Религия Ислам, адаты и традиции определяют чеченскую идентичность и культуру. При встрече каждый чеченец первым делом справится о здоровье. При расставании считается правилом хорошего тона предложение своей помощи. Если в доме траур, то все соседи открывают настежь ворота, показывая тем самым, что беда общая.
Чеченцы – люди чести и человеческого достоинства. Они прививают своим детям здоровое соперничество «быть лучше всех» качество (яхь). Причем, заслуги и недостатки человека принято экстраполировать (распространять) на всю его семью. Недостойный поступок лишает чеченца высокого звания КЪОНАХ, а родственников вгоняет в «краску», а то и в могилу.
В ранг абсолюта у чеченцев возведены культ предков, почитание старших и родителей, гостеприимство, трудовая взаимопомощь (белхи), милосердие ко всему сущему, бережное отношение к природе. Не было, и нет ничего такого, на что человек мог бы смотреть свысока – всё СОТВОРЕНО Всевышним, а потому СВЯЩЕННО!
Женщина-мать имеет особый общественный статус, как хранительница домашнего очага. Она же может остановить смертельную вражду, вынося зеркало или бросив в гущу схватки головной платок. Неуважение к матери и ее родственникам рассматривается как сильный порок. Важное значение чеченцы придают терпению, сдержанности. И не терпят брань, особенно, если задета честь женщины.
Издревле у чеченцев существует институт рыцарства (къонахалла). В разнообразных формах фольклора (преданиях, легендах, сказаниях) воспет подвиг Бейбулата Таймиева, Адин Сурхо, Джумин Акхтулы, Эвтархойн Ахьмада, Зелимхана Харачойского и других выдающихся сынов народа. Чеченцам претит предательство и вероломство.
Рассмотрим процесс зарождения Ислама на чеченских землях. Он утвердился здесь в XVIII веке в форме, известной в арабском мире как тасаввуф, а у европейцев как суфизм. Его последователи - мусульмане сунниты, опирающиеся на базовые положения Ислама. На пути (тарика) приближения к Всевышнему ученики (мюриды) следуют традициям почитания учителей (Устазов, Шейхов и Авлийа). Эти постулаты удивительно близки и созвучны местным адатам. (Я.В. Чеснов. «Расы и народы». М., 2001 г. с. 47-66).
На чеченских землях распространены тарикаты Накшбандийа и Кадарийа, которые в свою очередь делятся на религиозные братства (вирды). Общее число последних достигает тридцати. Религиозная практика включает в себя устные молитвы, обряды, исполнение зикра (радение Всевышнему), посещение зияртов (святых мест).
Внешняя обрядовая жизнь братств различается. Приверженцы тариката Накшбандийа практикую тихий зикр (мысленное поминание Всевышнего), а тариката Кадарийа - громкий зикр. Последний представлен, прежде всего, последователями Шейха аль-Иласхани (Кунта-Хаджи). И близок чеченскому мышлению, вайнахской специфике, а также идее заступничества, которая в реальной жизни выражалась в чувстве долга. (Н. А. Смирнов «Мюридизм на Кавказе». М., 1963 г.).
Семейные связи Шейх аль-Иласхани выдвигал на одно из первых мест. Причем от родителей он требовал ответственности за детей. Долг последних - почтительное отношение к родителям. Не почитающие родителей будут прокляты Всевышним, - учил Кунта-Хаджи. Он заповедовал никому не пересекать дорогу идущей беременной женщине.
Члены братств должны иметь ДУХОВНУЮ СВЯЗЬ с Устазом, подавлять в себе всякую зависть к людям, относиться к ним уважительно вплоть до того, что в любом из них видеть своего Устаза. Как видим, чеченцы задолго до европейцев жили при демократии и были свободными гражданами. К нравственным ценностям и гуманистическим принципам, которыми они жили и руководствовались, европейские народы пришли только лет через 250. Чеченская демократия, можно сказать, - предтеча европейской…