К поразительным, сенсационным результатам приводит сопоставление и анализ исследований ученых по расшифровке клинописных текстов, обнаруженных в ванском районе (Хорохорская запись Аргишти I). В клинописных текстах, выбитых на скале по указанию царя Биайнили (Урарту) Аргишти I в 776 году до н. э., недвусмысленно повествуется о походе против скифов через Кавказские горы. Запись рассказывает потомкам о завоеваниях биайнийского царя Аргишти на пространстве до Северного Кавказа. Текст клинописи перевел по копии Лэйарда известный «урартолог», ныне покойный грузинский исследователь биайнийского языка, А.Г. Меликиашвили:
1 (ku-t)е-i-а-(di ра-r)i-е Kur bi-i-(а...) (Kur hu)-sа-ni us-(tа-di Rur di-di--ni-e Rur ni-е (di) Ur zu-u-(а-ni-е-di) Uru zu-u-(а-ni-e-di) zu-u-а-ni Uru Lugal-s(i) di-i-a-u-(hi-ni-e)-I a-ma-as-tu-i-di 5 te-ru-(bi) (D) UB-(te Uru zu-a) si-a-di KUR KA-si-e (KUR) as-ga-la-si-i-e- Di I Me Y E GAL ha-ar-har-su-(bi IY ME L) URU mes a ma-as-tu-di Kur c-e-ba-ni-(e-li e-di-ni-ni su-tu-gu-bi 10 (Kur)e-ba-ni-u-(ki-e-di_ RUR ga-da-a-I KUR-ni (KUR) as-ga-la-si-i-e- (KUR uru sa-a) –si-lu-u-I KUR-n(i) (X) LIM I ME LXXX (I ar-se II L) IM YII ME Lu (a-se) (XL) IM YI sal u-e-di-a-ni IY LIM IY ME XXY Rur r (a)
«Вышел (?) я из страны Биани (до) страны Хушани. Выступил я (в поход) против страны Диди, против города Зуа; город Зуа, царский город (страны) Диаухи, я сжег; поставил я надпись в городе Зуа. Пошел я через ворота страны против страны Ашкалаши. 105 крепостей я разрушил, 453 города сжег. Три страны я оттуда отторгнул, (их) население присоединил к моей стране: страну Када, страну Ашкалаши, страну города Шашилу. 15(?) тысяч 181 отрока, 2734 мужчины, 10 (?) тысяч 604 женщины, 4426 коней, 10 (?) тысяч 478 голов крупного рогатого скота, 73 770 голов мелкого рогатого скота (я угнал). Четырех царей я оскопил (?) – (царей племен) Шашхи, Ардаракихи, Балтулхи (и) Кабилухи; на месте (там) я посадил (моих) правителей областей».
«Мы располагаем источником подтверждающим, что в 776 году до нашей эры Биайнийский царь Аргишти I, после завоевания страны Диаухи (юго-восточное побережье Черного моря), взятия и сожжения ее столицы Зуа, пересек Кавказские горы с целью войны со скифами. В хорхорской записи утверждается, что войска Аргишти I «прошли через ворота против страны Ашкалаши», 105 крепостей взяли штурмом и 453 городов сожгли. Самоназвание скифов – Ашкалаш – известно историкам давно. Такое количество крепостей и населенных пунктов – многовато даже для такого региона, как все Закавказье того периода.
Очевидно, что поход осуществлялся для завоевания более широкого пространства: от северного Кавказа и до самой реки Тан (Дона). Из записи следует, что в этом походе бианийцы присоединили к своему государству 3 царства «три страны я оттуда отторгнул» – Ашкалаши, Када и страну города Шашилу. Напомним, что в рассматриваемый период скифы располагались на пространстве между Доном и Волгой до предгорий Кавказа. Страна Ашкалаши и является страной скифов, покоренная Аргиштой. Страна Када находилась в западном Закавказье в Кадорском ущелье. До сих пор сохранились развалины древней крепости Када в районе горы Ахыста у реки Кадор и населенного пункта Цебельда в Абхазии. Страна «города Шашила», которую в 776 году до нашей эры покорили биайнийцы, являлась, на наш взгляд, древнейшей родиной нахов и некоторых коренных народов Дагестана, располагалась она в центральных и восточных горах Кавказа. Этот народ являлся коренным народом Кавказа и жил здесь со времен сотворения мира. На каком языке говорил народ «города Шашилу»?
Как звучал их древнейший в мире язык? Можно ли ответить на данные вопросы? Вы удивитесь, но сохранилась не только история, в какой- то мере сохранился и сам древнейший язык белого человека, «народа города Шишила». Биайнийцы принесли с собой как на Кавказ, так и на весь юг будущей России свой язык, в основе которого был хурритский. Произошла ассимиляция местных племен биайнийцами. Эта тема мало изучена. Языковеды могут заметить присутствие архаичных слов в современном нахском языке. Например, предлагая закрыть дверь мы употребляем слово «неI», по смыслу соответствующее обработанной шкуре крупного рогатого скота, которой завешивался входной проем жилищ у народа «шашшала» в древности. В это время биайнийцы имели свое название двери «duare», которое перешло и в русский язык, и даже в английский, сохранив свое значение «дверь». Следующий пример: анатомические названия частей тела человека у современных нахов построены по принципу «дерева и ветвей». Так, позвоночник «букь-тIа» идентичен стволу дерева, а основные части тела соответствуют ветвям: «баьр-га» – глаз, «цер-га» – зуб, «куь-га» – рука, «ког-га, маьг-га» – нога и т. д. Перечисленные слова, на наш взгляд, употреблялись в языке народа «шашшала» до ассимиляции их биайнийцами.
В биайнийском языке слово «глаз» обозначалось знаком «зе». Новое биайнийское название органа зрения – «зе» – не только сохранилось в чеченском языке, но также перешло в русский язык («зрение»), в немецкий язык («seen» – видеть), аналогично и в другие европейские языки. Можно привести массу других примеров присутствия архаичных слов в современном нахском языке, употребляемых наряду с другими словами, идентичными как по смыслу, так и по произношению, многим словам европейских народов. Двуязычие современного нахского языка – отдельная незавершенная языковая часть рассматриваемой нами темы. Несмотря на различные катаклизмы, наши предки сохранили и пронесли через века основы своего древнейшего языка, обычаи и традиции. Археологи нашли при раскопках города Мусасир на территории Биайнили корону, предположительно принадлежавшую царю Аргишти.
Сегодня она хранится в музее Анкары. Вглядитесь в рисунок на шлеме урартийского царя Аргишти. У всех нас появилась уникальная возможность увидеть, как были одеты наши далекие предки более 2,5 тысяч лет назад, какое они имели вооружение. На чеканке короны, с левой стороны, пятеро воинов-биайнийцев преодолевают Кавказские горы. На головах у них шлемы с гребнем. В руках у них короткие дротики и маленькие круглые щиты. Седьмой воин (слева направо), наносящий удар по биайницу, стоящему на коленях, является, на наш взгляд, воином народа шашила.
На голове у него высокая шапка. Верхняя одежда по длине опускается до колен и соответствует «чоа» (традиционной одежде чеченцев). Однако вернемся к цели нашего повествования о городе-крепости Магас. После уничтожения крепости в 1239 г. монголами, территория использовалась для стоянок торговых караванов и продажи рабов в Золотой Орде. Город был впоследствии восстановлен и переименован в Кула. До наших дней сохранилось название местности: «Кул аре». Такое же, незначительно измененное, название носит и расположенное поблизости селение Кулары. Словосочетание «Кул аре» состоит из двух слов: тюркского «кул» – раб и нахского «аре» – долина. Дословно: долина у Кула. Поселения Алхан-Кала возникло в относительно поздний исторический период. Предположения относительно крепости Кула подтверждаются также историческими документами.
В летописях восточных историков мы встречаем название восстановленного на месте бывшей крепости Магас нового города, уже носящего название Кула. Так, у арабского писателя историка Низам ад-дин Шами, сопровождавшего армию Тимура в качестве писца при походе против Тохтамыша в 1396 году, мы находим: «Тимур, вознамерившись идти на Бурагана, велел вырубить леса и сделать дорогу. (При этом походе) они попали к горе Эльбурз (общее название Кавказских гор у древних тюркских народов), на горе нашли много крепостей и без числа больших областей, много сражались с врагами веры и взяли бесчисленную добычу из имущества неверных. Они стали там лагерем, и эмир Хаджи-Сейф-ад-дин, испросив разрешение, устроил пир (той), и несколько дней они провели в тех местах в удовольствиях и наслаждениях, и срывали лепестки розы веселья с цветника победы и одоления. Выступив оттуда, они отправились на Кула и Тауса».
К сожалению, Низам ад-дин Шами не оставил нам подробностей о городе-крепости Кула, преемнике Магаса. Однако само упоминание Кула в XIV веке Низам ад-дин Шами, с топонимической привязкой к местности Кул- Аре, завершает идентификацию города Магас, как крепости Мкс, штурм которой описан 1238 – 1239 гг. у Джувейни. Что за племена населяли древний город Магас? Безусловно, это были предки нахов, равнинное оседлое население с высокоразвитыми традициями земледелия, скотоводства, рыболовства, охоты, разнообразных промыслов и ремесел, активных взаимоотношений с внешним миром. Магас был крупнейшим, главенствующим политическим, военно-стратегическим, религиозным, экономическим центром всего Северного Кавказа. Отождествление Алхан-Калинского городища с городом Магас находит подтверждение в трудах чеченских историков (Я. Вагапов) как столица протонахских племен.
На наш взгляд, Биайнили (Урарту) продолжило экспансию на север, и после строительства крепости Магас. Мы находим следы пребывания биайнийцев (народа Ван) в районе реки Тан (Дон). Великий исландец Снорри Стурлусон указал в свое время на место расположения прародины скандинавов. Этой страной являлась Великая Свитьод (Великая Швеция), страна с суровым климатом. Он называет ее в саге «Круге земной» Холодной Свитьод. Стурлусон сообщает, что их предки асы (ашкалаши) жили где-то восточнее реки Тан (Дон). В Саге об Инглингах, в «Круге земном», Стурлусон повествует о своих предках следующее: «С севера с гор, что за пределами заселенных мест, течет по Швеции река, правильное название которой Танаис.
Она называлась раньше Танаквисль, или Ванаквисль (Дон). Она впадает в Черное море. Местность у ее устья называлась тогда Страной Ванов, или Жилищем Ванов». Древние скандинавы считали своей прародиной-Швецией восточноевропейскую равнину, и проживали здесь по соседству с ванами (биайнийцами). Сделанные в этой работе предположения, возможно, будут оспариваться, поскольку они не соответствуют установившейся хронологии исторических событий на Кавказе. Циники будут задаваться вопросом — как это могут оказаться ошибочными научные положения, существовавшие сотни лет? Можем лишь возразить на это, что теория Птолемея, который «поместил» Землю в центр Солнечной системы, просуществовала более тысячи лет, пока Коперник не «поправил» ее. Не переоценивая свои возможности, скажем, что одним из величайших недостатков мышления человека является то, что мы любим поспешно выстраивать теории, которые в дальнейшем защищаем любой ценой. Во всяком случае, нам интересно любое мнение. Основная цель статьи – возбудить у молодых историков желание искать объективные следы нашего прошлого.
Использованная литература: 1. Рашид-ад-Дин, 1960. СМИЗО, 1941. С.27-28.
2. Караулов Н. А., 1908. С.73, прим. 101.
3. Minorsky V., 1952. Р.232; Минорский В.Ф., 1963.
4. Крупное Е. И., 1969. С. 17.
5. Кузнецов В. А., 1971. С. 15.
6. Гриценко Н. П., 1975. С.39.
7. Кодзоев Н. Д., 2001. С.40-45.
8. В. Б. Виноградов. Загадочный Магас.
9. Л. Мровели Картлис Цхевроба.
10. Сэйс «Тhе cuneiform inscriptions of Van» (JRAS, 1882 г.)
11. Меликишвили.урартские клинописные записи. Надписи Аргишти I, сына Менуа. 128 В1 (по копии Лэйарда), 45 (Т, II).
12. Снорри Стурлусон. Сага об Инглингах.
13. Мунчаев Р. М. К истории археологического изучения Чечни // Культура Чечни: История и современные проблемы. М., 2006.
Мусайп ВисенгереевВернуться в начало
checheninfo.ru