В ходе брюссельской встречи США – ЕС – Армения могли быть достигнуты более широкие договорённости.
Накануне, 17 апреля, стало известно о начавшемся процессе досрочного поэтапного вывода российского миротворческого контингента из Карабаха во исполнение решения высшего руководства Азербайджана и России. Как говорят в Баку, «никаких разногласий между миротворцами и азербайджанской стороной не было. Ожидается, что процесс вывода миротворцев завершится к концу сентября».
Напомним, российские военнослужащие численностью чуть менее 2 тысяч человек, со стрелковым оружием и лёгкой бронетехникой, были размещены по линии соприкосновения оставшейся после 44-дневной войны «армянской» части Нагорного Карабаха и азербайджанских войск в соответствии с Трёхсторонним заявлением от 10 ноября 2020 года. Несмотря на неоднократные попытки получения более детального мандата, он так и не был оформлен. Функции российских военных сводились к обеспечению перемещения автотранспортных средств через Лачинский коридор (до его организованной частичной блокады с конца 2022 года), раздаче гуманитарной помощи и мониторинга инцидентов под пристальным контролем Азербайджана. Отслеживать обстановку в регионе был призван и совместный российско-турецкий мониторинговый центр в Агдамском районе, который, как сообщил пресс-секретарь министерства обороны Турции, также прекращает свою деятельность (при этом сама Турция, понятное дело, в регионе остаётся).
После окончательного перехода в сентябре 2023 года всей территории непризнанной Нагорно-Карабахской Республики под военно-административный контроль бакинских властей, что сопровождалось исходом практически всего армянского населения края, вывод российских миротворцев стал исключительно вопросом времени и согласования технических деталей.
Практически с самого момента их размещения на линии соприкосновения сторон, а особенно в последние два года, деятельность российских военных подвергалась ожесточённой критике, как с азербайджанской, так и с армянской стороны. Если из Баку неслись обвинения в «пособничестве армянским сепаратистам», то из Еревана, а с некоторых пор и из Степанакерта (азерб. Ханкенди), россиян обвиняли в «предательстве» и неспособности выполнить принятые на себя обязательства. Безусловно, все эти домыслы бесконечно далеки от реальности – в любой, даже самой экстремальной ситуации российские военнослужащие с честью исполняли свой долг, защищая и выводя из-под удара гражданское население, не допуская резни и кровопролития, пытаясь предотвратить их, в том числе, и ценою собственных жизней. Вопрос же возвращения в край хотя бы части его бывших жителей никогда не находился (и не мог находиться) в исключительной компетенции российской стороны.
Ещё в декабре 2020 года в одной из публикаций автор этих строк обрисовал примерный сценарий, при котором нужда в российских миротворцах отпадёт, и следует признать, что основные его элементы либо реализованы, либо находятся в процессе реализации. Как и следовало ожидать, вопрос о статусе Нагорного Карабаха был закрыт при полной поддержке из Вашингтона и Брюсселя премьер-министром Николом Пашиняном, правительство и пропагандистская обслуга которого делают всё возможное (а порою и невозможное) для исключения «карабахского вопроса» и даже любого упоминания о нем из актуальной внутриполитической повестки в стране. Очевидным образом, теперь не очереди – сдача тавушских сёл и общая коррекция границы с переваливанием ответственности на «русских», которые теперь, похоже, будут «назначены» виновными за все поражения и трагедии в истории армянского народа, начиная, как минимум, с XIX века…
«Внушительный довесок к уходу РМК из Арцаха – улюлюканье, несущееся из провластных медиа Армении, и гробовое молчание властных структур, – подмечает телеграм-канал Товарищ генерал. – А между тем российские военные более полугода были единственной ниточкой, которые могли бы связать Армению с оставленной армянами землей. Ведь армянская власть пока ещё не дошла до того градуса сожжения мостов, чтобы официально прекратить контакты с Кремлем и российским Минобороны. Пашиняну вполне по силам было и после массового исхода армян из Арцаха наладить взаимодействие с РМК. Практических резонов имелось хоть отбавляй – от судьбы оставленного имущества до сохранности святынь. Но власти Армении решили, что всё это гораздо менее важный вопрос, чем конструирование мифа о «предательстве» со стороны России и ее миротворцев», в то время как «ни одной официальной претензии к РФ и её военным Пашинян не предъявил».
Случайно или нет, но одновременно с появлением кадров выдвигающихся в сторону границы с Россией в Дагестане колонн российских военных, бакинское издание Caliber.az опубликовало «сенсационные подробности» недавних переговоров в Брюсселе, предполагающие значительную интенсификацию сотрудничества между правительством Пашиняна, Соединёнными Штатами и Европейским Союзом, вплоть до заключения за закрытыми дверями некоего «военного пакта».
Было ли втихаря что-либо подписано, и если да, то что именно – пока доподлинно неизвестно (возможно, в распоряжение азербайджанского издания попал некий промежуточный вариант планируемого к подписанию документа). Во всяком случае, в Москве ожидают от армянских партнёров реакции на сведения о договоренностях в Брюсселе в военно-политической сфере. «Ранее в Ереване публично заявляли, что развитие сотрудничества со странами Запада не направлено против третьих стран. Россия, учитывая совокупность этих факторов, ожидает от армянских властей четкой реакции на появившиеся сведения, а, в идеале, их дезавуирование. В любом случае, слово за официальным Ереваном», – заявила официальный представитель МИД РФ Мария Захарова, добавив, что в России не будут удивлены, если планы по замене российской военной базы и российских пограничников на американских и европейских специалистов окажутся реальностью. Не вызовет удивление также расширение «американцами и ЕС-вцами подрывной работы на границе Армении против Азербайджана и Ирана», а также переориентация критически важной инфраструктуры и энергосистемы Армении с прекращением работы Мецаморской АЭС, что навязывалось Еревану в ходе встречи на высоком уровне в Брюсселе 5 апреля. При этом Россия готова и далее предоставлять электроэнергию Армении, в которой 30% генерирующих мощностей приходится на Армянскую атомную электростанцию.
Разумеется, давно ожидавшееся сворачивание российского присутствия в Карабахе не означает выхода России из кавказских геополитических раскладов, однако едва ли они будут принимать благоприятный оборот.