Шеретлук Тугужоко Кизбеч родился в 1777 г. в ауле Беаннаш, расположенном в бассейне р. Адагум. Он происходил из дворянского шапсугского рода Шеретлуковых. Знавший его лично англичанин Д. С. Белл назвал Кизбеча «львом черкесов». Его предводительская военная деятельность в Черкесии приходится на 1810-1839 годы. В 1834 году он дважды одержал победу над царскими войсками. В первом случае, находясь во главе семисот шапсугских всадников, в районе Абина Кизбеч рассеял 14-тысячный царский отряд.
В сражении погибло 150 русских воинов, было захвачено 7 телег с фуражом. Во втором случае, предводительствуя девятьюстами горцев, «лев черкесов» разогнал еще больший царский отряд, отобрав у него всю его добычу, включая пленных из девяти черкесских аулов. В 1837 году, в сопровождении двухсот пятидесяти человек, Кизбеч атаковал на правом берегу Кубани русский форт, прогнал занятых сенокосом солдат, которые побросали косы, как сказано в источнике, числом около двухсот штук. Забрав их в виде трофея, кизбечевцы вернулись домой.
Кизбеч выступал не только организатором военных походов, но и выказывал личное мужество и героизм. В начале июня 1837 года он в одиночку бросился на стражу Николаевского форта, пленил солдата и прихватил с собой девять винтовок. Однако далеко не всегда военные предприятия Кизбеча заканчивались удачей. 30 января 1830 года «лев черкесов» с четырьмя тысячами горцев атаковал станицу Елизаветинскую, но потерпел сокрушительное поражение от отряда атамана А. В. Бескровного. В другом, но уже победоносном бою, в октябре 1838 года, он получил семь тяжелых ран, ранены были и его сыновья. Вскоре один из них умер. Но это обстоятельство, по словам Д. Белла. «... не растрогало отца, и он посмотрел на его смерть, как и вообще здесь смотрят на нее, как на предопределение свыше».
Как воин, Кизбеч пользовался большим уважением среди про тивников. Царские генералы вступали с ним в переговоры и неоднократно предлагали перейти на службу России. Император Николай I за большущ сумму пытался приобрести у Кизбеча его портрет. Но «лев черкесов» относился с презрением ко всем предложениям русских.
В конце 1839 года в одной из схваток с царскими войсками он получил несколько тяжелых ранений, которые привели к его кончине. Шапсуги потеряли своего предводителя.
Он ушел из жизни, но остались легенды, песни. Не только остались, но и слагаются, рождаются новые произведения о нем и будут впредь сочиняться, потому что он был любим и почитаем народом.