ДАЙДЖЕСТ: |
1. хазары
2. сарматы
3. гунны
4. аланы
Другая часть названия относится к народам, и ныне живущим на Кавказе:
1. апхазы
2. нахчаматяны
3. двалы
4. туши
5. цховаты
6. гудомакарцы
7. дидойцы
8. Леки (лаки)
9. ширваны и другие
Интересны в этом плане названия трех народов:
1. нахчаматяны
2. кусты
3. цховаты
Несомненно, это названия трех нахских народов.
"Нахчаматяны" - чеченцы, "кусты" - кисты, или ингуши, и цховаты — бацбийцы, некогда выселившиеся из района Владикавказа в регион Алазнистави, где образовали поселение под названием Цовата (Горная Тушетия), а затем в Кахетию, где создали село Земо-Алвани. С местностью Цовата, как со своей прародиной, бацбийцы-цовтушины до сих пор не теряют связи. Вместо имени "схаматы", бывшего в тексте греческого оригинала, находит слово "нахчаматяны". Патканов разбил это слово на три части: "на-хча", "мат", "яны" (суффикс множественного числа древнеармянского языка).Рассматривая составные части термина "нахчаматяны", К. П. Патканов считает, что "нахча" соответствует вайнахам. К такому заключению он пришел вследствие того, что чеченцы сами именуют себя "нахчи". Академик И. А. Джавахишвили указывает, что догадка К. П. Патканова должна соответствовать действительности.
Этим самым подтверждается давность данного национального имени. Употребление второй части "мат" — в армянском эквиваленте греческого "хаматон" — "нахчаматяны" очень распространено на Кавказе. Академик И. А. Джавахишвили по этому поводу пишет: "Слово "Матий" в различных фонетических разновидностях является распространенным на всей территории Северного Кавказа и даже южнее, в самой Грузии". Надо полагать, что значение "мат" имеет прямое отношение к вайнахским языкам, в которых слово "мат" означает "язык". Это предположение впервые было высказано в 1922 году Н. Я. Марром. Оно настолько убедительно, что не требует каких-либо доказательств, пишет академик И. А. Джавахишвили.
«Свод странных обычаев» Николая Дамасского и «География» Страбона.
Рассмотрим древние племена жившие на территории современного Кавказа. И попытаемся сравнить их с вайнахами. Анализ архивных материалов, археологических раскопок говорит о том, что чеченцы и ингуши произошли от скифских племен, а точнее, от скифов — одного из древнейших и загадочных народов, обитавших в Северном Причерноморье и на Кавказе. Нравы этого народа, его обычаи, верования, обряды и военные действия очень близки. Скифы никогда и никому не уступают в храбрости, они всегда готовы на совершение великих подвигов, любят заниматься военными делами, отличаются мужеством и силою. При этом они очень справедливы, ценят дружбу. Они сверхсправедливы, отмечает Николай Дамасский в "Своде странных обычаев". Они почитают старших и старших себя считают отцами, младших — сыновьями, а сверстников — братьями. Из них вышел великий философ мира Анахарсис. За честность и мужество скифов воспел Гомер. Скифы питаются только кобыльим молоком, из которого делают сыры, едят и пьют.
С ними трудно бороться, так как они всегда имеют с собою пищу. В рукопашном бою им нет равных. У них неизвестен ни завидующий, ни ненавидящий, ни боящийся благодаря общности жизни и справедливости. У них женщины не менее воинственны, чем мужчины, и в случае надобности воюют вместе с ними. И поэтому их женщины-амазонки чрезвычайно мужественны и дошли походом до Афин и Киликии. Как отмечает Страбон в "Географии", Гомер называет справедливейшими и дивными мужами тех, которые совсем не занимаются торговыми делами или составлением капитала, но всем владеют сообща, кроме мечей и чаш для питья. Скифы были очень прямодушны, совсем бесхитростны и гораздо более других народов умеренны и довольны своим положением. Скифы из всех племен своего времени обладали наиболее благородными качествами, и все другие народы они превосходили справедливостью. О них очень много упоминают поэты.
Гомер, сказавший, что Зевс созерцает и любит землю "доителей кобылиц и справедливейших людей", в этих своих словах он имел в виду скифов и преклонялся перед ними, но не преклонялся перед другими племенами того времени. Отмечая успехи, достигнутые исторической наукой в деле изучения древней истории Чечено-Ингушетии в период после окончания войны до 1957 года, приходится констатировать, что такой важный период, как средневековье, почти совершенно не был затронут научными исследованиями. Мало того, и это следует признать как неопровержимый факт, все воссоздание далекого прошлого вайнахского края сильно страдало от искусственного отрыва древнейших эпох от средневековья. Этот отрицательный для исторической науки факт объяснялся, по мнению многих ученых, полным замалчиванием всего, что было связано с настоящим и прошлым вайнахских народов.
Однако, несмотря на все трудности, ученые, накапливая и анализируя беспристрастные и правдивые археологические источники, вносили ясность в историю развития местного населения с древнейших эпох, изучая историю отдаленных предков нынешних вайнахов, подготавливая тем самым базу для глубокого подхода к проблеме этногенеза коренного населения Чечено-Ингушетии. И здесь нередко упоминают скифов. Одни ученые называют их пришлыми народами, к которым относили также и сарматов, и аланов, и вайнахов, не говоря при этом от кого они произошли, не считали их коренными народами. Затем активно разрабатывалась точка зрения, в соответствии с которой связи между вайнахами и скифами были очень близкими, при этом раскрывалось все богатство их взаимоотношений и связей.
СТАВРОПОЛЬЕ. Больше трети жителей Ставрополья встретят Новый год дома с семьей
КБР. КБР собирается резко нарастить мощности плодоовощехранилищ к 2030 году
СТАВРОПОЛЬЕ. Глава Ставрополья заявил об успешном выполнении дорожного нацпроекта
ИНГУШЕТИЯ. Прокуратура Ингушетии через суд восстановила права ребенка-инвалида на социальную пенсию
ИНГУШЕТИЯ. Одиннадцатилетняя девочка скончалась в больнице после ДТП в Ингушетии
ГРУЗИЯ. Саакашвили призвал оппозицию перестать играть в балеринок в Грузии