ДАЙДЖЕСТ: |
Захаров-чеченец
26 сентября 1819 года над селом Дади-Юрт в воздухе витала угроза. Когда зарево окрасило в кровавую зарю небосвод, послышался гул конницы. С минарета послышался призыв. На мирное село в 200 дворов шло шесть кабардинских рот, семь сотен казаков. Вел их на штурм села генерал-майор войска Донского Сысоев, по приказу А.П. Ермолова. Жесток и страшен был бой… Запах крови и смерти стоял над разграбленным до основания сожженным селением. Изрядно поредевший после боя отряд Сысоева возвращался на место дислокации.
Казак Захар, ехавший впереди конницы, на горной тропе увидел чеченку. Смертельно раненная, она в предсмертной агонии прижимала к себе ребенка. «Ох, Господи» – перекрестился казак, «Дитя, кажется, еще живое», и достал из-под матери раненого, истекавшего кровью ребенка. По приезду в форт-пост Захар плененного мальчика доставил в штаб-квартиру корпуса и передал того генералу Ермолову. Генерал Ермолов велел позвать лекаря для осмотра маленького пленника. Лекарь осмотрел ребенка, сказал: «годков трех отроку будет, господин генерал, не жилец он на этом свете, ранен, да и крови потерял изрядно». На что генерал ответил. «На это ты и лекарь, чтоб лечить». Казаку Захару велел смотреть за мальчиком.
Маленький пленник медленно шел на поправку. По выздоровлению ребенка генерал Алексей Петрович Ермолов вызвал с Нальчика двоюродного брата, командира 21-й пехотной дивизии и передал на воспитание мальчика – чеченца. Имя дал ему Петр, а фамилию в честь казака Захара – Захаров. Петр Николаевич – человек по натуре суровый, отнесся к ребенку с состраданием и принял его в свой дом как родного, называя ласково Петрушей, а тот в свою очередь был послушным ребенком, мало общался со сверстниками, часто уединялся и отвлекал от горьких дум свою головку тем, что постоянно рисовал. В доме Ермоловых пленник не был обделен заботой и вниманием, что облегчало ему участь, и в дальнейшем сыграло большую роль в его художественном творчестве. Как-то Петр Николаевич написал своей матери: «Странный мальчик Петруша! Я о моем чеченце. Кроме обучения грамоте, он рисует все, что под руку попадет. Видимо, художник будет неплохой». Своему другу Шимановскому П.Н. Ермолов писал «…Я признаюсь, весьма хотел бы, чтобы Петруша был принят в Академию…хотя бы из редкостности, чтобы из чеченца сделать Апеллеса, а жаль мальчика, который имеет большие способности…» (Документ Центрального государственного архива древних актов, документы истории 19 века).
Петр Николаевич Ермолов, видя незаурядный талант мальчика, приглашает к нему учителя, художника–портретиста Льва Волкова. Тот восхищается талантом и работами юноши и за уроки с него плату не берет. Лишь при посещении дома Ермоловых говорил Петру Николаевичу, что юноша обязан учиться дальше, редкостный талант у ученика его. В свою очередь П.Н. Ермолов отбирает несколько полотен десятилетнего мальчика и пишет прошение президенту Художественной Академии – просмотреть работы юного мастера и зачислить его на обучение. В ответ получает отказ, который мотивируется его национальной принадлежностью, а также тем, что он безродный. Бедный юноша осознает, что чужд обществу, которое окружает его. Израненная душа Петра получает новый удар судьбы, а здоровье – и так из-за ранений слабое – дает о себе знать. Вновь уединившись в тиши, юноша пишет свои картины, преобладает в них портретная живопись, в дальнейшем это определяет художественное направление Захарова.
Словно молния, пронеслось счастье Петра. Полюбив дочь Волкова – своего учителя – Анастасию, он познал радость прелести жизни, гармонию любви. С каждой встречей их чувства усиливались, они мечтали, верили, что никто и ничто не разлучит их любящие сердца! Захаров попросил у учителя руки его дочери, но получил отказ. Анастасия попыталась сопротивляться, молила отца о благословении. В гневе за непослушание Волков отправил дочь на Кавказ и велел выдать замуж за первого встречного.
В отчаянии Петр покидает Москву, его путь лежал в Петербург. Здесь он выставляет свои работы в самых модных и престижных художественных салонах. Положительные отзывы критиков и заказы на портреты знати стали результатом выставок.
Это повлияло на прием документов Петербургской Художественной академией. В 1833 году Захаров с успехом сдал вступительные экзамены и был зачислен вольнослушателем академии. Согласно уставу, академия не могла зачислять в студенты детей крепостных крестьян и представителей национальных меньшинств. Из-за недостатка средств Захаров поступает на службу в департамент военного министерства в качестве рисовальщика по истории военного костюма. Совмещая учебу с работой, Петр не перестает совершенствоваться в портретном мастерстве, становится стипендиатом Общества поощрения художников.
Академия Захарова включает в списки на поездку в Англию для обучения высшему мастерству портретиста. Но царь Николай 1 отклонил кандидатуру Петра и исключил его из списка. Новый удар судьбы пошатнул здоровье Захарова, ему необходимо было выехать за границу или на курорт. Сырой климат и испытания, выпавшие на долю художника, не прошли бесследно. Приговор врачей был однозначен – прогрессирующая чахотка.
В 1836 году Захаров оканчивает Академию, получает аттестат, право почетного гражданина и звание свободного художника. Захаров пишет портрет Ермолова, чем восхищает не только знатоков художественного мастерства, но и обывателя, увидевшего картину. На фоне грозового неба гор Кавказа, на переднем плане – словно монолит – высокая, суровой внешности фигура генерала. Художник передает в глазах генерала его внутренний мир, стремление к триумфу, жажду славы, которая казалось, убила в нем все человеческие чувства. Всмотревшись, начинаешь осознавать, что перед тобою воин, не знавший пощады, достигающий цели любым путем.
Картина имела головокружительный успех и наделала много шума в Москве и Петербурге. Эта работа не осталась незамеченной, и Петр Захаров был удостоен звания профессионального академика портретной живописи. Ему заказывали портреты известные деятели России, такие как хирург Иноземцев, писатель Муравьев. Писал Петр портрет бабушки Ю. Лермонтова по заказу, есть гипотеза ученых искусствоведов, критиков, что именно тогда художник поведал поэту свою историю пленения. Впоследствии Лермонтов написал поэму «Мцыри», прототипом героя которого стал Захаров-Чеченский.
Художник творил портреты. В них прослеживался не только характер того или иного заказчика, Захаров мог передать внутренний мир человека в портрете. Полотен было немало, сегодня утрачена большая часть из них, и местонахождение их не известно. Захаров свои картины неизменно подписывал «Захаров-чеченец», он словно бросал обществу вызов: «Да, я безроден в вашем понятии, но я помню, что я чеченец, пленник из Дади-Юрта».
И вновь судьба наносит тяжелый удар художнику, умирает его покровитель П.Н. Ермолов. Врач, лечивший Петра, от бессилия разводит руками, а Захаров пишет свой автопортрет, который станет для каждого чеченца своей родной реликвией, реликвией Чеченской Республики.
Захаров-чеченец умер в возрасте 37 лет, но он живет в своих творениях, которые стали украшением музеев не только России, но и других стран.
Наташа Викиева, научный сотрудник музея «Мемориальный комплекс «Аллея славы им. А-Х. Кадырова»
АРМЕНИЯ. Важность мирного договора между Баку и Ереваном отметили в Анкаре
КЧР. Рашид Темрезов: Турпоток в Карачаево-Черкесию ежегодно растет на 15-20%
АРМЕНИЯ. 20-е заседание глав служб безопасности и разведок СНГ стартовало в Москве
АРМЕНИЯ. Стали известны причины ЧП с гранатами в армянском селе
ГРУЗИЯ. В правящей партии рассказали о своем кандидате в президенты Грузии
АРМЕНИЯ. Селянин пытался взорвать гранату в Котайкской области