Нигде кроме Северного Кавказа платок не приобретает такую силу. Только вдумайтесь тонкая ткань, сошедшая с головы горянки, становится препятствием для стальных клинков. Да, женщина не обнажает волосы в общественном месте, однако в ситуации, когда кровники готовы исполнить древний обычай предков и погубить друг друга, слабый пол ценой позора - так ли это? - прекращает схватку. Получается, что платок не только символ женской чести, но и своеобразная граница, та, переступив которую люди, потеряют достоинство. Девушка, которая идёт на то, чтобы предотвратить убийство открывает волосы - даёт понять тем, кто берётся за оружие спрятать это немедля. По этому случаю у вайнахов бытует пословица: "когда обнажилось темя женщины, гром загремел"
Женский платок как олицетворение чистых помыслов. Если внимательно вчитаться в источники, то красивым жестом она заставляет обратить внимание каждого человека на себя. Подполковник русской армии, став очевидцем подобных событий записал: "когда женщины вмешиваются в кровавые схватки с криками и распущенными космами, то, пристыженные, вкладывают сабли в ножны и расходятся до благоприятных обстоятельств." Даже в сказаниях нартского эпоса присутствуют сюжеты о том, что горянке, снявшей в знак просьбы головной убор, нельзя отказать. Подобное рассказывается в преданиях осетин. История закручивается таким образом. что становится олицетворением чистых помыслов, искренности и доверия. В фольклоре и сказках народов Северного Кавказа этот элемент костюма наделён волшебной силой, которая способна оживить мёртвого или превратить вещь в нечто другое.
Магия женских волос. Платок является магическим предметом не сам по себе, но благодаря связи с волосами, которые он прикрывает и от которых получает силу. То же самое с русским гребнем, присутствующих в народных сказаниях. Требование прикрывать голову характерно для традиционных культур, однако какова мотивация? Иногда это объясняется идеей волшебного взаимодействия волос с плодородием, но исключая вмешательство природных и демонических сил, о которой говорит устное народное творчество, исследователи склоняются к тому, что манипуляция направлена на как бы упорядочивание стихии женщины и установления контроля над ней. При таком раскладе естественно, что любое прикосновение к локонам, косвенно, а то и прямо связанным с чем-то демоническим, сопряжён с опасностью для человека, осуществляющего его. Такой вывод вытекает из обряда снимания покрывала с головы новобрачной, который осуществляется при помощи орудия "покорения", "обуздания" стихии - кинжала, сабли или стрелы" Другие, отличные от северокавказцев, также подвергаются этому страху. Обряд обнажения волос только что вышедшей замуж девушки-символ рождения в новом статусе. Таким образом происходит признание нового члена семьи. В русских губерния наблюдается, что покрывало новобрачной снимают не рукой, а используют предметы: кнут, ухват, палки и так далее
Платок и сегодня остаётся одним из важных элементов наряда. Учёные использую теорию "чудеснейшей связи слабого пола с потусторонним" при объяснении момента предотвращения мести кровников посредством платка. В реальности не "волшебные" свойства последнего заставляли мужчин опустить оружие, а просьба прекратить, ассоциирующая с обнажением головы и магией её локонов. Особенным образом традиция даёт о себе знать в конце XX-го века, когда во время первой чеченской войны матери и жёны начинают бросать, под проезжающие мимо колёса и гусеницы платки. Мужчины не останавливаются, видимо, забывают собственные корни, а то и вовсе возможно не знают о них. Но важно другое- сам жест. В критической ситуации они отказываются от шариат