ДАЙДЖЕСТ: |
На фоне видимых преобразований, происходящих в Чеченской Республике в последние годы, до сих пор мало заметным остается процесс восстановления ее промышленного потенциала.
Благополучие любой страны зиждется на развитой индустрии. С чего начинаются все военные конфликты? С разрушения промышленного потенциала. И, как ни парадоксально, именно началом восстановления этого сектора экономики знаменуется их окончание.
Весь мир уже наслышан о чудесном восстановлении послевоенного Грозного, других городов и сел Чеченской Республики, о выдающихся постконфликтных достижениях чеченских спортсменов, артистов, художников и ученых. Но это, хотите или нет, пока лишь витрина, визитная карточка. Подлинное возрождение региона происходит не так заметно. Речь идет о самом трудно восстановимом секторе экономики – индустрии. Здесь не только скепсиса со стороны хватает, но и внутренней неуверенности в быстром успехе тех, от кого это зависит.
Достаточно хотя бы привести пример с различными программами, старательно составленными в кабинетах Министерства промышленности и энергетики Чеченской Республики. Представленные к реализации еще пять лет назад, многие из них до сих пор не легли в основу восстановления индустриальных и энергетических объектов региона. И случилось все это и потому еще, что там, в Москве, многие из тех, от кого это зависело, так и не смогли побороть в себе стереотип недооценки возможностей инженерно-конструкторских и рабочих кадров региона и потенциала его высшего руководства.
Впрочем, сказано это достаточно мягко. Предлагаю вернуться в недавнее прошлое, на пять лет назад и вспомнить, какая тогда была риторика по поводу восстановления Чечни в околокремлевских кругах, в античеченски настроенных слоях общества. В том, 2006-м, году республиканский парламент раскритиковал стремление Минфина РФ смягчить влияние экономического кризиса за счет урезания инвестиций, вкладываемых в регион, и отказался принять предложенный республике на следующий год бюджет, посчитав его несправедливым по отношению к задачам восстановления региона.
«Сокращение программы развития Северо-Кавказского федерального округа, на котором настаивает Минфин РФ, в Чечне придется компенсировать дополнительными расходами в будущем, так как без господдержки регион не сможет полностью восстановить свой потенциал», - заявил тогда глава Минфина Чечни Эли Исаев. И привел ИА «Глобалист» свои аргументы.
«На сегодняшний день около 90 процентов бюджета - это помощь Федерального центра, нам необходима реализация инвестпроектов, чтобы регион смог обеспечить свои расходные обязательства. И если Федеральный центр сократит расходы госпрограммы в части, касающейся Чечни, то нужно четко понимать, что их придется компенсировать в последующие годы дополнительными расходами».
Э. Исаев считает, что приравнивать Чечню к другим регионам несправедливо, поскольку ее экономический потенциал полностью разрушен. «Из 428 миллиардов рублей, заложенных в программу, 150 миллиардов — это жилищные сертификаты для людей, потерявших жилье в ходе войны. Если сегодня на душу населения в России приходится в среднем 24 квадратных метра жилья, то в Чечне эта цифра составляет 14 квадратов - разница огромная, и в данном случае стоит вопрос о возмещении нанесенного ущерба населению.
Тогда еще Глава Правительства ЧР Рамзан Кадыров сказал следующее: «Республика должна финансироваться в особом режиме, иначе мы вынуждены будем десятилетиями заниматься ликвидацией последствий войны». Обратив внимание на то, что многие школы республики до сих пор отапливаются печками-буржуйками, премьер высказал убеждение, что республика вправе рассчитывать на значительное увеличение финансирования из федерального бюджета. «Мы ведь собираемся принять программу развития, а на выделяемые деньги можно только заниматься латанием дыр».
Кстати, именно в те дни в Москве впервые прошел разрешенный митинг под лозунгом «Хватит платить дань Чечне». Ровно пять лет назад…
Между тем, время шло, и, хотя пять лет, вроде, совсем немного, за это время в экономике республики произошли внушительные изменения. Началось восстановление промышленности региона. И в первую очередь на базе лучше всего сохранившихся Аргунского завода «Пищемаш», Алхан-Калинского деревообрабатывающего комбината, ряда грозненских заводов.
Сегодня аргунский «Чеченавто», например, превратился в комплекс современнейших цехов для сборки лучших марок отечественных автомобилей. Там и сейчас идут подготовительные строительно-монтажные работы, в которых участвуют лучшие тольяттинские инженеры, готовящие площадку для включения местных мощностей в сферу деятельности и интересов волжского автогиганта «Лада». Минпром ЧР с его помощью подготовил более сотни квалифицированных сборщиков, начинил цеха самыми современными агрегатами, станками, подъемниками. Но главное, что сделано, уже создан и действует холдинг, в который вошли и несколько грозненских заводов, вчера еще разрушенных, а сегодня почти готовых к конвейерному производству.
На одном из них, например, смонтированы две промышленные установки, способные выпускать в сутки каждая до четырех и восьми тонн сварочных электродов соответственно. Уже выпущены несколько партий этой продукции, пользующейся огромным спросом на всем пространстве России и других стран. Откуда только республика их до сих пор не завозила, зато теперь станет сама их поставлять заказчикам.
На другом заводе установлено оборудование, способное сканировать корпусные части машин – капоты, крылья, двери, крыши, бамперы - любой, самой сложной конфигурации и поставлять их по мере надобности в сборочные цеха того же «Чеченавто».
Более десятка лет простоявшие в виде бетонных скелетов, заводские и административные корпуса в Старопромысловском районе Грозного приведены теперь в такой вид, в котором вряд ли они находились даже сразу после того, как были построены и сданы в эксплуатацию…
Еще в прошлом году в Минпроме республики сокрушались по поводу того, что ее высшее руководство не отдает приоритет проблемам развития промышленности региона, из-за чего, мол, страдают темпы ее восстановления. Но совсем недавно в ведомстве грянули кадровые перестановки – назначен новый министр и его новые заместители.
А затем на совещание в Министерство промышленности и энергетики прибыл сам глава региона Рамзан Кадыров и посвятил его вопросам выбора стратегии развития отрасли.
О чем не преминула сообщить лояльная к проблемам Чечни "Российская газета". «Кадыров обратил внимание на необходимость проведения более эффективной инвестиционной политики и определил задачи промышленной отрасли региона на ближайшую перспективу. В частности, планируется запустить 13 предприятий республики, которые уже восстановлены или построены заново, и теперь осталось лишь ввести их в эксплуатацию». Теперь в недрах Минпрома появилась новая программа развития промышленного и энергетического потенциала республики, одобренная на самом высоком уровне и рассчитанная на три года. К ее реализации сейчас приступил весь коллектив отрасли.
Задача поставлена, и теперь надо ее выполнять.
- Для рентабельности автопроизводства необходимо выпускать не менее 300 автомашин в месяц, - говорит министр Галас Таймасханов. - Это позволит стабильно платить налоги, выдавать вовремя зарплату рабочим. А параллельно мы продолжаем поиск новых инвесторов, чтобы важное для нашей республики предприятие развивалось еще быстрее. Уже идут переговоры с иностранными компаниями для налаживания производства на базе "Чеченавто" малотоннажных грузовиков.
В Интернет-сети можно найти сотни публикаций на тему восстановления чеченской промышленности и создания автопрома, в частности. Большинство из них пронизаны таким скепсисом, что, как говорится, уши вянут. Но есть и такие: «Чеченская площадка по сборке вазовских автомобилей со всем государственным пафосом была запущена в мае прошлого года. Предполагалось, что завод начнет работу со сборки вазовской «семерки», после чего перейдет к производству малотоннажного грузовика, созданного на базе вазовского минивена «Надежда», а затем внедорожника «Сталкер». Однако из-за кризиса реализацию проектов пришлось отложить: кроме «семерки» на чеченском конвейере ничего с тех пор так и не появилось. Мощности чеченского предприятия составляют всего около 30 000 автомобилей в год. Но если еще год назад речь шла о производстве максимум 15 000 автомобилей, то сегодня идеологи чеченского проекта уверяют, что готовы производить до 200 000 автомобилей в год. Для этого им нужны права на разработку, после чего они собираются организовать полный производственный цикл на территории Чечни с расчетом на экспорт автомобиля. Необходимый объем инвестиций оценивается в 40-80 млн. евро. Автокомпоненты планируют заказывать у оборонщиков, впоследствии занявшись их производством самостоятельно». Это цитата из статьи в «Steer.ru», опубликованной в 2009 году…
Сегодня гигантские цеха «Чеченавто» заполнены сотнями новеньких, собранных на местном конвейере «семерками», которые ждут своей реализации. На днях буквально здесь приступят к пробной сборке так популярных среди молодежи «Приор». И совсем не за горами начало запуска конвейера на полную мощность. А это сотни и тысячи рабочих мест, многомиллионные поступления в бюджет республики, мощный толчок для ее дальнейшего развития и процветания.
Думается, даже ленивому из всего приведенного становится понятно, что Чеченская Республика никак не собирается жить на правах иждивенца и, несмотря на объективные экономические, политические и иного свойства трудности, делает все, чтобы наперекор всем своим врагам добиться статуса высокоразвитого и равноправного субъекта Федерации.
Россия не может позволить себе решать проблему «кормления» своих регионов на митингах граждан, дезориентированных националистической идеологией. Для этого у нее есть более цивилизованные и эффективные рычаги. В числе которых - модернизация всей экономики, универсальная инвестиционная политика и подлинное стремление стать мощным и процветающим государством.
Руслан Караев
ГРУЗИЯ. Протесты в Тбилиси: что происходит на митинге оппозиции?
Отделение реанимации заработало в городской астраханской больнице
ГРУЗИЯ. Корульди: как увидеть самые красивые озера Сванетии?
День работника сельского хозяйства в Махачкале отметят ярмаркой
КЧР. Рашид Темрезов: Наша задача – отвечать вызовам времени и не бояться трудных решений
КРАСНОДАР. «Матч звёзд» с олимпийскими чемпионами по хоккею в Краснодаре завершился со счетом 6:6
КРАСНОДАР. Житель Кубани за плохое поведение посадил на цепь девятилетнего сына