ДАЙДЖЕСТ: |
– Уходящий 2015 год с финансовой точки зрения для министерства финансов Чеченской Республики был очень непростым, но по-настоящему насыщенным и уверенным в деятельности ведомства по обеспечению исполнения своих государственных функций и полномочий. Несмотря на все сложности, которые возникли в стране из-за финансово-экономического кризиса и ряда односторонних санкций, установленных против России, это негативно отразилось и на субъектах РФ, в числе которых и наша республика. Однако, несмотря на то, что было урезание в дотациях и значительное сокращение бюджета, все же нам удалось найти выходы из сложившейся ситуации, и в рамках исполнения бюджета Чеченской Республики на 2015 год Минфином проведена весьма результативная работа. В частности, нами проработаны такие направления, как обеспечение устойчивости бюджетной системы Чеченской Республики, актуализация налоговой базы и увеличение налоговых и неналоговых доходов бюджетной системы республики, повышение эффективности использования бюджетных средств по направлениям государственной политики, главным образом, по направлениям государственной социальной политики, определенным отдельными Указами Президента Российской Федерации от 2012 года. Конечно, во всей этой работе Минфину оказана огромная помощь Правительством ЧР, и, безусловно, огромную поддержку оказывает Глава Чеченской Республики, Герой России Рамзан Кадыров. Его опыт и профессионализм помогли нам в решении многих вопросов, связанных с исполнением республиканского бюджета. Таким образом, могу уверенно сказать - да, год был сложным, но мы справились с поставленными задачами в единой команде и надеюсь, что справимся и с предстоящими задачами 2016 года.
– Страна переживает не лучшие времена. Как известно, существует финансово-экономический кризис, из-за чего 2015 год выдался несколько напряженным для России. Насколько чувствительными оказались эти трудности для бюджета Чеченской Республики?
– Действительно, российская экономика в целом переживает не легкие времена в силу Вами озвученных причин, что непосредственно сказывается на состоянии бюджетной системы Российской Федерации, включая республиканский и консолидированный бюджеты Чеченской Республики. В силу общеизвестных событий 90-х годов республика, к сожалению, не смогла за последующие период нарастить экономический, финансовый и налоговый потенциалы. К моменту ввода международных санкций наша республика являлась одной из самых дотационных регионов страны.С уменьшением возможности федерального бюджета оказывать финансовую помощь региональным и муниципальным бюджетам страны в связи с международными санкциями, практически во всех бюджетах дотационных субъектов РФ наблюдается рост дефицита. Эта проблема существует и у республиканского бюджета Чеченской Республики. Адаптация идет тяжело, так как вопросы заметного наращивания экономического (а, следовательно, и финансового, налогового) потенциала республики невозможно без восстановления нефтегазохимического кластера и других, ранее существовавших, отраслей промышленности и производств на территории Чеченской Республики.
–На какой стадии деятельность по разработке и принятию бюджета Чеченской Республики на 2016 год? В ряде федеральных СМИ прошла информация о том, что возможны некоторые сокращения. На сегодняшний день, можно ли говорить о более конкретных направлениях и цифрах?
– Проект закона Чеченской Республики «О республиканском бюджете на 2016 год» ранее одобрен Правительством Чеченской Республики и принят в Парламенте Чеченской Республики.
Необходимо отметить, что проект этот, как и проект федерального бюджета, составлен только лишь на один год, хотя в последние годы нами формировались и исполнялись трехлетние бюджеты. Дело, как вы понимаете, в том, что в условиях действия санкций, установленных США и его странами-партнерами в отношении Российской Федерации, в нашей стране складывается необходимость обеспечения возможности принятия экстренных – внутри одного года – управленческих решений, в том числе и в бюджетной сфере.
Что касается информации федеральных СМИ о возможных сокращениях бюджетных расходов в 2016 году, то расходы бюджета Чеченской Республики подвергались существенному сокращению и оптимизации уже в этом 2015 году, еще большая работа в этом направлении проведена при составлении бюджетных проектировок на 2016 год. Связано это, кроме всего, с тем, что с 2015 года начато поэтапное сокращение финансовой помощи бюджету Чеченской Республики из федерального бюджета. Проводиться оно должно в пределах 5 % в год до 2018 года включительно, но в реальности, например, в 2015 году расходы Чеченской Республики, из-за дефицита средств на их обеспечение, были сокращены более чем на 10 %.
При этом обязательно нужно отметить, что расходы на социальные обязательства перед населением в текущем году не сокращались. Не будут они сокращаться и в 2016 году. В каких-то социально значимых отраслях расходы останутся на уровне 2015 года, а в некоторых предусмотрено даже их увеличение. То есть, говоря однозначно, все социальные обязательства государства перед населением в наступающем году будут обеспечены в полном объеме.
Конкретные цифры и значения, предусмотренные в проекте бюджета Чеченской Республики на 2016 год, доступны уже сейчас, а утвержденные законом будут известны в ближайшее время. Вся соответствующая информация размещается на официальном интернет-сайте Минфина Чеченской Республики, где есть даже отдельная страница «Бюджет для граждан», представляющая все сведения о бюджете в самой понятной форме. Кроме того, и проект бюджета-2016, и закон об этом бюджете должны публиковаться в газете «Вести Чеченской Республики».
– Усман Абдул-Азиевич, каковы будут главные приоритеты бюджета республики на 2016 год? Чему будет уделено особое внимание?
– Задачи, стоящие перед министерством финансов Чеченской Республики на 2016 год и ближайшую перспективу, изложены в Основных направлениях бюджетной и налоговой политики Чечни, утвержденных постановлением Правительства ЧР.
Основные задачи, стоящие перед бюджетной системой республики на среднесрочную перспективу, являются: укрепление макроэкономической стабильности и обеспечение бюджетной устойчивости; создание условий для оказания качественных государственных услуг; обеспечение приоритетности расходов социального характера, направленных на улучшение условий жизни человека, адресное решение социальных проблем; обеспечение прозрачности и открытости бюджетного процесса. Кроме того, необходимо оптимизировать структуру действующих ведомственных и республиканских программ в соответствии с целями и задачами стратегии социально-экономического развития Чеченской Республики, пересмотр действующих республиканских целевых программ, а также разработка новых программ, в том числе государственных. Работа при формировании республиканского бюджета нацелена на поддержание устойчивости функционирования бюджетной системы с обязательным соблюдением сбалансированного распределения бюджетных ресурсов на обеспечение текущих потребностей экономики и социальной сферы в бюджетных средствах и решение задач их развития. Это подразумевает формирование необходимых финансовых резервов, механизмов управления рисками, определение предельных потолков расходов по государственным программам, предусмотрение бюджетных средств на выполнение отдельных поручений Главы и Правительства ЧР. Аналогичного требования необходимо придерживаться и при формировании бюджетов муниципальных образований Чеченской Республики
– На протяжении последних лет руководством республики проводится большая работа по улучшению инвестиционного климата Чеченской Республики. Как бы Вы охарактеризовали состояние и перспективы процесса привлечения в регион инвестиций?
– В целях привлечения инвестиций в республику Правительством ЧР принят ряд нормативных документов.
Утвержден распоряжением Правительства Чеченской Республики от 28.04.2015г. №104-р Перечень приоритетных инвестиционных проектов Чеченской Республики (54 инвест. проекта).
В целях осуществления бюджетных инвестиций в 2015г. из бюджета Чеченской Республики выделены средства в сумме 10 758 656 917 рублей.
Для оказания содействия инвесторам разработана и утверждена программа Государственных гарантий Чеченской Республики в объеме 916 141 600 рублей.
Также из бюджета ЧР осуществляется субсидирование процентных ставок по кредитам, привлекаемым от кредитных организаций в сумме 423 955 400 рублей, кроме того, оказывается поддержка малому и среднему предпринимательству в сумме 344 826 439 рублей, которая включает в себя предоставление грантов, микрозаймов, поручительств (гарантии) по кредитам.
Министерством финансов ЧР и дальше будут предприниматься шаги по оказанию содействия инвесторам, осуществляющим деятельность в Чеченской Республике.
– Как выглядит сегодня общая финансово-экономическая ситуация в Чеченской Республике?
– Несмотря на то, что из года в год в Чеченской Республике проводились и проводятся самые интенсивные работы, сначала по восстановлению, а затем и по развитию экономики и социальной сферы, финансово-экономическая ситуация в ЧР остается непростой.
Можно сказать, что маленькими шажками идет развитие реального сектора экономики, слабо развиты рыночные отношения, платежеспособность населения находится не в надлежащем уровне. Присутствуют отдельные риски, и поэтому неудовлетворительно развивается предпринимательская деятельность. Многое сделано в сфере занятости населения. Сохраняется большой дефицит капитала во всех секторах финансовой системы, отсутствуют собственные региональные банки и низок уровень конкуренции в банковско-кредитной сфере. Малоразвит страховой рынок и полностью отсутствует рынок ценных бумаг.
Но если говорить об этом, исходя из того, что Чеченская Республика восстанавливалась из полной разрухи и развивалась до сегодняшнего уровня небывалыми в истории темпами, то у нас есть все основания для сохранения оптимизма.
Поэтому сегодня, несмотря на все наши проблемы и на кризисные явления в стране, связанные с упоминавшейся мной санкционной политикой США и ее партнеров, мы не намерены останавливаться. Скажу вам честно, что у меня есть полная уверенность в том, что высокие темпы развития республики сохранятся, и все наши многочисленные проблемы, в том числе в финансово-экономической сфере, будут разрешены.
Такая уверенность основана на том, что у руководства республики есть должное понимание наших преимуществ или сильных сторон, которые мы развиваем и будем развивать в самые ближайшие годы. Это и относительно развитая и развивающаяся дальше транспортная система и связь, и благоприятная демографическая ситуация, и, соответственно, хороший человеческий потенциал, значительные запасы разведанных и неразведанных полезных ископаемых, наличие почти всех видов энергоресурсов, уникальные природно-климатические условия (от снежных горных вершин до степных и полупустынных равнин), значительные лесные и сельскохозяйственные угодья, а также многое другое позитивно-потенциальное, что нельзя уместить в одном ответе на этот вопрос.
– В завершение нашей беседы, чтобы Вы пожелали жителям Чеченской Республики в 2016 году?
– Пользуясь, случаем, хочу поздравить всех жителей нашей республики с наступающим Новым годом. Уверен, что вера в свои силы, энтузиазм, ответственность помогут осуществить все планы. Пусть грядущий год станет годом радостных побед, процветания, стабильности, новых успехов, душевной гармонии и материального благополучия!Желаю счастья, здоровья, всего самого доброго и наилучшего в Новом 2016 Году!
ИНГУШЕТИЯ. Прокуратура Ингушетии через суд восстановила права ребенка-инвалида на социальную пенсию
ИНГУШЕТИЯ. Одиннадцатилетняя девочка скончалась в больнице после ДТП в Ингушетии
ГРУЗИЯ. Саакашвили призвал оппозицию перестать играть в балеринок в Грузии
IDRW: Армения ведет с Индией переговоры о закупке еще 78 единиц артиллерийских систем