башня была ниже (10-12 метров) и шире (8-10 метров). Иногда башни строились выше (крупнейшей у вайнахов считалась 6-этажная башня в ауле Нихарой), но чаще - ниже, таким образом превращаясь в обычные дома-дворы с хозяйственным и жилым этажами.
Интерьеры их были предельно просты - каменные стены, деревянные полы, а из мебели лишь сундуки да циновки. Лавки и столы сюда попали уже по "ермоловским" просекам. Сердцем вайнахского дома был кхерч - очаг или камин. Или точнее зы - священная надочажная цепь. Держась за неё, горцы приносили клятвы, отпускали пленников, прощали кровников и должников. Равно как и кровник, если бы сумел прорваться в дом к своему врагу и коснуться этой цепи, получал прощение. Такие дома сотни лет не меняли хозяев, и даже родившись "на плоскости" (на равнине, то есть), верный вайнах должен знать "свою" башню. Века набегов превратили многие башни в сокровищницы.Основой хозяйства в горах было скотоводство и собирательство. Семья обычно держала пару коров на молоко, ездового коня для джигита и баранов на мясо и шерсть. Из войлока делалось и главное украшение дома - узорчатые истанги.
Помимо вайнахов, в каждом ауле жили лай - рабы, которых не стоит путать с ясирами - пленниками за выкуп. Они были важной добычей набега, так как воинам в горах банально не хватало рабочих рук. Лай клеймился, был абсолютно бесправным (даже в случае побега к другому господину тот обязан был его вернуть), а получая вольную, не решался покинуть аул - ведь в горах он был никто, не имел права носить оружие, а стало быть уход от хозяин был сродни самоубийству. Освобождённый лай мог строить дом - но не достраивать его. Официально рабство здесь отменили в 1834 году, а по факту... вы и сами знаете.