ЧЕЧНЯ. Неоднократное обращение к само провозглашенному руководству Чечни Президента, Правительства России, российского парламента с предложением нормализовать обстановку в республике, пресечь деятельность незаконных вооруженных формирований (НВФ), согласиться на проведение переговоров никаких положительных результатов не дали. Осознавая невозможность введения в Чеченской Республике режима чрезвычайного положения, поскольку там отсутствовали легитимные органы власти, способные обеспечить его выполнение, Президент России берет на себя всю полноту ответственности и 9 декабря 1994 года издает Указ № 2166 «О мерах по пресечению деятельности незаконных вооруженных формирований на территории Чеченской Республики и в зоне осетино-ингушского конфликта» и поручает Правительству использовать все имеющиеся в распоряжении государства средства «для обеспечения государственной безопасности, законности, прав и свобод граждан, охраны общественного порядка, борьбы с преступностью, разоружения незаконных вооруженных формирований».
Во исполнение этого Указа Правительство Российской Федерации приняло соответствующее постановление № 1360. В случае невозможности изъятия оружия и техники Министерству обороны было поручено произвести уничтожение авиационной, бронетанковой техники, артиллерии и тяжелого вооружения.
Последующие указы Президента касались формирования в Чечне федеральных территориальных органов исполнительной власти (№ 2200 от 17 декабря 1994 г.), восстановления должности полномочного представителя Президента в Чеченской Республике (№ 2201 от 18 декабря 1994 г.), создания республиканского Комитета национального согласия (№ 79 от 27 января 1995 г.), восстановления экономики и социальной сферы Чеченской Республики (№ 140 от 16 февраля 1995 г.) и учреждения при Президенте представительства Чеченской Республики (№ 199 от 23 февраля 1995 г.).
В целях «контроля за соблюдением конституционных прав и свобод граждан в процессе восстановления конституционной законности на территории Чеченской Республики» по договоренности с Советом Федерации и Государственной Думой Федерального Собрания Президентом была создана Временная наблюдательная комиссия по соблюдению конституционных прав и свобод граждан (Указ № 2224 от 28 декабря 1994 г.). Предусматривалось параллельно с разоружением незаконных вооруженных формирований и прекращением кровопролития в Чечне восстанавливать государственные структуры, обеспечивающие гарантию прав и свобод граждан Чечни, возрождение экономики.
В то же время руководители силовых министерств и ведомств, чьи силы и средства привлекались к операции в Чеченской Республике, не имели необходимого правового поля для своих действий из-за отсутствия в этот момент закона о вводе чрезвычайного положения на части территории Российской федерации.
Подготовка подобной операции реально осуществлялась впервые и имела ряд особенностей.
Во-первых, несмотря на длительный период антиконституционного развития внутриполитической обстановки в Чеченской Республике, дальнейшее обострение кризиса, неэффективность мирных шагов, предпринимаемых руководством России по его урегулированию политическими средствами, не было принято решения о заблаговременной подготовке операции по разоружению бандитов с учетом реального состояния войск.
Во-вторых, для проведения операции создавалась Объединенная группировка войск, в состав которой входили соединения и части Вооруженных Сил, внутренних, пограничных и железнодорожных войск, силы и средства ФСБ, ФАПСИ и МЧС. Подобное объединение ранее не имело аналогов и нуждалось в серьезном осмыслении условий взаимодействия разнородных по сути ведомств, нацеленных на решение единой задачи.
В-третьих, боевую задачу предстояло выполнять на территории одной из республик Российской Федерации в условиях неоднозначного отношения к чеченскому кризису в обществе, а значит — без твердой информационно-идеологической поддержки, что существенно ограничило действия войск.
Задачи. В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 30 ноября 1994 года «О мероприятиях по восстановлению конституционной законности и правопорядка на территории Чеченской Республики», Вооруженным Силам Российской Федерации, Внутренним войскам МВД, Федеральной службе безопасности были поставлены следующие задачи: стабилизировать обстановку; разоружить НВФ, а при оказании сопротивления — ликвидировать их; восстановить законность и правопорядок в Чеченской Республике в соответствии с законодательными актами Российской Федерации.
Разработка замысла действий по разоружению незаконных вооруженных формирований на территории Чеченской Республики возлагалась на Генеральный штаб Вооруженных Сил Российской Федерации. Эта работа проводилась с привлечением представителей взаимодействующих министерств и ведомств. Во исполнение Указа Президента был издан приказ министра обороны Российской Федерации от 10 декабря 1994 года № 442 «Об образовании Объединенной группировки Вооруженных Сил Российской Федерации, осуществляющей разоружение незаконных вооруженных формирований на территории Чеченской Республики».
Соответствующей директивой министра обороны предусматривалось войсковым группировкам под прикрытием фронтовой и армейской авиации выдвинуться по трем направлениям к г. Грозному, блокировать его и создать условия для добровольного разоружения НВФ. При отказе — провести операцию по захвату города и в дальнейшем стабилизировать обстановку по всей территории республики. С целью разоружения незаконных вооруженных формирований и изъятия у населения оружия и боеприпасов, восстановления конституционной законности и порядка в Чечне, было решено провести специальную операцию соединениями и частями Вооруженных Сил совместно с другими войсками Российской федерации в четыре этапа.
По замыслу операции предусматривалось:
на первом этапе (7 суток, с 29 ноября по 6 декабря) создать объединенную группировку войск, к 5 декабря занять исходные районы для действий по трем направлениям: моздокскому, владикавказскому и кизлярскому. Фронтовую операцию и боевые вертолеты перебазировать к 1 декабря на оперативные аэродромы, полностью блокировать воздушное пространство над Чечней. Подготовиться к подавлению связи системы управления дудаевских сил радиоэлектронными средствами;
на втором этапе (3 суток, с 7 по 9 декабря) выдвинуться к Грозному по пяти маршрутам под прикрытием фронтовой и армейской авиации, окружить город созданием двух колец блокирования: внешнего — по административной границе республики и внутреннего — вокруг города. Оба кольца разомкнуть на юге для выхода мирного населения. Частью войск объединенной группировки блокировать также места базирования боевиков вне г. Грозного и разоружить их. Внутренним войскам поручалась охрана коммуникаций и маршрутов движения войсковых группировок. На ФСК и спецподразделения МВД возлагались поиск и задержание лидеров дудаевского режима, способных организовать вооруженные выступления и диверсии в тылу действующих войск;
на третьем этапе (4 суток, с 10 по 13 декабря) группировки войск с севера и юга с разграничительной линией по р. Сунже, действуя совместно со спецподразделениями МВД и ФСК, должны были очистить от незаконных вооруженных формирований президентский дворец, здания правительства, телевидения, радио и другие важные объекты;
на четвертом этапе (5—10 суток) — стабилизировать военную обстановку и передать участки ответственности Вооруженных Сил внутренним войскам МВД, которым предписывалось выявлять и изымать оружие, боеприпасы у незаконных вооруженных формирований и населения на всей территории Чеченской Республики.
Post scriptum. Намеченные сроки подготовки и проведения операции были предельно сжатыми, и в последующем их неоднократно меняли. Предусматриваемые замыслом попытки поиска политических путей урегулирования конфликта на каждом этапе операции негативно влияли на весь ход военных действий, во многом ограничивали боевые возможности войск, а в итоге приводили к неоправданным потерям среди военнослужащих.