ДАЙДЖЕСТ: |
На фоне видимых преобразований, происходящих в Чеченской Республике в последние годы, до сих пор мало заметным остается процесс восстановления ее промышленного потенциала.
Благополучие любой страны зиждется на развитой индустрии. С чего начинаются все военные конфликты? С разрушения промышленного потенциала. И, как ни парадоксально, именно началом восстановления этого сектора экономики знаменуется их окончание.
Весь мир уже наслышан о чудесном восстановлении послевоенного Грозного, других городов и сел Чеченской Республики, о выдающихся постконфликтных достижениях чеченских спортсменов, артистов, художников и ученых. Но это, хотите или нет, пока лишь витрина, визитная карточка. Подлинное возрождение региона происходит не так заметно. Речь идет о самом трудно восстановимом секторе экономики – индустрии. Здесь не только скепсиса со стороны хватает, но и внутренней неуверенности в быстром успехе тех, от кого это зависит.
Достаточно хотя бы привести пример с различными программами, старательно составленными в кабинетах Министерства промышленности и энергетики Чеченской Республики. Представленные к реализации еще пять лет назад, многие из них до сих пор не легли в основу восстановления индустриальных и энергетических объектов региона. И случилось все это и потому еще, что там, в Москве, многие из тех, от кого это зависело, так и не смогли побороть в себе стереотип недооценки возможностей инженерно-конструкторских и рабочих кадров региона и потенциала его высшего руководства.
Впрочем, сказано это достаточно мягко. Предлагаю вернуться в недавнее прошлое, на пять лет назад и вспомнить, какая тогда была риторика по поводу восстановления Чечни в околокремлевских кругах, в античеченски настроенных слоях общества. В том, 2006-м, году республиканский парламент раскритиковал стремление Минфина РФ смягчить влияние экономического кризиса за счет урезания инвестиций, вкладываемых в регион, и отказался принять предложенный республике на следующий год бюджет, посчитав его несправедливым по отношению к задачам восстановления региона.
«Сокращение программы развития Северо-Кавказского федерального округа, на котором настаивает Минфин РФ, в Чечне придется компенсировать дополнительными расходами в будущем, так как без господдержки регион не сможет полностью восстановить свой потенциал», - заявил тогда глава Минфина Чечни Эли Исаев. И привел ИА «Глобалист» свои аргументы.
«На сегодняшний день около 90 процентов бюджета - это помощь Федерального центра, нам необходима реализация инвестпроектов, чтобы регион смог обеспечить свои расходные обязательства. И если Федеральный центр сократит расходы госпрограммы в части, касающейся Чечни, то нужно четко понимать, что их придется компенсировать в последующие годы дополнительными расходами».
Э. Исаев считает, что приравнивать Чечню к другим регионам несправедливо, поскольку ее экономический потенциал полностью разрушен. «Из 428 миллиардов рублей, заложенных в программу, 150 миллиардов — это жилищные сертификаты для людей, потерявших жилье в ходе войны. Если сегодня на душу населения в России приходится в среднем 24 квадратных метра жилья, то в Чечне эта цифра составляет 14 квадратов - разница огромная, и в данном случае стоит вопрос о возмещении нанесенного ущерба населению.
Тогда еще Глава Правительства ЧР Рамзан Кадыров сказал следующее: «Республика должна финансироваться в особом режиме, иначе мы вынуждены будем десятилетиями заниматься ликвидацией последствий войны». Обратив внимание на то, что многие школы республики до сих пор отапливаются печками-буржуйками, премьер высказал убеждение, что республика вправе рассчитывать на значительное увеличение финансирования из федерального бюджета. «Мы ведь собираемся принять программу развития, а на выделяемые деньги можно только заниматься латанием дыр».
Кстати, именно в те дни в Москве впервые прошел разрешенный митинг под лозунгом «Хватит платить дань Чечне». Ровно пять лет назад…
Между тем, время шло, и, хотя пять лет, вроде, совсем немного, за это время в экономике республики произошли внушительные изменения. Началось восстановление промышленности региона. И в первую очередь на базе лучше всего сохранившихся Аргунского завода «Пищемаш», Алхан-Калинского деревообрабатывающего комбината, ряда грозненских заводов.
Сегодня аргунский «Чеченавто», например, превратился в комплекс современнейших цехов для сборки лучших марок отечественных автомобилей. Там и сейчас идут подготовительные строительно-монтажные работы, в которых участвуют лучшие тольяттинские инженеры, готовящие площадку для включения местных мощностей в сферу деятельности и интересов волжского автогиганта «Лада». Минпром ЧР с его помощью подготовил более сотни квалифицированных сборщиков, начинил цеха самыми современными агрегатами, станками, подъемниками. Но главное, что сделано, уже создан и действует холдинг, в который вошли и несколько грозненских заводов, вчера еще разрушенных, а сегодня почти готовых к конвейерному производству.
На одном из них, например, смонтированы две промышленные установки, способные выпускать в сутки каждая до четырех и восьми тонн сварочных электродов соответственно. Уже выпущены несколько партий этой продукции, пользующейся огромным спросом на всем пространстве России и других стран. Откуда только республика их до сих пор не завозила, зато теперь станет сама их поставлять заказчикам.
На другом заводе установлено оборудование, способное сканировать корпусные части машин – капоты, крылья, двери, крыши, бамперы - любой, самой сложной конфигурации и поставлять их по мере надобности в сборочные цеха того же «Чеченавто».
Более десятка лет простоявшие в виде бетонных скелетов, заводские и административные корпуса в Старопромысловском районе Грозного приведены теперь в такой вид, в котором вряд ли они находились даже сразу после того, как были построены и сданы в эксплуатацию…
Еще в прошлом году в Минпроме республики сокрушались по поводу того, что ее высшее руководство не отдает приоритет проблемам развития промышленности региона, из-за чего, мол, страдают темпы ее восстановления. Но совсем недавно в ведомстве грянули кадровые перестановки – назначен новый министр и его новые заместители.
А затем на совещание в Министерство промышленности и энергетики прибыл сам глава региона Рамзан Кадыров и посвятил его вопросам выбора стратегии развития отрасли.
О чем не преминула сообщить лояльная к проблемам Чечни "Российская газета". «Кадыров обратил внимание на необходимость проведения более эффективной инвестиционной политики и определил задачи промышленной отрасли региона на ближайшую перспективу. В частности, планируется запустить 13 предприятий республики, которые уже восстановлены или построены заново, и теперь осталось лишь ввести их в эксплуатацию». Теперь в недрах Минпрома появилась новая программа развития промышленного и энергетического потенциала республики, одобренная на самом высоком уровне и рассчитанная на три года. К ее реализации сейчас приступил весь коллектив отрасли.
Задача поставлена, и теперь надо ее выполнять.
- Для рентабельности автопроизводства необходимо выпускать не менее 300 автомашин в месяц, - говорит министр Галас Таймасханов. - Это позволит стабильно платить налоги, выдавать вовремя зарплату рабочим. А параллельно мы продолжаем поиск новых инвесторов, чтобы важное для нашей республики предприятие развивалось еще быстрее. Уже идут переговоры с иностранными компаниями для налаживания производства на базе "Чеченавто" малотоннажных грузовиков.
В Интернет-сети можно найти сотни публикаций на тему восстановления чеченской промышленности и создания автопрома, в частности. Большинство из них пронизаны таким скепсисом, что, как говорится, уши вянут. Но есть и такие: «Чеченская площадка по сборке вазовских автомобилей со всем государственным пафосом была запущена в мае прошлого года. Предполагалось, что завод начнет работу со сборки вазовской «семерки», после чего перейдет к производству малотоннажного грузовика, созданного на базе вазовского минивена «Надежда», а затем внедорожника «Сталкер». Однако из-за кризиса реализацию проектов пришлось отложить: кроме «семерки» на чеченском конвейере ничего с тех пор так и не появилось. Мощности чеченского предприятия составляют всего около 30 000 автомобилей в год. Но если еще год назад речь шла о производстве максимум 15 000 автомобилей, то сегодня идеологи чеченского проекта уверяют, что готовы производить до 200 000 автомобилей в год. Для этого им нужны права на разработку, после чего они собираются организовать полный производственный цикл на территории Чечни с расчетом на экспорт автомобиля. Необходимый объем инвестиций оценивается в 40-80 млн. евро. Автокомпоненты планируют заказывать у оборонщиков, впоследствии занявшись их производством самостоятельно». Это цитата из статьи в «Steer.ru», опубликованной в 2009 году…
Сегодня гигантские цеха «Чеченавто» заполнены сотнями новеньких, собранных на местном конвейере «семерками», которые ждут своей реализации. На днях буквально здесь приступят к пробной сборке так популярных среди молодежи «Приор». И совсем не за горами начало запуска конвейера на полную мощность. А это сотни и тысячи рабочих мест, многомиллионные поступления в бюджет республики, мощный толчок для ее дальнейшего развития и процветания.
Думается, даже ленивому из всего приведенного становится понятно, что Чеченская Республика никак не собирается жить на правах иждивенца и, несмотря на объективные экономические, политические и иного свойства трудности, делает все, чтобы наперекор всем своим врагам добиться статуса высокоразвитого и равноправного субъекта Федерации.
Россия не может позволить себе решать проблему «кормления» своих регионов на митингах граждан, дезориентированных националистической идеологией. Для этого у нее есть более цивилизованные и эффективные рычаги. В числе которых - модернизация всей экономики, универсальная инвестиционная политика и подлинное стремление стать мощным и процветающим государством.
Руслан Караев
КРАСНОДАР. На предприятиях Кубани оценят лучшие практики внедрения бережливых технологий
ЧЕЧНЯ. Магомед Даудов представлен на должность Председателя Правительства Чеченской Республики
ЧЕЧНЯ. Михаил Мишустин назначил Муслима Хучиева своим помощником
Страны ЕС испугались последствий изъятия замороженных российских активов
КРАСНОДАР. В Геленджике наложили арест на один из старейших санаториев по иску Генпрокуратуры
КРАСНОДАР. Глава Краснодара раскритиковал популярное место отдыха горожан
ЧЕЧНЯ. В грозненском аэропорту проходят практику студенты из Ульяновска
Ю.ОСЕТИЯ. Что стоит за скандалом с грузинскими «иноагентами»?
В Госдуме РФ предложили для женщин сократить рабочий день в пятницу на два часа
Запад пытается создать условия для «цветных революций» в странах СНГ: глава ФСБ РФ
АЗЕРБАЙДЖАН. В Сус возвращаются бывшие вынужденные переселенцы
АЗЕРБАЙДЖАН. Семь новых рейсов из Баку открывает летом аэропорт Гейдар Алиев
АЗЕРБАЙДЖАН. Азербайджан и Армения разместили пограничников на делимитированных участках границы
АЗЕРБАЙДЖАН. Азербайджанские гимнастки выступили в трех финалах ЧЕ в Венгрии