ДАЙДЖЕСТ: |
Ущелья наши так давно были домом для наших дедов, что если бы все наши предки смогли подняться, то на том клочке земли, где сидишь ты, встала бы тысяча человек, носивших прежде твоe имя. Горское предание.
Каякентско -харачойская культура
Одной из древнейших культур Северо-восточного Кавказа является т. н. Каякентско-харачоевская культура. Начало еe сложения относится к середине II тысячелетия до н. э. Область распространения культуры охватывала территорию Дагестана и юго-восточной Чечни.
Ущелья наши так давно были домом для наших дедов, что если бы все наши предки смогли подняться, то на том клочке земли, где сидишь ты, встала бы тысяча человек, носивших прежде твоe имя. Горское предание.
На западе своего ареала, в междуречье Аргуна и Аксая, эта культура сталкивается и смешивается с одновременной и родственной ей Кобанской культурой, образуя локальный переходный вариант с преобладанием кобанских черт в материальной и каякентско-харачоевских черт в духовной культуре.
Поселения Каякентско-харачоевской культуры располагались в естественно — защищeнных местах. В случае особой необходимости они обносились дополнительными оборонительными сооружениями — валами и каменными стенами.Почти повсеместно получает распространение новый погребальный обряд в каменных ящиках, сменивший старый, склеповый. Стенки захоронения состоят из цельных плит плохо обработанного камня, реже, продольные стенки составлены из двух плит. Характерно, что в качестве компонентов облицовки стен могилы использовались иногда скифо-образные надгробные памятники-стелы, с изображениями воинов (Галайты). Подобные надгробные изваяния известны из находок в Бети-Мохк, Замни-Юрт и Мескеты, расположенных, как и Галайты, в бассейне реки Аксай, имеющей выход к Прикаспийской низменности. Стелы могут быть отнесены к VI в. до н. э. и были созданы не самими скифами, а местным населением, знакомым со скифским искусством. Сверху захоронение покрывалось каменной плитой и засыпалось землeй. Под влиянием соседней Кобанской культуры в начале I тыс. до н. э. появляются захоронения в грунтовых ямах. Под влиянием кочевников возникает обряд захоронения с конeм. Тело покойника клали в скорченном положении.
Земледелие и скотоводство составляли основу хозяйственной деятельности племeн Каякентско-харачоевской культуры. В хозяйстве возрастает удельный вес коневодства.Характерной чертой искусства Каякентско-Харачоевской культуры являются находки реалистических и стилизованных фигурок изображающих людей и животных. Таковы «побратимы» — парная статуэтка из Шали, мужская фигура в шлеме, завершeнном петушиным гребнем, фигура воина в приталенной одежде, с головой тура за плечами. Подобные миниатюрки часто сопровождаются изображениями животных — козлов, коней, туров и др.
Предполагается, что вся подобная пластика происходит из святилищ. Она служила предметом поклонения и была связана с различными культами войны и плодородия. Отношения с кочевыми скифскими племенами носили эпизодический характер и представлены единичными находками. Говорить о культурном или политическом влиянии ирано-язычных кочевников даже не приходится. Сейчас у.большинства учeных не вызывает сомнения, что каякентско-харачоевская культураоставлена предками народов, говорящих на нахско-дагестанских языках, к которым относятся современные аварцы, лакцы, даргинцы, табасаранцы, чеченцы, ингуши и др. народы северо-восточного Кавказа.
В начале XII в. до н. э. из Закавказья, через территорию современной Северной и Южной Осетии, на Северный Кавказ проникли племена так называемой Кобанской культуры, названной так, по находкам у осетинского селения Кобань. С территории Северной Осетии носители этой культуры стали распространяться на запад — в пределы современной Кабардино-Балкарии и Карачаево-Черкесии, и, в конце II тыс. до н. э., на восток — на территорию нынешней Чечни.
Как непосредственный предок чеченского народа, Восточный вариант нас интересует больше, чем все прочие, а потому, именно ему мы посвятим основную часть главы.Восточный вариант Кобанской культуры занимал главным образом северо-восточную часть Кавказа: бассейн реки Сунжи и среднее течение Терека. На юге граница ареала проходила по верховьям рек Шаро-Аргуна и Чанти-Аргуна и по северным отрогам Пастбищного и Андийского хребтов. Западная граница фиксируется в междуречье Ассы и Терека, а восточная — по бассейну р. Аксай, захватывая частично еe правый берег. Здесь, на востоке, на стыке с Дагестаном, кобанские племена вступают во взаимодействие с племенами родственной им Каякентско-харачоевской культуры, образуя переходный, смешанный вариант двух культур.
Захоронения совершены в скорченной позе на левом или правом боку безразлично к полу погребeнного, с прижатыми к груди руками. Весьма незначительное число детских погребений объясняется тем, что иногда детей хоронили непосредственно на поселениях.
Тело покойника осыпали углями, а иногда угли помещали в специальную курильницу и ставили около головы покойника.
Отличительной чертой некоторых могильников были захоронения всадников VIII в. до н. э. с взнузданным конeм (Сержень-Юрт, Зандак). Чаще в могиле находился целый остов коня, но иногда лишь отдельные кости.
Вооружение кобанцев довольно разнообразно. Боевые топоры были бронзовые покрытые орнаментом и дважды изогнутые, либо прямо-обушные, иногда украшенные изображением зверя. Характерным оружием и символом социального отличия была булава с каменным, роговым или бронзовым навершием. Наконечники копий втульчатые, иногда покрытые гравировкой. Заметное место занимали наконечники копий кахетинского и трансильванского типов. В середине VIII — сер. VII вв. до н. э. бронзовые наконечники копий сменились железными длинновтульчатыми. Но самым популярным оружием был кинжал. Кинжалы были самые разнообразные — от простых бронзовых плоских клинков подтреугольной формы до бронзово-железных кинжалов, с грибовидными навершиями. Последний тип кинжала дожил до нашего времени, претерпев незначительную трансформацию.О раннем знакомстве населения с верховой ездой свидетельствуют обнаруженные находки конского снаряжения.
С середины VII в. до н. э. в культуре кобанцев произошли значительные перемены. Они обусловлены были рядом причин, как экономического, так и политического характера. Среди первых самой главной является прочное освоение кавказскими племенами железа. Железо перестало быть драгоценностью. Началось массовое производство железного оружия и орудий труда. Из причин политического характера, со второй половины VII в. до н. э., выступают события, связанные с переднеазиатскими походами и возвращением из них скифов.
Период войн и набегов прекратился к середине VI в. до н. э. К тому времени, обе стороны поняли необходимость мирного сосуществования. Горцам нужны были равнинные земли, для сезонных перекочeвок скота, скифы нуждались в продуктах труда местных мастеров и ремесленников, а так же, в беспрепятственном пути через горные проходы в Закавказские страны, контролируемые аборигенами. Именно с этого периода возрастает количество известных памятников Кобанской культуры, а часть населения возвращается с гор на равнину, в места своего прежнего обитания.Большинство предметов вооружения уже железные. Из местных типов оружия дальнейшее развитие получили наконечники стрел - площики, боевые топоры, копья и кинжалы. Вместе с ними употреблялось оружие скифского образца - мечи акинаки и боевые ножи. Высокого мастерства достигли кобанские ювелиры. Украшения, созданные древними мастерами и сейчас вызывают восхищение и удивление. Многие изделия оригинальны и не имеют прототипов в более ранних формах.
Индарби БЫЗОВ
АДЫГЕЯ. Предпринимателей обеспечат господдержкой в промпарке «Энем»
АРМЕНИЯ. "Армянские авиалинии" продлили остановку полетов до 9 декабря
ИНГУШЕТИЯ. Руководителя Минприроды Ингушетии освободили от занимаемой должности
ИНГУШЕТИЯ. В Ингушетии пройдет выставка дагестанских мастеров