ДАЙДЖЕСТ: |
ЧЕЧНЯ. Не взирая на стремления соседних феодалов положить свою руку на вольные чеченские общества, это ни в коей мере не вызывало неприязненных отношений между чеченцами и окружавшими их народами. Отношения эти были тем крепче, чем меньше власть феодалов сказывалась на этих народах.
Начиная с древнейших времен, на Северном Кавказе не стояло земельного вопроса, в современном значении этого слова. Борьба за территорию не носила того ярко выраженного этнического характера, который она приобрела позднее. Иными словами, люди из разных племен и народов селились анклавами на территории своих соседей, как отдельными семьями, так и целыми селениями и обществами, смешивались между собой, подвергаясь ассимиляции или ассимилируя, но ни в коем случае не путем завоевания или насильственного подчинения. Примеров тому достаточно. Так, например, дагестанское селение Ансалта было основано чеченцами. Чеченские общества Кири и Бути возникли на территории занятой андо-цезскими народами. Крупные кумыкские селения Аксай и Костеки также были основаны чеченцами, причем последние основали в Ичкерии (возле совр. Центороя) селение ЧагIанкх. Селились соседние народы и среди чеченцев. Примеров тому множество. Вспомним хотя бы тот факт, что практически в каждом чеченском селении живут потомки дагестанцев, кабардинцев, ногайцев, казаков и др. народов. Многие из этих народов основали в Чечне свои собственные селения, которые впоследствии, в процессе взаимных контактов, подверглись ассимиляции со стороны чеченцев: это - ГIезин-Чу, основанный кабардинцами, Керисте - основанный грузинами, Ишхой-Юрт - основанный аварцами и др.
Процесс мирного сосуществования нарушался с началом периода феодализации или с вхождением какого-либо этноса в состав того или иного феодального владения. Тогда дружественные и соседские отношения омрачались стремлением правящей верхушки к расширению сфер влияния и грабительскими походами, которые вызывали ответные действия.
Тем не менее, даже в подобных условиях народ не отказывал в гостеприимстве простым переселенцам, искавшим в чеченской среде защиты и приюта.
Я не стану идеализировать межэтнические отношения на Северном Кавказе. Военные столкновения происходили, и были они, большей частью, возникшими в глубокой древности трениями из-за территориальных претензий. Но повторяю, не захват чужой земли определял их, а спорность вопроса о принадлежности того или иного места какому-либо обществу. С таким же успехом борьба шла и внутри этнических границ, между представителями одного народа, но различных сельских общин. Союзнические отношения при этом выходили за рамки этнического единства.
Однако политика Шиха натолкнулась на непреодолимую стену в лице родовых отношений чеченцев. Недовольство его подданных, поставленных во враждебные отношения со своими соседями, озлобленность окружающих его обществ и открыто недружественные отношения с шамхалом вызвали к лету 1586 года блокаду Ауха: «от шевкальского и горских людей теснота великая…- передавали царю жалобу Шиха терские воеводы.
В горах и на плоскости восточной Чечни ситуация, тем не менее, еще не означала полной ликвидации Шиха как одного из политических лидеров региона. Уже 20 июля 1587 г. на месте Османова перевоза (терр. г. Грозного) он получает от воевод царское поручение:
«А се такова грамота от государя царя и великого князя Федора Ивановича всея Руси к Окуцкому Шиху князю о пропуске государевых посланников».
Услуги Шиха Москва не забыла. При поддержке терских воевод и 500 казаков он совершает поход к Железным Воротам (так называли еще в XIX в. Ханкальское ущелье) и в предгорную часть Чечни, где «Индили (Энгелик)… и с тем 7 городов взяли». Иными словами, Шиху удается на время подавить враждебные ему чеченские группировки. А вскоре, в ноябре 1588 г., его племянник Батай был принят в Москве на приеме к царю и передал ему грамоту Шиха.
«Великому князю Ших-мирза челом бьет. Для тебя я в Железных Воротах (Ханкальское ущелье) много нужды терпел и саблю за тебя доводил. …А ныне у меня слуг моих 500 человек, а велишь где идти на твою службу, и я с теми своими слугами готов. А запас на Терский город понадобится, я стану и запас возить. А которые на Тереке воеводы, и я тем воеводам мед и вино, 10 овец, и кур, и ячменю возил…».
Вскоре Ших еще раз доказывает свою значимость для Москвы: в 1589 г., благодаря его стараниям, Россия налаживает отношения с Аварским ханством и князьями Турловыми из Гумбета (Аваристан).
Между тем, в 1588 г., русские закладывают в дельте Терека, на левом берегу его протоки Тюменки, новую крепость - Терки. Укрепление стало важным торговым центром для чеченцев, кабардинцев и ряда дагестанских народов. Здесь стали селиться не только русские, но и выходцы из соседних кавказских народов. Рядом с Терским городом возникли слободы - Окоцкая (аккинская), Черкасская, Татарская, Новокрещенная. К 1614 году в Терках проживало около 180 чеченцев мужского пола «из Акоз и Мичкиз», т. е. из Ауха и Восточной Чечни.
Однако крепость не решила особо строгого для России вопроса на Северном Кавказе - отношения с шамхалами. Попытка военного подчинения потерпела полную неудачу; в 1594 г. шамхал нанес тяжелое поражение русским воеводам и их союзнику - Шиху. Победа эта сильно подняла авторитет шамхала в глазах его соседей и союзников; даже чеченские общества ущелий Аргуна заняли антирусскую и антигрузинскую позицию (последние, как союзники Москвы). Пути сообщения с Грузией России пришлось перенести несколько к западу, через общества Пешхой и Терлой, не имевших контактов с Дагестаном.
Воспользовавшись победой над русским войском, кумыкский князь Ахмат-хан в 1596 г. организует поход против Ших-мурзы и убивает его. Племянник последнего, Батай, не получив поддержки населения, с несколькими аккинскими семействами бежит под покровительство русских в Терки. Рассмотрев все подробности и обстоятельства биографии Шиха, напрашивается один вопрос: «Почему он, имея до 500 воинов, и проживая в хорошо защищенной лесогорной местности не смог организовать достойного сопротивления (о его убийстве в источниках сказано вскользь) или, по крайней мере, уйти от противника? Анализируя все те же источники можно прийти к выводу, что к моменту столкновения с шамхалом Ших уже не имел ни веса, ни авторитета в Аккинском обществе, оказавшись в окружении враждебного ему населения. В любом случае, в Терки бежит лишь несколько семейств аккинцев, видимо из его ближайшего окружения.
Индарби БЫЗОВ
СЕВАСТОПОЛЬ. В российской экономике наступил переломный момент, заявила Набиуллина
КРАСНОДАР. Стали известны детали ареста имущества экс-главы Сочи
ИНГУШЕТИЯ. Калиматов рассказал о росте темпов промпроизводства в Ингушетии
СЕВАСТОПОЛЬ. Глава Севастополя рассказал, как в городе спасают недоношенных детей
СТАВРОПОЛЬЕ. Теплицы Ставрополья стали давать на 20% больше овощей
СЕВАСТОПОЛЬ. В Севастополе раскрыта схема с фальшивыми земельными документами
КРАСНОДАР. На Кубани осудили шпиона за сбор информации об инфраструктуре Сочи
ВСУ ночью нанесли удар 6 ракетами ATACMS по Брянской области — Минобороны РФ