ЧЕЧНЯ. В истории нашего народа много примеров доблестного и верного служения высокому долгу, которое наши предки демонстрировали из поколения в поколение во многих странах.
В последнее время в читательской среде значительно возрос интерес к публикуемым в печатных изданиях и электронных СМИ научным, публицистическим и другим материалам, работам исторического плана, рассказывающим об историческом прошлом нашего народа и его ярких представителях, оставивших заметный след в отечественной истории, особенно в части, касающейся судьбоносного для народов периода – второй половины XIX и начала ХХ вв. Вполне заслуженно привлекают также внимание ярчайшие героические личности этой эпохи.
Упомянутый период в истории народов Северного Кавказа имеет множество составляющих, заслуживает особого внимания исследователей и, соответственно, сохраняет актуальность. В связи с этим представляется важным основываться на точном и взвешенном анализе и осмысленно подходить к толкованию и осмыслению сложных процессов, сопровождавшихся разными кровопролитными войнами, и в какой-то степени повлиявших негативным образом на развитие межнациональных отношений.
При этом следует помнить, что Северный Кавказ на протяжении многих веков притягивал к себе внимание правителей ряда государств, мечтавших подчинить своему контролю этот благодатный край. Все они старались привлечь горцев на свою сторону, используя для этого в том числе и религиозный фактор.
Как известно, на период с начала 20-х и до 50-х годов XIX века пришелся самый интенсивный этап в национально-освободительном движении кавказских народов. И здесь важно помнить, что отношение наших предков и их национальных лидеров к восприятию происходящих событий могло меняться соответственно складывающимся обстоятельствам в той или иной период военных действий.
По моим наблюдениям, понимание необходимости учета этих составляющих у большинства представителей национальной интеллигенции, в той или иной степени влияющих на формирование духовного сознания молодежи, прослеживается определенная научная добросовестность и профессиональная ответственность.
Вместе с тем с сожалением приходится констатировать, что отдельные авторы достаточно легковесны в оценках событий и личностей, вступают в противоречие с действительной исторической памятью, и не всегда точны в своих выводах, что может негативно сказаться и на формирование правильного мировоззрения у сограждан.
Для большинства исследователей и историков неоспоримым остается тот факт, что наши предки были и остаются достойными и надежными друзьями (кунаками), смелыми и отважными воинами, для которых превыше всего были такие понятия, как благородство, честь, верность клятве и данному слову. Эти качества с детства прививали в кавказских семьях и становились мерилом оценки отдельных личностей, тайпа и рода. Именно исходя из этих критериев, представители нашего народа во все времена пользовались и пользуются огромным авторитетом у всех народов, а также у монархов и руководителей многих государств.
Поэтому не удивительно, что многие царственные особы, особенно на Востоке, привлекали и привлекают их для обеспечения собственной безопасности.
В истории нашего народа много примеров доблестного и верного служения высокому долгу, которое наши предки демонстрировали из поколения в поколение во многих странах. Особое место в этом перечне, конечно, занимает Россия. В числе тех, кто в разные исторические периоды верно и преданно служил России, можем назвать и Александра Чеченского, известного своей храбростью в войнах России с наполеоновской Францией; и генерала царской армии, участника Венгерского похода, героя Крымской (1854-1855 гг.) и Русско-турецкой (1877-1878 гг.) войн Орцу Чермоева, командовавшего Чеченским конно-иррегулярным полком; генерала Эрисхана Алиева, командовавшего артиллерией II-го Сибирского корпуса в Русско-японской войне и IV Армейским корпусом в Первой мировой войне. И это неполный перечень наших славных героев тех времен.
Следует также отметить, что в конце XIX – начале ХХ вв. на Кавказе сложилось уже несколько десятков российских офицерских династий из числа разных народов, в том числе и чеченского. Эти люди внесли достойный вклад в борьбу за защиту свободы, независимости и территориальной целостности российского государства. Мы заслуженно чтим и гордимся ими, на их примерах воспитываем подрастающие поколения.
Сегодня хочу поделиться информацией о родоначальнике одной из чеченских офицерских династий, известном российском офицере Чомаке Ойшиеве (1812–1893) из аула Хашти-Мохк, представителе рода Оккхи-некъе тайпа гордалой. На примере его семьи постараюсь показать, через какую сложную и тяжелую жизнь прошли наши предки, сколько перенесли лишений, прежде чем принять соответствующие, важные не только для себя, решения.
Согласно архивным документам, которые скрупулёзно собрали и тщательно хранят потомки Чомака Ойшиева, а также по воспоминаниям старожилов и родных, у представителя этого рода Дуркхин Абкаран Iумаран (Умар) по мужской линии было два наследника: старший ГIойша и младший Iойша (Ойша). Жили они в ХIХ веке, и, соответственно, жизненный путь семьи был сложным и тернистым. Из поколения в поколение испытали на себе все свойственные эпохе лишения и тяготы жизни, принимали участие в боях. В частности братья Ойши и ГIойши участвовали в национально -освободительных движениях горцев, в том числе под руководством первого имама Чечни и Северного Кавказа шейха Мансура. После того, как шейх Мансур был пленен, и начались репрессии против участников противостояния, согласно решению семейного совета часть родственников, в том числе ГIойша, отправились мухаджирами в Османскую империю, где их следы теряются, а Ойша остался в родовом селении Гордали с целью сохранить домашний очаг.
Именно от Ойши (1750–1830) и берет начало фамилия Ойшиевы. Жил он в центре села Гордали, был состоятельным для своего времени человеком, преуспевающим коннозаводчиком и наездником, состоял в гордалинской конной дружине. Интересовался также общественной и политической жизнью. Будучи активным членом Мехк-Кхел (Совета страны), участвовал в дипломатических встречах и переговорах с представителями российской и других сторон. Принимал участие и в национально-освободительном движении горцев под предвадительством духовных лидеров. Умер Ойша в 1830 году, похоронен на старинном кладбище у селения Гордали Ножай-Юртовского района.
Ойша имел троих сыновей: Акбар (1785–1852), Хьац (1787–1870) и Чомак (Чуомакх) (1812–1893), судьба которых сложилась по-разному.
Старший Акбар был членом Мехк-Кхела, после – мюридом имама Шамиля, умер в 1852 году.
А вот жизненный путь младшего его сына Чомака (Чуомакх) – основателя семейной династии офицеров, был наиболее сложным и интересным. Он, как и многие его чеченские ровесники на тот период, принимал активное участие в национально-освободительной борьбе, в том числе под руководством имама Шамиля. В период с 1834 по 1859 гг. состоял на должностях мазуна (араб. – сотенный командир), заместителя наиба и наибом в имамате. Но, как известно, после продолжительного противостояния 25 августа 1859 г. имам Шамиль сдался в плен, и регион полностью был включен в состав Российской империи. Соответственно, для народа и его лидеров настал очень сложный, тяжелый и болезненный период выбора будущего.
На первоочередном плане стоял, конечно, наиболее важный вопрос о выживании усталого и изможденного войнами народа. Ведь населенные пункты Чечни, особенно ее горные районы, после продолжительных войн были сильно разрушены и лежали в руинах.
Особо актуальным для российской стороны становится интегрирование горцев в общественное и государственное пространство империи, в систему государственного управления и общественную жизнь страны, то есть эффективного задействования горцев в задачах, общезначимых для всех народов государства. В этих целях проводилась и работа по созданию отдельных национальных формирований из представителей народов Северного Кавказа. Привлечение горцев на военную службу носило самые разнообразные формы, одним из направлений которых становится подготовка из горской знати офицерских кадров, в том числе для местной милицейской службы и национальных воинских частей в составе российской армии.
В этой ситуации было объявлено, что в рамках мероприятий в честь окончания войны для встречи с жителями Ичкерийского округа и обнародования от имени императора России Александра II «Прокламации к чеченскому народу» приезжает главнокомандующий Кавказской армией, наместник Кавказа генерал-фельдмаршал князь А.И. Барятинский.
Как писал в статье «Ойшиевы» в газете «Гумс» Умар-Али Аткаев: «На этой встрече были участники только что отгремевшей Кавказской войны, бывшие наибы и мюриды имама Шамиля: Талхиг, Эски, Эдил, Дуба, Умалат, представители Мехк-Кхела, мусульманские богословы и шейхи Кунта-Хаджи Кишиев, ГIеза-Хьаьжи Зандакский и другие. В числе приглашенных на встречу был и Чомак Ойшиев, который в ходе общения произвел благоприятное впечатление на наместника царя на Кавказе.
После этой встречи в адрес Чомака Ойшиева от российской стороны поступило предложение о службе в российской армии, которое, согласно воспоминаниям родных, близких и старожилов, было принято не сразу, и не от страха и испуга. По имеющимся воспоминаниям, Чомак был смелым, сильным, волевым и мудрым человеком, который прошел через сражения и войны, потерял родных и близких, многое видел и понимал, мог объективно оценить ситуацию и принять взвешенное решение.
Перед принятием сложного для себя решения о переходе на службу России он внимательно изучил упомянутую прокламацию императора к чеченскому народу, вник в ее содержание. Ему импонировало, что ее пункты содержат обязательства, связанные в том числе с предоставляемой свободой сохранять и исповедовать свою веру, соблюдать традиции и обычаи, обязательства. Кроме того, он осознал и принял во внимание факт, что продолжение противостояния губительно для его народа.
Еще в 1837 году, когда Кавказская война была в полном разгаре, император Николай II в письме к генералу А.Х. Бенкендорфу писал: «…Мне вовсе не нужна победа, а нужно спокойствие на Кавказе, и для интересов России надо приголубить горцев и привязать их к русской державе».
В конечном итоге, после долгих и глубоких раздумий, Чомак Ойшиев принял поступившее предложение и в 1860 г. перешел на службу Российской империи. В дальнейшем Чомак был известным в свое время царским офицером и основателем целой семейной династии чеченских офицеров, верой и правдой служивших российскому государству на всех этапах его истории.
Службу Чомак проходил на разных должностях, в том числе: наибом (начальником) Даргинского, а затем и Веденского участка Ичкерийского округа Терской области (1860–1871 гг.); со 2 мая 1871 г. по 29 марта 1878 г. – командиром 3-й сотни Терской постоянной милиции. На всех этапах службы честно и достойно выполнял свой офицерский долг, дослужился до поручика и ушел в отставку по выслуге лет со всеми почестями, имея полный военный пенсион. За период службы многократно поощрялся как лично императором России Александром II, так и руководством страны. Был кавалером золотой и серебряной медалей «За усердие» – обе на Аннинской ленте; за отличие по службе 28 января 1862г. награжден серебряной медалью с надписью «За усердие» на Станиславской ленте, а 18 апреля 1865 г. удостоен золотой медали «За усердие» на Станиславской ленте для ношения в петлице, награжден также золотой именной шашкой с надписью «За храбрость». Кроме того, 4 августа 1870 г. его Величество Государь Император Александр Николаевич (Александр II) за отличную и полезную службу вознаградил Чомака Ойшиева дачей в 210 десятин и 240 саженей (305 гектаров) на вечное и потомственное владение.
Скончался Чомак Ойшиев в 1893 году. Похоронен в селении Гордали.
За период службы Чомака Ойшиева российскому государству вместе с ним достойно служили царю и отечеству (1860–1917) его сыновья и потомки, в числе которых были:
- сын Чумаков (Чомаков) Ахматука (1843–1878), служил в конвое начальника Терской области и в собственном конвое Его Императорского Величества Александра Николаевича Романова (Александра II), офицер, переводчик, командир.
- Сын Чумаков (Чомаков) Болатука (1854–1880), служил в конвое начальника Терской области и Кавказского корпусного командира
- Лорис-Меликова.
- Сын Чумаков (Чомаков) Тепсу (1864–1931), правительственный старшина в чине урядника.
- Сын Чумаков (Чомаков) Денилхан (1870–1937), писарь, переводчик, казначей, офицер, подполковник.
- Внук Чумаков (Чомаков) Шапатука Алтукаевич (1857–1897), всадник Чеченского конно-иррегулярного полка 1877-1878 гг.
- Внук Чумаков (Чомаков) Байсурка (Цанци) Музаевич (1870–1937), писарь, переводчик, командир, правительственный старшина в чине урядника.
- Внук Ахматукаев (Чомаков) Гайтука (1867–1944), выпускник кадетского корпуса. Правительственный старшина в чине старшего урядника.
- Внук Чумаков (Чомаков) Гайсурка Музаевич, (1867–1930), стражник.
- Внук Музаев (Чомаков) Кунай (Куни) (1871–1932), старший стражник.
- Правнук Гайтукаев (Чомаков) Жандар (1886–1957), правительственный старшина в чине урядника, переводчик.
Отмечу, что Чомак и его потомки не изменили своему выбору и принятым обязательствам, вместе со всеми народами России прошли через всю ее сложную и тяжелую историю, честно выполняя свой офицерский и гражданский долг.
Судьба их после революции складывалась по-разному. Часть представителей династии, как и многие другие российские офицеры, революцию не приняли. Верным клятве, данному царю и Отечеству, остался и его сын подполковник Денилхан Чомаков, который в годы гражданской войны в должности командира полка деникинской армии принимал активное участие в борьбе против советской власти, искренне веря в правоту своего решения.
Родился Денилхан в высокогорном селе Хашти-Мохк Веденского округа в 1870 году. Был грамотным молодым интеллигентом своего времени, обучался в единственной на всю Чечню Горской школе в городе Грозном, где проявил исключительные способности и усердие. В 1888 г. поступил и успешно закончил Реальное училище в городе Владикавказе. В совершенстве владел русской и арабской письменностью. Отлично служил, до революции 1917 г. выполнял разные военные должностные обязанности при Веденском и Грозненском округах. За усердие в службе неоднократно поощрялся руководством страны . Был кавалером золотых и серебряных медалей, в том числе 26 мая 1900 г. и 18 июня 1905 г. награжден серебряными медалями для ношения на груди на Станиславской ленте, 6 мая 1909 г. – золотой медалью «За усердие» для ношения на груди на Анненской ленте, 6 декабря 1912 г. – серебряной медалью «За усердие» для ношения на груди на Владимирской ленте, 15 февраля 1914 г. – серебряной медалью «За усердие» для ношения на груди на Александровской ленте и 16 мая 1916 г. – серебряной медалью «За усердие» для ношения на груди на Анненской ленте.
Как следует из воспоминаний старожилов, а также согласно архивным источникам, Денилхан Чумаков был преданным патриотом своего народа и достойным офицером, свято соблюдал и выполнял заветы предков о верности данному слову, клятве офицера и принятым обязательствам о честном и беззаветном служении Отечеству.
Потомки Чомака Ойшиева и в наши дни остаются верными выбору своего предка, соблюдают традиции большой семьи честно выполнять долг, верно и преданно служить России. Подтвердили это в том числе и в наиболее тяжелый период борьбы с международным терроризмом и экстремизмом на территории Чеченской Республики.
Правнук Чомака Ойшиева капитан полиции Кори Ломович Тепсуев принимал активное участие в контртеррористических мероприятиях, был тяжело ранен 18 ноября 2001 г. Погиб при проведении в Гудермесском районе очередных специальных мероприятий по выявлению и задержанию участников незаконных вооруженных формирований.
Как следует из личного дела, за период прохождения службы Кори Ломович зарекомендовал себя как высокопрофессиональный, ответственный и дисциплинированный сотрудник. Пользовался непререкаемым авторитетом и уважением среди личного состава. За мужество и героизм, проявленные при выполнении служебного долга, Указом Президента Российской Федерации награжден орденом Мужества (от 27 января 2003 г. № 83).
Имя Кори Ломовича Тепсуева присвоено средней общеобразовательной школе №1 села Нижний Нойбер, увековечено также в названиях улиц в городе Гудермесе и селе Нижнем Нойбере.
Пошли по стопам отца и достойно служат в органах внутренних дел Российской Федерации сыновья Тепсуева: подполковник полиции Майрали Кориевич, заместитель начальника полиции УВД по г. Грозный МВД России по Чеченской Республике, и капитан полиции Турпал-Али Кориевич, оперуполномоченный по расследованию убийств и особо тяжких преступлений уголовного розыска УВД по г. Казани МВД России по Республике Татарстан.
Достойно служил в МВД России по Чеченской Республике и ушел на пенсию майор полиции Денилханов Косум Ибрагимович, продолжает службу в российской полиции его сын майор полиции Денилханов Бибулат.
В завершение хочу отметить, что основатель офицерской династии Чомак Ойшиев остался в памяти как яркий представитель своего народа, как офицер, верный воинскому долгу и воинской присяге. Прослеживая хронологию жизни и деятельности нескольких поколений потомков Чомака Ойшиева и отдавая должное памяти тех из них, которые состояли в славной когорте их благородий, вспоминаются строки А.С.Пушкина: «Гордиться славою своих предков не только можно, но и должно, неуважение оное – есть постыдное малодушие».
Жовзан ЗАЙНАЛАБДИЕВА, кандидат исторических наук
Подготовила к печати Таиса АМАЕВА
checheninfo.ru