На фото: Юбилейный значок «60 лет комсомолу Чечено-Ингушетии»."Не стремитесь к земным почестям. Земные почести-иллюзии.
Радуйтесь и гордитесь тем, что вы равные среди равных."
(Кунта-Хаджии Кишиев - чеченский суфийский шейх)
ЧЕЧНЯ. Людям свойственно, мысленно листая в памяти страницы прошлого, с улыбкой либо с легкой грустью вспоминать отдельные его наиболее яркие и значимые для себя моменты. В каждом возрасте они у каждого свои - сугубо личные, неповторимые моменты конкретного времени. Они очень разные: грустные и смешные, романтически наивные, но всегда искренние и по-особому милые.
Из истории ВЛКСМ. Мои сверстники – это люди возраста 70+, т.е. поколение, чье формирование происходило в период далеких лет советской поры. Молодые годы многих из них, так или иначе, были связаны с прекрасной и насыщенной жизнью уникальной молодежной организацией – ВЛКСМ (Всесоюзный ленинский коммунистический Союз молодежи). Эта организация создавалась как помощник и резерв партии большевиков на 1‑м Всероссийском съезде союзов рабочей и крестьянской молодежи, состоявшемся в Москве 29 октября ‑ 4 ноября 1918 года. Этот день и считается Днем рождения комсомола.
В начальный период своей деятельности «старшие товарищи», к сожалению, стали активно использовать мощную энергию комсомола в борьбе с религией – привлекать их к атеистической агитационно-пропагандистской работе среди молодежи. Это, безусловно, была самой ее серьезной ошибкой, которая снижала в обществе ее авторитет и притягательность. В национальных республиках Северного Кавказа эта работа никогда не имела популярности в народе, хотя тоже велась для формальности. Тем не менее, ВЛКСМ просуществовал почти 73 года.
История ВЛКСМ очень богата подвигами периодов военного и мирного времени. Комсомол активно участвовал с первых лет своего возникновения в строительстве важнейших народнохозяйственных объектов, в том числе и в регионах Крайнего Севера и Дальнего Востока. Над важнейшими из них шефствовал комсомол, направляя так называемые временные добровольные комсомольско-молодёжные, а позже - и студенческие строительные отряды ВУЗов и ССУЗов. Такая практика активно использовалась и в деятельности Чечено-Ингушской комсомольской организации.
На фото: - Комсомольский актив ЧИАССР 1960-1980 годов. Наши дни. Ветераны ВЛКСМ разных поколений. Среди них известные общественно-политические деятели, ученые, писатели, журналисты, хозяйственные и профсоюзные руководители. В нашем крае первые ячейки Союза молодежи стали возникать в далеком 1920-м году. Юноши и девушки многое сделали для становления и развития в крае советской власти. И в последующие годы активно участвовали в формировании патриотического сознания и активной гражданской позиции молодежи родной республики.
Учитывая заслуги молодежных организаций страны в истории советского общества и государства на всех этапах его развития – установление советской власти, ликвидация безграмотности, борьба с бандитизмом, подвиги в годы гражданской и Великой Отечественной войн, трудовой героизм в освоении целинных и залежных земель, на крупнейших ударных комсомольских стройках, многогранная деятельность по укреплению мира и международной солидарности . За все это ВЛКСМ в 1928—1968 годах был награждён 6 орденами: три из них - ордена Ленина, один -орден Красного Знамени, один- орден Трудового Красного Знамени и один -орден Октябрьской Революции.
На фото: Комсомольско - молодежный экипаж Грозненского РК ВЛКСМ ЧИАССР (второй секретарь - Игорь Серябряков и первый секретарь Хасмагомед Дениев).
После работы в должности секретаря комитета ВЛКСМ грозненского профтехучилища №28, где, по рекомендации моего друга Мусы Арсемикова, я проработал с сентября 1973 г. по февраль 1974 года, меня перевели в аппарат Чечено-Ингушского обкома ВЛКСМ на должность инструктора школьного отдела (заведовала им Светлана Кияшко). Здесь мне предстояло заниматься вопросами учащейся и студенческой молодежи ВУЗов и ССУЗов, а также проблемами вечерних школ рабочей и сельской молодежи (ШРМ и ШСМ). С течением времени, ступенька за ступенькой, росла и моя карьера в главном республиканском органе – в обкоме комсомола. Из той поры моей комсомольской жизни мне нередко с улыбкой вспоминается один забавный эпизод.
Весной 1980 года руководством Чечено-Ингушетии в лице обкома КПСС было принято решение к 60-летнему юбилею образования в республике комсомольских ячеек провести в Грозном торжественные мероприятия. И выглядело это со всех точек зрения, без всякого сомнения, логичным и, более того, необходимым. К празднованию юбилея готовились всерьез. Все было вроде учтено - подготовлен сценарий с обширной торжественной частью, приглашены гости из Москвы, других регионов; согласованы и утверждены соответствующие тексты средств наглядной агитации, программа праздничного концерта, а также информационный бюллетень, раздаточный материал и т.д.
До назначенной даты оставалось менее месяца, когда вдруг неожиданно для нас в обкоме КПСС посчитали необходимым проведение мероприятий в честь 60-летнего юбилея с большим, чем ранее планировалось, размахом (видимо, была установка из Центра). Кто-то решил, что будет правильным изготовить сувенирный комсомольский значок с соответствующей юбилею символикой. По этому случаю меня, работавшего в должности заместителя завотделом по работе с научно-творческой молодежью, срочно пригласил к себе
1-й секретарь Чечено-Ингушского обкома ВЛКСМ Герсолт Эльмурзаев и сообщил о необходимости срочного выезда в г. Пятигорск для решения там вопроса изготовления значка.
На фото: 1-й секретарь Чечено-Ингушского обкома ВЛКСМ Герсолт Эльмурзаев «Это твой шанс, постарайся». Поручая мне эту «почетную миссию», он с особой интонацией, как-то заговорщически, добавил: «Это твой шанс, постарайся».
С художниками из грозненского Худфонда (Ваха Умарсултанов, нынешний председатель Союза художников, наверное, помнит этот случай) мы быстренько набросали на бумаге эскиз предполагаемого значка. И рано утром на обкомовской «Волге» с водителем Толиком мы «на всех парах» уже мчались по трассе Махачкала – Москва в сторону Пятигорска. В голове, то и дело, назойливо свербели слова Герсолта об особой важности и ответственности моего задания, от исхода которого, якобы, многое зависит в моей дальнейшей карьере. Дескать, это - дело архиважное, дело чести, а времени – в обрез…
В ту пору я находился в возрасте (30 лет), выражаясь на специфическом комсомольско-чиновничьем лексиконе, «на выданье». То есть, так говорили о комсомольском работнике, достигшем определенного возраста, имеющем необходимый опыт работы в структурах ВЛКСМ и с положительными отзывами, кандидатуру которого изучают либо уже включили в резерв для повышения/перемещения на др. должность. Такова была тогда система кадрового резерва, «работавшая» практически безупречно. И это мотивировало будущих общественно-политических или хозяйственных руководителей, управленцев разного уровня.
Не ведая, что подобного рода эскизы обязательно должны быть утверждены в соответствующей Комиссии при Совете Министров ЧИАССР, мы, довольные собой, через 4-5 часов пути уже были у цели – у ворот пятигорского цеха металлических изделий. Там после долгих и тяжелых переговоров, вопреки сложившейся у них практики и производственных графиков, с трудом договорились (посредством «легкого» обеда и убедительных знаков внимания), что они возьмутся за работу. Однако взамен они попросили помочь им в получении с грозненского завода «Красный молот» солидный объем кислоты, десяток отопительных котлов и какого-то металлического бруса для изготовления матриц под рельефные значки.
Напутственные слова Герсолта не давали покоя. Как в тумане, в памяти калейдоскопом мелькали обрывки разных реплик, вплоть до фантастических, которыми обычно полнились «светлые» головы комсомольских чиновников постарше. В том числе и месяцем ранее вскользь услышанное мной от заворга обкома ВЛКСМ, человека добрейшей души Ризвана Юсупова, что мою кандидатуру, в числе других, активно изучают в Ачхой-Мартановском, Грозненском и Ножай-Юртовском райкомах КПСС. Но это часто были не более чем слухи, которые периодически циркулировали. Однако прислушиваться порой стоило. Так как некоторые из «прогнозов» неожиданно превращались в реальность. «Возможно, это мой «счастливый билет»» - подумал я и решил, что крайне важно любой ценой оправдать «высочайшее» доверие партии и добыть к установленной дате юбилейный значок.
Отступать не было возможностей, да и не только из-за тех намеков про карьерный рост, который якобы ожидает меня в случае удачи со значком. Нам с коллегами важно было, чтобы на значке написать именно «60 лет комсомолу Чечено-Ингушетии», как достойной части Всесоюзного Ленинского Коммунистического Союза Молодежи, а не безликое, как нам казалось, - «Чечено-Ингушская областная комсомольская организация», на котором настаивал А. Тацитов, работавший зав.отделом пропаганды и агитации обкома КПСС. В этом была моя главная миссия. Поэтому, краснея и потея от волнения и ответственности перед своими комсомольскими друзьями, я почти не вникая соглашался на все просьбы начальства Пятигорского цеха. Будто у меня за пазухой была припасена волшебная лампа Алладина.
Действуя по известному принципу «если нельзя, но очень нужно –то можно», я заранее был готов согласиться почти на все их условия, лишь бы в металле зафиксировать этот желанный текст, в котором мы по-юношески ощущали единство и равенство всех национальных республик в составе нерушимого и мощного государства - СССР. Поэтому мне надо было очень постараться. А пока привезенный мной в Пятигорск примитивный эскиз-набросок красовался лишь на бумаге. В отличие от начальства, простые русские ребята-мастеровые оказались исключительно отзывчивыми. Мы вместе пообедали, разоткровенничались, и они уже сами с азартом доработали привезенный мной эскиз значка прямо на обеденном столе. В результате наш заказ с оговорками, но был принят к исполнению.
Мое возвращение в Грозный случилось в выходные дни. Когда выяснилось, что по своей должности зампреда Правительства ЧИАССР именно Махмудхаджиева Т.У. возглавляет эту самую Комиссию. я прямиком поехал к ней домой (тогда она с семьей жила на ул. Первомайская).
Тамара Усамовна всегда с теплотой относилась ко мне, поддерживала многие инициативы, к примеру, проведение литературного конкурса имени Саида Бадуева, двухлетку по сбору произведений устного народного творчества, идеи увековечения имен выдающихся вайнахов, внесших достойный вклад в историю, политику, культуру народов СССР. Составлять эти списки мне очень сильно помог известный ученый – историк, мой сосед по дому Абдула Вацуев (мы с ним жили тогда в одном доме по ул. Р.Люксембург,15 – в т.н. «Доме искусств») Вспоминается, как мы в его небольшой квартире, по его картотеке составили проект письма на имя тогдашнего председателя Грозненского горисполкома Вл. М. Шамардина с именами наиболее достойных для увековечения памяти людей выходцев из Чечено-Ингушетии, как патриотический пример служения Отечеству, вместо бессистемных сомнительных названий. Тамара Усамовна была убежденной сторонницей такого подхода. В общественном сознании той поры перекосы в данном вопросе воспринимались очень болезненно. Тем более, что в период преступной сталинской депортации (а до этого кровавым Ермоловым) были сожжены и преданы забвению даже наименования множества вайнахских сел. Тем самым пытались вытравить из памяти молодежи многовековую объективную историю чечено-ингушского народа.
Тема эта была очень щепетильной и встречала на своем пути порой неоправданно яростное сопротивление недальновидной, но чудовищно искушенной в подковерных интригах бюрократии. Подобная практика препятствовала прогрессивным процессам гармонизации межнациональных отношений и запросам времени. И, как следствие этого, в столице и районах республики доля национальных топонимических наименований (хотя сохранившихся и имевших неофициальное хождение в обиходе у вайнахов) практически была мизерной, словно у этого народа не было собственной истории, культуры, достойных сынов и дочерей.
На фото: Махмудхаджиева Тамара УсмановнаМахмудхаджиева Т.У. Тамара Усамовна была большим патриотом и интернационалистом, объективным и чутким руководителем. Ценила и поощряла молодежный энтузиазм и полезные начинания. При ней зародилось и распространилось по всей стране движение механизаторского всеобуча, начатое комсомольцами и молодежью Грозненского района (секретарь райкома ВЛКСМ Хасмагомед Дениев) и мн. другие почины. В середине 1970-х годов в этом районе были созданы десятки комсомольско-молодежных экипажей на комбайнах, где трактористами и штурвальными работали комсомольцы и молодежь. Широкий резонанс тогда обрел комсомольско-молодежный экипаж комбайна, укомплектованный вторым и первым секретарями Грозненского РК ВЛКСМ – Серебряковым и Дениевым. Их почин был широко подхвачен в других регионах страны.
Именно в период комсомольской деятельности Т. Махмудхаджиевой (она длительное время возглавляла обком ВЛКСМ Чечено-Ингушетии) в республике стали активно развиваться молодежные творческие почины – двухлетка по сбору материалов чечено-ингушского устного народного творчества, литературный конкурс имени Саида Бадуева, литкружок студентов ЧИГУ «Прометей» (из этой «могучей кучки» вышло много именитых литераторов ЧР), телевизионные конкурсы комсомольской песни, всевозможные региональные фестивали танца, музыки, театра. Осуществлялась эффективная военно-патриотическая и спортивно-оздоровительная деятельность…
«Комсомольское племя». Многое делалось в реальном секторе экономики всех отраслей народного хозяйства. Широкий размах приобрели: движение студенческих строительных отрядов, ударные комсомольские стройки, отраслевые комсомольско-молодежные коллективы, конкурсы среди молодых животноводов и растениеводов, виноградарей, швей-мотористок, мастеров производственного обучения молодежи и т.д. Жизнь молодежи республики была вдохновенной и целеустремленной; бурлила ценными починами и начинаниями. Тогда искренно верилось в незыблемость советской власти и скорого наступления эры коммунизма.
Трудно переоценить роль тогдашнего печатного органа Чечено-Ингушского обкома ВЛКСМ - газеты «Комсомольское племя», которую возглавил в 70-е годы ХХ века талантливый и мужественный журналист, прекрасный организатор - главный редактор Руслан Караев. С его приходом «молодежка» обрела широкую популярность в республике; значительно вырос тираж. Она не только широко и со знанием дела освещала жизнь рабочей и сельской молодежи; студенчества республики, но и активно публиковала свободные от идеологической шелухи и конъюнктуры статьи молодых ученых по истории, культуре, малоизвестных тогда героях национального фольклора.
Я показал ей набросок предполагаемого значка с изменениями, рекомендованными пятигорскими умельцами, и попросил ее легализовать нашу «партизанщину» своей подписью и печатью. Тамара Усамовна внимательно выслушала мой подробный рассказ о злоключениях с эскизом значка для республиканской комсомольской организации, и катастрофически ограниченных сроках его изготовления.
Главное – сроки. Особое недоумение у нее вызвала встречная просьба мастеров Пятигорска – о чем я искренне и признался ей. Тамаре Усамовне было хорошо известно, что проблема значка возникла не по нашей вине. Идея его изготовления появилась в партийных кабинетах «наверху» в последний момент, хотя дата проведения торжеств была заранее согласована с Москвой. Ни перенести, ни отменить ее уже невозможно было. Это даже не обсуждалось, также, как и текст на значке. Главное – сроки и встречная просьба пятигорчан.
Тамара Усамовна уже догадывалась либо знала о моем грядущем служебном перемещении и с большой заинтересованностью отнеслась к ситуации с этим злополучным значком и причинах моей обеспокоенности. Она прямо из квартиры со стационарного телефона сделала несколько важных звонков с конкретными поручениями некоторым ответственным чиновникам. Как будто бы в текст телеграммы, выстукивались в телефонную трубку набившие мне оскомину слова «60 лет», «значок», «бланк», «юбилей», «партия, комсомол», «конференция». Через несколько минут, наконец, последовал ответ, что необходимый нам документ в процессе согласования, и, скорее всего будет положительно решен.
В обеденное время следующего дня я уже в присутствии моих «старых» знакомых в Пятигорске торжественно вручил изумленному начальнику цеха заветный документ, удостоверяющий мои полномочия и статут значка с требуемой подписью и печатью Совмина ЧИАССР.
Значок все же удалось изготовить с сохранением наших задумок
(см. текст на значке) к сроку, благодаря пятигорским друзьям, которые трудились в ущерб личному времени.
Привезти же из Пятигорска наш заказ довелось уже моему будущему преемнику Саиду, от которого изготовители с пристрастием допытывались: «Где этот седой комсомолец Магомед, пообещавший нам горы всего». Пусть не сразу, но все же удалось с помощью органов власти все обещанное мною отгрузить с грозненских заводов «Красный молот» и, кажется, «ГАРО» или «Автоспецоборудование». Во всяком случае, обе стороны остались взаимно довольными. Некоторое время мы даже созванивались с ними и с улыбкой вспоминали тот эпизод. А о том, что мне «впаяли» выговор по комсомольской линии, они не узнали, но благодарности от своих друзей-комсомольцев я им передал.
На фото: Дадуев МагомедВскоре состоялся мой переход на партийную работу. Судьба меня определила на десять с половиной лет работать в благодатный Ачхой-Мартановский район, где новичка коллектив принял с теплотой. Мудрые старцы и старшие коллеги этого района, не взирая на молодость и отсутствие жизненного опыта, приняли меня в дружную райкомовскую «семью». Ачхой-мартановцы меня многому научили, особенно что касается красивых вайнахских адатов, народных легенд, сказаний, которыми искусно владели мудрые старцы – А. Ойшаев, Ш.Анзаев, Б. Сакаев, Х. Ковраев, А-Р. Зайнутдинов, З. Цугаев, И. Батышев, И. Хуцаев и мн.др.
Ачхой-Мартановский район - малая родина моих детей. Там они пошли в 1-й класс и закончили полный курс Средней школы №1. Там получили первые азы нашей национальной нравственной конституции «Нохчалла». Там, в счастливом возрасте старения, уже в окружении внуков и правнуков продолжают проживать мои добрые друзья - партийные коллеги Руслан Базгиев, Арби Макаев, Висангири Цечоев, Дауд Хашагульгов, Хамид Цыкаев, братья Иса, Мусит и Руслан Эльжаевы, Магомед Асхабов, Руслан Умаров, Магомед Асхабов, Леча Висаев, Ваха Байсаев, Сулейман Махаури, Руслан Анзаев, Лема Дадаев, Рамзан Сиванкаев, Малика Абалаева, Саламбек Лулуев, Бислан Зайнутдинов, Хасамбек Албастов, Усман Килаев, Магомед Марзабеков, Руслан Духаев и др. Их высокий профессионализм, опыт, целеустремленность, умение работать в единой команде во многом способствовали тому, что наш район по многим показателям всегда находился в числе передовых. За все это я искренне благодарен судьбе, друзьям и коллегам, с которыми мы были не пассивными участниками периода расцвета великой страны – СССР, но, к сожалению, стали свидетелями его трагического крушения. Президент Российской Федерации Вл.Вл. Путин по этому вопросу заявил, что распад СССР для него стал трагедией, как и для большинства граждан страны. По его оценке, это обернулось настоящей гуманитарной катастрофой .
После произошедшего в стране ГКЧП
и в связи с развалом СССР на чрезвычайном XXII съезде ВЛКСМ 27 сентября 1991 года делегатами было заявлено, что комсомол выполнил свою историческую миссию, и объявили решение о самороспуске. На тот момент советский комсомол объединял в своих рядах около 24 миллионов юношей и девушек. С экранов телевизоров и на фотографиях было заметно, что делегаты и гости съезда распрощались с ВЛКСМ грустным исполнением песни «Не расстанусь с комсомолом...».
Post scriptum. Данной публикацией я свидетельствую, что храню самые светлые воспоминания о годах своей юности, проведенных со своими друзьями в составе Чечено-Ингушской республиканской комсомольской организации, в которой мы честно и добросовестно трудились, чтобы жизнь народов нашей страны стала счастливей! И время то было совсем не временем «застоя», как его обозвали недруги великой многонациональной страны СССР, а вполне даже прекрасным и мирным, хотя и не без проблем и «болячек» совершенно свойственных любому государству подобного масштаба.
Магомед Дадуев, ветеран ВЛКСМ
checheninfo.ru