ЧЕЧНЯ. Красотой природы, ее богатством привлекает приезжающих с. Ведено и его окрестности. Плененные таким видом, но сразу обращают они внимание на полуразвалившиеся и полностью разрушившиеся стены старых крепостей в селах Ведено и Дышне-Ведено. А ведь они свидетели многих исторических событий коими широко известен этот горный край. Немногие, наверное, знают, что в крепости Шамиля прожили целых восемь месяцев пленницы имама: княгиня жена Давида Чавчавадзе с сестрой Орбелиани - дочери царевича грузинского, внучки последнего венчанного государя Грузии с детьми и гувернанткой француженкой мадам Дюпре, прислугой и всеми приближенными. Они были взяты в плен мюридами Шамиля летом 1854 года в поместье Цинандали.
В крепости «Ведени», так ее назвали русские, в свое время работали литейный и оружейный заводы, где отливались пушки, изготавливались шашки, винтовки. Были здесь также кузнечные, слесарные, швейные мастерские, цех по производству пороха, склады для хранения оружия и боеприпасов. На территории крепости находилась и тюрьма, т. е. помещение для пленных.
Но княгини с прислугой и детьми содержались в специально отведенном помещении. Имам, видимо, не раз имел личные беседы с пленницами. Свидетельством тому служит рисунок княгини Чавчавадзе «Портрет Шамиля». Имам нарисован в профиль, черты лица переданы выразительно и точно. Только чисто женская фантазия или кокетство рисующей «заставили» имама одеть башкирскую шапку-тюрбан с русским крестом наверху.
В крепости бывал и знаменитый немецкий художник Т. Горшельт. Он в своих полотнах «Движение отряда генерала Евдокимова через горы к аулу Ведени», «Осада аула Ведени в 1859 году», «Падение аула Ведени в 1859 году» передал весь колорит разыгравшейся драмы вокруг крепости на ее подступах.
Ведено как столица имамата перестала существовать к исходу дня 1-го апреля 1859 года. Новым хозяином крепости стал главнокомандующий левым крылом Кавказской линии генерал Евдокимов. С этой минуты история Ведено неразрывно связана с Россией.
Вот как описаны предшествовавшие этому события в исторической повести «Газават», изданной в Москве в начале нашего столетия: «Ночью около аула показалась конница Евдокимова. За нею спешила артиллерия и пехота. Пушечные залпы не замедлили загреметь над резиденцией имама...Горцы мужественно защищали гнездо своего вождя. Но когда одна сакля за другую разрушалась от силы разрывающихся ядер и бомб и каждую минуту осаждающие готовы были броситься на штурм, ближайшие наибы убедили Шамиля выехать с семьей из аула.... Генерал Евдокимов между тем довел траншеи до самых стен Ведени и поутру I го апреля 1859 года стал громить столицу имама бесконечными залпами. К вечеру стены не выдержали и рухнули, русские ворвались в аул, но там уже не оказалось ни одного горца...».
В 1809 году царь Александр 11-ой изъявил желание посетить новые владения, в том числе и бывшую столицу имама. Но дальше Серьжень юрта он не проследовал. Путешествуя по Кавказу в 1899 году, в крепости провел несколько дней великий русский ученый почвовед В.В.Докучаев, чьи записи могли бы рассказать нам о многом. Но, пожалуй, самые яркие страницы истории села Ведено, связаны с легендарными личностями; народным героем Зелимханом и героем гражданской войны, железным рыцарем революции Мазлаком Ушаевым.
По данным ЦГАОР СССР, партархива Чечено-Ингушского обкома КПСС и сохранившимся документам - Муса Газиев, мой отец, предстает перед нами как активный участник становления и упрочения Советской власти в Чечне, В I920 году его приняли в члены ВКП (б),в 1925 году он секретарь партячейки, к тому времени он уже окончил учебу в Коммунистическом университете трудящихся Востока в г. Москве. Принимал участие в похоронах В.И. Ленина. Трагичным для него оказался период культа личности, в 1937 году был репрессирован. Впереди долгие годы до политической реабилитации, о которой ему так и не суждено было узнать.
Заглядывая в будущее, мне видится село Ведено, как уголок, куда приходят туристы из многих городов нашей страны, ведь в нашем районе находится и жемчужина Северного Кавказа уникальное озеро Кезеной-ам. Нам необходимо возродить крепость «Ведени», во всяком случае, хотя бы то, что мы еще в силах восстановить. Здесь должен быть исторический музей. Каждый из нас должен внести свой вклад в восстановление истории села Ведено.
Р. ГАЗИЕВ. Житель с. Элистанжи ОТ РЕДАКЦИИ. Многие пишущие в редакцию газеты, крепость с. Ведено называют крепостью Шамиля. Это не так. Крепость Шамиля стояла на южной окраине левобережной части с. Дышне-Ведено, почти у подножья горы. В то время в официальных документах села Ведено и Дышне-Ведено не разделялись, а назывались одним словом «Ведени». А сохранившаяся до сих пор крепость с. Ведено построена царскими войсками после падения Шамиля.