Символ. Многовековое культурное развитие Северного Кавказа, отличающееся разнообразием народностей, в то же время было очень схожим между собой. В границах региона сформировался единый костюм, который показывал общность исторического пути каждого этноса. Со временем, элементы наряда приобрели роль и символику - это касалось женского платка, объединяющего жительниц Дагестана, Чечни, Ингушетии и Осетии.
В традиционном женском костюме платок выступал в качестве головного убора. Древний элемент наряда рассказывал факты о хозяйке. Например, по манере завязывать узнавали откуда девушка родом, определяли возраст и каков социальный или материальный статус. Сейчас прикрытая голова в первую очередь ассоциируется у людей с исламской верой. Жители горных Республик исповедуют мусульманство, однако требования, которые предъявляются здесь разные. Женщины не только по-иному завязывают, но иначе относятся.
Ранний женский убор на территории Северного Кавказа был найден археологами в могильнике Амгата VII–IX вв. Эта холщовая шаль, отделанная шелковой каймой, подобная византийским мафориям, которые изготавливались из однотонной ткани, обрамляющей лицо. В аланском костюме такая вещь появляется в результате тесных контактов с Римской Восточной империей, в качестве подражания»
Один из способов завязывания. Исследователь народных костюмов Е. Н. Студенецкая объясняет, что различие в манере повязывания женщин различных возрастов заключается в том, что матери должны были тщательно скрывать волосы, когда девушки имели право в какой-то степени демонстрировать эту красоту. На Северном Кавказе горянки придумали способы ношения: поверх волос, с шапочкой или накрывая шляпку. Горянка никогда не обнажит волосы в общественном месте, поэтому обязательно в наборе девичьего приданого лежит убор. Эта неотъемлемое правило закрепилось в пословицах: “Больному нужно бычье здоровье, девушке на выданье – шелковый платок”. При десятке способов завязывания платков и девушки, и женщины оставляли открытыми уши и шею, т.е. в северокавказском костюме он не скрывал внешность женщины. Кокетливо открытое женское ушко хвасталось серьгами искусной работы, как правило, дагестанских мастеров.
Платок как украшение. У ингушского народа с участием элемента женского гардероба складывается традиция: в праздничные дни, когда жители сёл ходят к друг другу в гости принято одаривать девушек платком . Подобному обычаю больше ста лет и за такой период претерпевает ряд изменений: ручная работа заменяется и вытесняется фабричными изделиями, что позволяет сделать каждой гостье приятный подарок.
Платок поверх головного убора. Конечно, чем больше затрачивается времени на изготовление вещи, тем выше её ценность. Раньше головной убор делался коллективно: каждая из мастериц выполняла конкретное действие. В таком случае платок - знак особого уважения и дарился не каждому. Сегодня разделение сохранилось, близким людям — дорогое и качественное, остальным же – попроще. В прошлом кроме платков девушки дарили избранным гостям праздничные цветные флаги, с изображением звезды, полумесяца и с вышитыми бронзовой краской добрыми пожеланиями. Но эта практика изжита в местной среде, возможно, из-за нежелания девушек выполнять такую трудоемкую работу, где нужен творческий дар и некоторые навыки шитья и дизайна
Платок на Северном Кавказе со временем стал символом женской чести. Если заглянуть в дагестанские адаты, записанные современниками в середине XIX века, то прочтёте, что “поцелуи, объятия, срывание с головы убора и тому подобное, сделанные публично, большею частью считаются наравне с насилием и влекут за собою для виновного те же взыскания, какие определены за изнасилование.