ДАЙДЖЕСТ: |
Индарби Бызов историей своего народастал увлекаться еще в школьные годы, когда заметил разницу между тем, что слышал о своем народе из уст стариков и тем, что официально преподносилось советской историографией. Со временем простое увлечение переросло в серьезное занятие наукой.
Равнина
С III в. до н. э. гегемония в степях Восточной Европы перешла от скифов к сарматским племенам, которые, как и их предшественники, были носителями иранских языков. Контакты сарматов с кавказцами прослеживаются уже с VI-V вв. до н. э. Но отношения эти были нестабильными, ввиду отдалeнности основных мест обитания кочевников. Курганы сарматов, относящиеся к V в. до н. э., обнаружены у села Гойты, на окраине станицы Червлeной и в др. местах. Многочисленны находки каменных изваяний, которые ставились скифами и сарматами на курганах как надгробные памятники. Основная их масса приходится на долину реки Аксай, уходя глубоко в горы.
Победив скифов, сарматы обрушили свой удар на соседние племена и государства. Так как скифы, более сплочeнные в военном отношении, чем горские племена, могли на первых порах оказать более-менее сильный отпор, то основной удар сарматов пришeлся на южные области — Кавказ и Предкавказье. Не избежали встречи с новыми пришельцами и обитатели Северо-восточного Кавказа — предки вайнахов.
Примерно с V в. до н. э. наблюдается инфильтрация сарматского этнического компонента в среду племeн, расположенных в междуречье Терека и Сунжи, а также в более южные районы (Мескер-Юрт). Судя по археологическим материалам, это проникновение не носило характера завоевания с поголовным истреблением коренного населения.
Нагорная полоса
Предки ингушей и чеченцев, жившие в горной местности известны нам под названием дзурдзуков или дурдзуков. К моменту столкновения с сарматами они становятся внушительной боевой силой, поддержки которой ищут правители молодого и крепнув-шего Грузинского царства. По исследованиям грузинских историков, предки вайнахов и родственные им дагестанские племена в тот период занимали территорию Кахетии. Уже позднее они были ассимилированы грузино-язычными племенами. (Меликишвили Г. А. «К истории древней Грузии».)
У дзурдзуков находит приют царь Картли, Саурмаг, изгнанный своими подчинeнными. «Бежал Саурмаг с матерью и пришeл в страну дурдзуков к брату своей матери». Здесь, в горах Чечни, он, сам дзурдзук по матери, собирает довольно сильное войско и возвращает с его помощью престол. «И никто не оказался в силах противостоять» — гласит летопись. За помощь, оказанную ему, Саурмаг передаeт своим новым союзникам обширный участок земель, раскинувшийся от Сванетии до Дагестана, где поселилась большая часть пришедших с ним горцев-вайнахов. Так передаeт летописец это: «…посадил в Мтиулети, от Дидоэти до Эгриси, которая есть Сванети…».
В конце III — начале II вв. до н.э. отношения между горными вайнахскими племенами и Картлийским царством ухудшились. Произошел ряд военных столкновений, в результате которых Грузия была вынуждена запереть горные перевалы системой укреплений.
Этнические процессы на плоскости и в горах
Иная картина наблюдается на плоскости, где аборигенное население известно под названием гаргареи, что можно перевести с чеченского как «близкие, родственные». Скорее всего, это не племенное название, а обобщающий термин, наподобие современного «вайнах», определяющий степень родства местного населения, в противоположность чужакам — скифам и сарматам. Об отношении туземцев к пришельцам красноречиво говорит одна лексема чеченского языка: у вайнахов племенное название сарматов превратилось в нарицательный термин цIаьрмата — уродливый, неряшливый. Есть этот термин и в грузинском языке, где он переводится как «язычник». Вполне справедливо, ведь даже античные авторы, описывая кочевников, подчeркивали их безобразность и нечистоплотный образ жизни. И вплоть до недавнего времени кочевой образ жизни сопровождался пренебрежением элементарных средств гигиены, а монголы вообще не мылись, в нашем понимании этого слова.
На плоскости местный этнический компонент был вовлечeн в сферу влияния более сильных и сплочeнных сармат. Среди находок, принадлежащих явно местному населению, в большом количестве встречаются предметы материальной культуры, неизвестной ранее на Кавказе. Равнины были открыты для проникновения кочевавших в степях Предкавказья ирано-язычных кочевников, процесс оседания которых на территории Северного Кавказа начался ещe в скифскую эпоху.
Однако изменения, произошедшие в материальной культуре населения горных районов, являются хронологическими и не свидетельствуют о проникновении сюда новых этнических групп с севера. Наоборот, все данные материалы показывают о непрерывном сохранении в горах древнего, населения, законсервировавшегося в условиях относительной изоляции от внешнего мира. Только с I в. н. э. наблюдается укрепление и расширение связей местных племeн с европейской цивилизацией.
Юго-восточная Чечня
Население юго-восточной части Чечни напрямую связано с потомками племeн Каякентско-Харачоевской археологической культуры. Древние авторы называют в горах Чечни племена содов и аккисов, которые созвучны названиям современных чеченских тейпов Садой и Аьккхий. Первые, по сохранившимся преданиям, были некогда большим и сильным племенем, занимавшим всю восточную часть нагорной Чечни от Чаберлоя на юге и до предгорий междуречья Джалки и Хулхулау на севере.
Близость, а порой идентичность предметов материальной и духовной культуры Чечни и Дагестана ставит вполне закономерный вывод об этническом родстве населения обоих регионов и отнесении его к Восточно-кавказской (нахско-дагестанской) языковой общности.
Итак, к концу III в. на территории Чечни сложилась сложная этническая ситуация. На юго-западе, в горах, обитали прямые потомки кобанских племeн — дзурдзуки, сохранившие свой язык и культур. На востоке, на территории от Аргуна и до Дагестана, жило население, родственное, как кобанцам, так и дагестанским народам — аварцам и андийцам. Об этом говорят могильники, обнаруженные в Ичкерии (Яман-Су, Булан-Су, Гудермес, Галайты, Лехкч-Корт), имеющие традиционную близость к древностям Дагестана. На севере — в равнинной и предгорной зоне, жило смешанное кавказско-аланское население, сохранившее многие черты материальной и бытовой культуры кавказцев, но утратившее свой язык и перенявшее язык пришельцев.
Индарби БЫЗОВ
АБХАЗИЯ. Абхазия оплатила электричество из России до 22 ноября
Посол РА подарил Университету Патры литературу о культуре и истории Армении
Бельгийские политические деятели требуют от Баку освободить армянских пленных
ГРУЗИЯ. В Ташкенте заработало представительство крупного китайского банка
ГРУЗИЯ. Оппозиционный протест перекроет площадь Героев в Тбилиси
Армения официально стала 104-м полноправным членом Международного солнечного альянса