Один из царских офицеров, исследовавших военную историю России 18-го века, писал о том, что в сражениях с кавказцами и турками, несмотря на их невероятную храбрость и стойкость, даже в ситуации, когда русское войско терпело поражение и вот-вот могло быть разбитым, всегда существовало одно средство, которое могло в одно мгновение переломить ситуацию. Между прочим, это обстоятельство громко объясняет ситуации, при которых турки непрерывно терпели поражение от русских, а черкесы и чеченцы еще не демонстрировали стойкости, которую мы видим при событиях 19-го века.
Это обстоятельство – губительное убеждение, существовавшее в ту пору в мусульманской среде, будто бы заколотый в бою человек будет осквернен и опозорен. Один из хронистов пишет (1880 год): «Турецкая пехота упорно дерется за укреплениями, и замечательно выдерживает бой против огнестрельного оружия. Кавалерия турецкая всегда с успехом действовала против русской кавалерии, вооруженной шашками и палашами – но не могла держаться против казаков и улан, снабженных пиками».
В другом месте читаем: «Замечательно, что как в описанном случае, так и во время предшествовавших и последующих войн с Турцией и на Кавказе, всякий раз, когда русские войска бросались на неприятеля в штыки – он поражался паническим страхом, и несмотря на свою несомненную храбрость и уменье владеть холодным оружием – искал спасения в бегстве».
Последний комментарий дается на фоне изучения чеченской войны. Всему этому, как заключает исследователь, было простое объяснение: «…быть заколотым, считается позором и противным Магомету. Поэтому, готовый подвергать себя всем опасностям на суше и на воде, не боясь огня и всякого оружия смерти, магометанин питает непреодолимый страх и отвращение к оружию, которым он может быть заколот…». Безусловно, такие суеверия были выгодны и всячески разогревались врагами в мусульманской среде.