ДАЙДЖЕСТ: |
Телетлинский Кибит-Мухаммед, сын хана Хачулав-Мухаммеда, был человек бедный, но ученый. Он сопутствовал Гамзату и Шамилю во всех их походах, с завистью смотрел на их власть и могущество и имел сильное желание достигнуть значения в народе и быть после Шамиля имамом. С этой целью он с помощью хитрости возмутил народ и истребил телетлинских беков (33 человека) в один день, сжигая их вместе с женами и детьми. Кибит-Мухаммед продолжал действовать таким образом и говорил, что он поступает по шариату. Генерал Фези, узнавши о таковых действиях Кибит-Мухаммеда, выступил в 1252 (1835) году против него с отрядом из всего Дагестана, чтобы наказать его и захватить там Шамиля и Ташау-Гаджи, чеченского ученого и друга Шамиля. Прибыв к Телетлю, он остановился на телетлиноких посевах и окружил аул. После сражения русские завладели половиной селения. Шамиль и Кибит-Мухаммед заперлись в мечети и 20-ти саклях. Они ослабели от большой потери, и голода, а потому, не имея сил более защищаться, послали секретно письма к Мухаммед-Мирзе-хану, прося его устроить мир между ними и русскими. Мухаммед-Мирза-хан настаивал заключить мир и успел обольстить генерала Фези. Мир был заключен. Фези с отрядом возвратился в Аварию. [21] Заложниками мира были: племянник Шамиля по сестре Гамзат и племянник Кибит-Мухаммеда. Что касается до Ахмед-хана, то он желал погасить возмущение в Дагестане прекращением рода Кибит-Мухаммеда, взятием Шамиля и его товарищей и разорением Телетля так, чтобы не осталось в нем камня на камне. Поэтому между Ахмед-ханом и Мухаммед-Мирзой-ханом возникла неприязнь за то, что сей последний обманул генерала Фези и склонил его заключить мир и тем помог Шамилю и Кибит-Мухамеду избавиться от неизбежной гибели. Из Телетля Шамиль и Ташау-Гаджи со спутниками своими направились через Гидатль в Чирката.
Здесь нужно заметить, что Шамиль выступил на помощь Кибит-Мухаммеду в Телетль с 300 всадниками. Когда он прибыл в Карату, то жители Ахваха, узнав об его намерении, преградили ему путь между Ахвахом и Асабом; но после угроз пропустили. Достигнув до селения Асаба, что в Гидатле, он встречен был жителями Гидатля, как враг, и после перестрелки принужден был бежать обратно с такой поспешностью, что женщины ахвахские, встретив сподвижников его, завладели значками их и отняли весь съестной запас. Шамиль с трудом добрался до Зунуба (покосные места Караты) и укрывался в одной пещере 12 дней с небольшим числом спутников, потом тайно ночью пробрался через ахвахские деревни до моста Гида. Гидатлинцы не позволили ему перейти через мост. Он обратился к селению Ратлу, перешел в селение Кэх через мост и достигнул Телетля через возвышенности Каралал. Такого труда стоило Шамилю придти на помощь к Кибит-Мухаммеду. На возвратном же пути он не встречал подобных препятствий. Перед прибытием в Телетль Шамиль послал с возвышенности Каралал в Андалал письмо следующего содержания: “Я и вы — братья по религии. Две собаки дерутся, но когда увидят волка, то, забыв свою вражду, вместе бросаются на него. Хотя мы враги [22] между собою, но русские — волк наш, а потому прошу вас соединиться со мною и сражаться против общего врага; если вы не поможете мне, то Бог — моя помощь”. Андалалцы не приняли его просьбы и с генералом Фези пошли против него в Телетль.
В следующие три года Шамиль делал беспрестанные, не неуспешные набеги на окрестные сел. Койсубу: Игали, Харачи, Харадирих, Мушули; в Гумбет и Андию. Но аварцы под начальством хунзахского Хаджи-Мурата, Кара-Киши, Химмад-бека, Шах-Шабека Дженгутаевского и других, везде препятствовали его успехам. Все эти схватки были между одними мусульманами, без участия русских.
ВСТУПЛЕНИЕ ШАМИЛЯ В АХУЛЬГО И ЕГО УКРЫТИЕ
Шамиль не извлек никакой пользы из своих набегов. Лишившись всякой надежды на содействие и помощь дагестанцев, видя себя окруженным со всех сторон врагами, как русскими, так и вольными племенами Дагестана, не хотевшими подчиниться его власти, и слыша о приближении русских, он избрал Ахульго и, войдя в него с небольшим числом мюридов, приказал провести с одной доступной стороны ров (Ахульго окружен с трех сторон обрывом), укрепить его и построить для себя дом, в котором стал ожидать прихода русских.
В начале лета 1256 (1839) года месяца рабиуль-аввала, генерал Граббе с отрядом, в котором участвовали Мехтулинский Ахмед-хаи и вся конница Дагестана, прибыл в Ахульго и осадил его. Три месяца продолжалась осада: русские предложили Шамилю выдать в заложники одного из его сыновей. Он согласился и вручил им малолетнего своего сына, Джемалэддина. Потом потребовали, чтобы он сам приехал в лагерь. Шамиль, опасаясь измены, отказался и решился защищаться. [23] После 12-ти часового штурма русские завладели укреплением. Шамиль с семейством и семью приверженцами: Мухаммедом-Ах-Берды-Хунзахским, гоцатлинцами: Мухаммедом Худанат-оглы, Бамматом-Мухаммедом-бек-оглы, Пилятом Мухаммед-оглы, чиркеевцем Юнусом Мухаммед-оглы, Hyp-Али Харадирихским и Зираром Али-оглы Шагадийским, спустился по обрыву на берег Койсу и скрывался там под скалою три дня, откуда на четвертые сутки бежал ночью в Шубут. Русские, получив в добычу всю казну Шамиля и его имение, взяв в плен много семейств, возвратились через Чиркей в Шуру.
ВСТУПЛЕНИЕ ШАМИЛЯ В ГЕХИ И ЧЕЧНЮ
По мере того, как усиливались притеснения генерала Пулло над чеченцами, увеличивались и просьбы последних к Шамилю, чтобы он пришел освободить их. Шамиль с радостью спешил исполнить их желание. В 1256 (1839) году, спустя 5 месяцев после бегства из Ахульго, зимой, Шамиль явился с горстью своих мюридов в селение Атах, что в Гехи, жители которого тотчас же признали его имамом. Таким же образом покорились все селения Гехи и Чечни. Потом по приглашению Шамиль отправился в Аух и Салатау, которые также признали его имамом. Шамиль, увлеченный успехом, прибыл через Чиркей со скопищем чеченцев, салатавцев и чиркеевцев в селение Ишкарты, в надежде что шамхальцы так же примут его. Посланный против него небольшой отряд русских с шамхалом и Ахмед-ханом был им окружен; но на другой день вовремя подоспели главные силы русских, выручили шамхала и Ахмед-хана и Шамиль принужден был отступить обратно через Чиркей, Буртунай и Баяв в Дарго-Ведено, которые он избрал своей резиденцией. Число мугаджиров (дезертиров) постоянно возрастало; в скором времени Дарго стало многолюдным селением. Шамиль постоянно [24] получал со всех сторон приглашения придти с войском и никогда не отказывался. Он умел снискать своими ласками и обещаниями расположение дагестанцев, заслужить их доверие и привлечь на свою сторону умных, ученых, и влиятельных людей, которых назначал своими наибами. Таким образом, ему подчинились: Чечня, Гумбет, Салатавия, Анди, Шубут, Киялал, Ункратль, Чамалал,. Нуцатли, Калалал, Боголал, Гидатль, Баклаж, Тетлал и Каралал. И несмотря на то, что горцы народ дикий, склонный к грабежам и разбоям, с боязнью смотрящий на всякое нововведение, они признали его своим имамом, и до такой степени предались ему, что по приказанию его жертвовали жизнью и сражались против своих отцов, братьев и детей. Шамиль со своей стороны заботился о подчиненных, как о родных детях. Упрочивши свою власть назначением преданных ему людей наибами, Шамиль занялся приведением в исполнение шариата, искоренением обычаев, противных его постановлениям, как-то: курения табака, употребления горячих напитков и проч. В некоторых местах, как например, в Гидатле, Боголале, Цунте, Чамалале и других, женщины до Шамиля не носили штанов. Прекратив междоусобные брани и родовые неприязни, Шамиль слил общества в один народ, готовый исполнять все его приказания. Горцы беспрекословно, наружно и внутренне, принимали и исполняли все его распоряжения. Шамиль был признателен к ним и по заслугам награждал каждого; он старался направить их на истинный путь и доставить им пользу и удобства жизни, никогда не отступал от шариата (исключая два случая); он вел газават, как предписывают коран и хадис. Слава и влияние его на Дагестан после того со дня на день увеличивались в продолжении пяти лет, до 1262 (1845) года. [25]
НАПАДЕНИЕ ШАМИЛЯ НА КАЗИКУМУХСКОЕ ХАНСТВО И ПОКОРЕНИЕ ЕГО
В конце 1257 (1840) года, Шамиль по просьбе казикумухцев, направился с войском через Андию, Карату, Телетль в Казикумухское ханство и остановился в Ругудже. В тот же день генерал Фези прибыл в Чох. Поутру чохские старшины и ученые пришли к Фези и просили его возвратиться. Фези согласился, но со своей стороны приказал чохцам попросить Шамиля, чтобы он не приходил к ним; в противном случае, если они позволят вступить ему, то все чохские купцы, находящиеся в Тифлисе и других местах, будут арестованы и сосланы в Сибирь, а товары их, в которых и они участники, будут конфискованы. По возвращении Фези, чохцы послали к Шамилю в Ругуджу двух ученых Мухаммеда-Пирау и Ахмада Ханзад-оглы, просить его возвратиться назад и передать ему слова генерала Фези. Шамиль как будто принял их просьбу, сказал послам, что вечером возвратится в Телетль и просил их быть покойными. Чохские послы возвратились. Шамиль же, пользуясь туманным днем, двинулся вслед за ними. Чохцы, узнавши от послов, что Шамиль возвратился к вечеру в Телетль, были совершенно спокойны. Но вдруг внизу послышался гимн мюридов “ла-илага-илля-ллаг” и показались значки их. Шамиль употребил такую хитрость, потому что боялся сопротивления чохцев. Он застал их врасплох. Чохцы не оказали никакого сопротивления и убедительно просили Шамиля возвратиться. Шамиль согласился и сказал: “Я возвращаюсь в Ругуджу только для освобождения ваших купцов”. Чохцы были очень благодарны. Ночью Шамиль из Ругуджи, освещая путь факелами направился через мост Анада к Казикумухскому ханству. К утру он достиг селения Бухды и в тот же день после перестрелки вошел с войском в сел. Кумух, убил там дженгутаевского Ягья-бека Будай-оглы с тринадцатью [26] человеками, пленил князя Грузинского, Мухаммед-Кадия-Цугура и некоторых других жителей Кумуха. Взяв в заложники Махмуд-хана и Тагир-бек-оглы, племянника Аслан-хана, сына Гарун-бека Мирзу-Зану и многих других почетных лиц и назначив наибом казукумухским Гаджи-Ягья-хана, сына Тагир-бека, Шамиль возвратился с большой добычей в Дарго.
По прибытии в Дарго, Шамиль занялся литьем орудий и заготовлением военных припасов для войны с русскими и мусульманами, не признававшими его власти, отдав приказание убивать всех мятежников и людей подозрительных, а имения их конфисковать. Отлитием орудий занимались Гаджи-Джебраил Унцукульский и Муса Казикумухский; первый познакомился с этим искусством в Египте во время путешествия своего в Мекку, а второй был хороший оружейный мастер и помогал ему.
ПРИБЫТИЕ ПОСЛА ЕГИПЕТСКОГО ПАШИ ИБРАГИМА, ИНЖЕНЕРА ЮСУФА-ГАДЖИ
В 1257 (1840) году приехал через Чечню из Египта по просьбе Шамиля, инженер Юсуф-Гаджи Юсуф-Зада-оглы. Он обладал знаниями, неизвестными до того времени никому в Дагестане. Он хорошо знал все науки и в особенности математику и архитектуру. Когда Шамиль увидел его громадные знания, то приказал мне учиться у него математике и архитектуре и Гаджи-Юсуф передал мне все свои знания. Потом, по совету Гаджи-Юсуфа Шамиль устроил низам (регулярное войско), разделив его на сотни и десятки и поставил в каждом обществе наиба. Юсуф-Гаджи занимался постройкой укреплений и всячески старался содействовать предприятиям Шамиля по управлению и в военных действиях. Таким образом власть Шамиля в Дагестане еще более увеличилась и приказания его возымели большую силу, чем прежде. Шамиль видел в этом явную пользу и уважал [27] Юсуфа, как виновника всех улучшений. Однако же приближенные и наибы, видя сильное влияние Юсуфа, старались оклеветать его перед Шамилем. Шамиль вел переписку с хункером (турецким султаном) и просил у него помощи. Хункер постоянно обещал прислать войско и со своей стороны просил Шамиля не унывать и действовать. Так как письма хункера были писаны по-турецки, то никто, кроме Юсуфа не мог читать их. Наибы воспользовались этим и сказали, что Юсуф передает все сведения эти русским. Шамиль поверил словам их и прогневался на Юсуфа, и несмотря на все его заслуги, конфисковал его имение и сослал в селение Ахна, что в Тинди, которое горцы называли Сибирью. Три года Юсуф провел в изгнании, несмотря на все ходатайства за него. Потом через Чарби и Чахнер он бежал в Грозную, где был благосклонно принят. Он скончался в Грозной 1272 (1855) года, спустя восемь месяцев после бегства.
ВОЕННЫЕ ДЕЙСТВИЯ ШАМИЛЯ В ДАГЕСТАНЕ И ВЗЯТИЕ РУССКИХ УКРЕПЛЕНИИ
Когда увеличились притеснения русских и мусульманских начальников над подвластными русскому правительству дагестанскими племенами, то начали беспрерывно приходить из Унцукуля и других селений Дагестана, в особенности из Аварии, послы и письма, призывая Шамиля освободить их от ига русских, обещая повиноваться ему и в точности исполнять все его приказания. В 1260 (1843) г., 1-го шаабана, Шамиль выступил из Дарго с 10-ю тысячами конницы и 3-мя орудиями своего приготовления. По прибытии в Мухиту, что между Унцукулем и Ашильтою, он приказал наибам с частью авангарда подняться на гору перед Унцукулем и опять поспешно спуститься назад, а когда унцукульцы выедут на тревогу, думая, что это набег одного какого-нибудь наиба, что и прежде часто случалось, то чтобы [28] броситься на них и наказать их за дерзость. Наибы поступили как приказал Шамиль. При появлении авангарда на горе унцукульские юноши выехали на тревогу и, полагая, что это партия какого-нибудь наиба, бросились на них. Когда они подскакали на близкое расстояние, то вся конница Шамиля бросилась на них; унцукульцы обратились в бегство; их преследовали до самой деревни, и они оставили на дороге около ста тел. Потом Шамиль окружил селение Унцукуль. После несколькодневной осады русские под начальством Клюки-фон-Клюгенау пришли на помощь и остановились в сел. Харачи. Клюки-фон-Клюгенау приказал части отряда занять унцукульские сады и завладеть дорогой. Сады были заняты, но завладеть дорогой в Унцукуль русские не могли. После сражения, в котором русские потеряли 300 человек убитыми и два орудия, Клюки-фон-Клюгенау возвратился с отрядом в Аварию. Унцукульцы и русский гарнизон, истощив силы и не имея надежды на помощь, послали пристава Кибиг-Гаджи и поручика Аносова с солдатами (около 150) просить помощи. Шамиль сказал Аносову: “Зачем ты сражался со мною?” Аносов отвечал: “Потому что ты враг нашего царя, а мы его слуги и должны сражаться с врагами сколько достанет силы; я не мог выиграть победы, но если бы остались снаряды, то я не перестал бы сражаться с тобой”. Крепость и селение по приказанию Шамиля были сожжены и разрушены, так что не осталось камня на камне. Две пушки, скот и прочее имущество унцукульцев и солдат были разграблены так, что не оставили даже иглы. На другой день Шамиль двинулся к Балаканам. После небольшой перестрелки, поручик Думинский с гарнизоном и одной пушкой, сдался военнопленным. Оттуда Шамиль направился в Цатаных, где стоял с ротой храбрый капитан Дементьев. Неумолкаемая перестрелка происходила с вечера до утра; за каждой амбразурой лежало по 1000 и больше гильз от патронов солдатских; пушки их [29] разогрелись от частых выстрелов, так что нельзя было прикоснуться к ним рукою. Войско Шамиля потеряло много убитыми и ранеными. Из солдат никто не положил оружия. Наконец силы Шамиля завладели укреплением и двумя пушками со всеми снарядами. Потом Шамиль прибыл с войском в Танус и, остановившись в доме Мухаммеда, отправил несколько партий по селениям Аварии, откуда, по прибытии их все приверженцы русских бежали в Хунзах, где находился в то время Клюки-фон-Клюгенау с отрядом. В селении Акачи был с ротою прапорщик Золотов — большой трус. Он без всякого сопротивления сложил оружие и явился с ротою, одною пушкой и всеми снарядами к Шамилю в Танус. В селении Гоцатль стоял с двумя ротами капитан Кузьменко, цвет лица которого был железный. Это был настоящий храбрец. Шамиль послал против него Кибит-Мухаммеда и Абдурахмана Карахокого с четырьмя тысячами. После продолжительной перестрелки ему предложили сдаться военнопленным, говоря, что прапорщик Золотов сдался и теперь находится у Шамиля и что нет никакой пользы сопротивляться таким силам с этой горстью войска. Кузьменко не поверил и просил, чтобы к нему привели Золотова. Золотов был приведен и сказал ему: “Выходи, потому что ты не в силах сопротивляться, а если сдашься, то будет тебе большая польза”. Кузьменко закричал на него из башни: “Да будешь ты проклят Богом! Ты ел хлеб царя Русского, носил его одежду, а теперь служишь его врагу. Я же умру здесь!”. Потом закричал роте: “К ружью!” — и завязалась перестрелка. Лафет у орудия русских был разбит, солдаты ослабели; укрепление было взято со всеми запасами и орудиями. Капитан Кузьменко, с оставшимися в живых 20-ю солдатами, был представлен Шамилю в Танус. Сам генерал Клююи-фон-Клюгенау был осажден в Хунзахе. Таким образом дела продолжались до конца месяца. [30]
ПРИБЫТИЕ КНЯЗЯ АРГУТИНСКОГО И ОСАЖДЕНИЕ ШАМИЛЯ В ТАНУСЕ
Князь Аргутинский, услышав, что Шамиль проник во внутренность Аварии и осадил в Хунзахе Клкюки-фон-Клюгенау, двинулся из Казикумуха с русскими, андалалцами, казикумухцами и цудахарцами и остановился в укреплении Гергебиль. Наибы, узнав о прибытии Аргутинского в Гергебиль, немного испугались и хотели возвратиться с добычею, которая была уже в их руках. Шамиль, видя, что наибы струсили, пожелал секретно испытать их. Он созвал их и сказал: “Дошло известие, что Аргут с большими силами остановился в Гергебиле; так что вы считаете за лучшее: возвратиться или остановиться здесь, чтобы сражаться? А этот проклятый Аргут — бурдюк обманов, коварный, хитрый, настоящая лисица”. Наибы пришли в испуг и хотели возвратиться, но никто не решался этого предложить. Кибит-Мухаммед сказал: “Я лично предпочитаю возвратиться”. Шамиль разгневался и оказал: “Возвращайся ты, Кибит-Мухаммед! Мы знаем твою трусость, и ты в подобных случаях говоришь, как женщина. Что же касается до меня, то я не хочу возвращаться, чтобы вслед мне смеялся этот армянин и его товарищи — богоотступники! Я согласен скорее умереть, чем оставаться в живых и переносить такое посрамление! Вы можете возвратиться куда хотите, а мне достаточно этих товарищей!” И указал на мюридов. После такой речи, наибы немного ободрились. Шамиль послал навстречу Аргутинскому наиба Hyp-Али с чарбинцами в Бухната (место около Гоцатля). После упорного сражения наиб и чарбинцы бежали. За ним Шамиль послал Хаджи-Мурата; он не в силах был сразиться и возвратился с войском в Танус. Аргутинский подошел к Танусу. Клюки-фон-Клюгенау тоже вышел из Хунзаха и соединился с ним. После семидневной осады Аргутинский, не находя [31] возможности вытеснить Шамиля из Тануса, возвратился и остановился с войском под селением Генечутль в 2-х верстах от Тануса. Шамиль тоже, видя бесполезность пребывания в Танусе и большую потерю войска, приказал Хаджи-Мурату сжечь аварские селения и посевы, а жителей переселить в Хиндалал. Хаджи-Мурат исполнил приказание имама, сжег аварские селения и посевы, а жителей переселил в Хиндалал. Шамиль возвратился в конце лета в Дарго, а войска распустил по домам, приказав им быть готовыми к походу после байрама, осенью. В этом походе горцы потеряли убитыми и ранеными около 1000 человек. Потеря у русских убитыми не известна, а в плен взято 700 солдат, которые были розданы наибам.
Офицеров взял Шамиль с собою в Дарго. В этом походе отнято у русских десять орудий со всеми снарядами.
ПОХОД ШАМИЛЯ НА ГЕРГЕБИЛЬ
Спустя пять дней после праздника, в начале месяца шаввала 1260 (1843) года, Шамиль с 11000-ым войском выступил к Гергебилю. Приблизившись к селениям Кикуни и Гергебиль, он приказал войску занять сады гергебильские. Под стенами укрепления произошло сражение. В этом укреплении с гарнизоном стоял майор Шаганов, которого храбрость завлекла противиться и сражаться с такими силами Шамиля. Ему три раза предлагали сдаться, но он не принял предложения; на выручку его не приходил никто ни из Шуры, ни из Акуши; хотя какой-то генерал поднялся ив Шуры на Аймякинские высоты, но не опускался к укреплению Гергебилю и скоро возвратился. Войска Шамиля воодушевились этим, а русские пали духом. Если бы не показывался генерал на возвышенности, то взять Гергебиль стоило [32] бы большого труда. К Шамилю присоединился цудахарский кадий Аслан с небольшой партией. Шаганоз и солдаты сражались днем и ночью беспрерывно, потеряли всякую надежду. Наибы окружили укрепление и начали осаждать, делая подвижной завал из дров. Укрепление было обессилено, вода отведена. Гергебиль был взят штурмом. Потом войска двинулись на плоскость и остановились в Дженгутае. Хаджи-Мурад сжег ханский дворец Ахмед-хана. Оттуда Шамиль перешел в Казанище, где остановился в доме Шамхала, распределив войска свои по селениям Шамхальства (в Кафыр-Кумухе, Муслим-ауле, в больших и малых Казанищах в Буглене). Шамхал с семейством и нукерами бежал в Шуру — Шамилю покорилось Шамхальство и Даргинский округ и присоединился к нему акушинский кадий Мухаммад. Чтобы увеличить свои силы, Шамиль послал в Чечню послов, призывая всех всадников под начальством храброго Шуаса (чеченского ученого). Чеченцы не замедлили придти. Шамиль советовался с наибами о средстве взять укрепление Темир-Хан-Шура. Созвав все шамхальство и сделал им наставление, Шамиль поставил на место шамхала брата его глухого Мухаммад-Бека. Потом приказал с каждого двора привезти по одной арбе дров и сложить около Муслим-аула. Народ старательно исполнил приказание его. В продолжении 1,5 месяца наибы делали набеги на укрепление Бурное, разграбили его; глухой Мухаммад-Бек с конницею шамхальского и несколькими орудиями разъезжал вокруг Шуры, заводя перестрелку. Через 15 дней после того, как Шамиль приказал свозить дрова около Муслим-аула, из Чечни пришли русские на освобождение Шуры, и на другой день поутру двинулись на нас (в конце осени). Завязалась битва между Муслим-аулом и Казанищами, Шамиль был разбит и бросивши одно орудие, бежал в Эрпели. Потеря горцев подсчитывадась убитыми 150 чел. и около 300 ранеными. Шамиль через Гимры [33] отправился в Дарго, конница через Аймаки разъехалась по домам, а пехота и орудия через Чиркей, Буртунай и Баяи прибыли в Дарго.
ПОХОД ГЕНЕРАЛА ЛИДЕРСА К КАРАДАХСКОМУ МОСТУ
В 1261 (1844) году Шамиль выступил в Салатавию и Аух против русских войск. Здесь не происходило никакого сражения. Шамиль оставался там 15 дней. Потом из Даргинского округа Акуши пришли лазутчики, чтобы Шамиль явился туда. Он двинулся с 4-мя тысячами конницы и десятью наибами из Гимров, через Харкас и Кутиши в Акушу и остановился в доме Акушинского Мухаммад-Кадия. Вслед за ним прибыли Койсубуюнские наибы: Гимринский Ибрагим, Балаканский Муса и Инхулайский Саид с тремя орудиями и глухой Хаджи Мухаммад Чохский и Согратлинский кадий Мухаммад. Здесь собрались все наибы Дагестана, исключая Кияла, Ункратля, Чамалала, Тиндалала, Богулала и их войск. Через несколько дней русские войска под начальством генерала Лидерса и князя Аргутинокого выступили из укрепления Темир-Хан-Шура. Шамиль услышал об этом, созвав всех наибов и Акушинского кадия Мухаммеда посоветоваться о предстоящих действиях. После многих прений признали за лучшее сделать отступление. Шамиль и наибы возвратились в Бархалис и Хулис. Нас преследовал Аргутинский, разбил — и мы должны были бежать, потеряв много убитыми. Шамиль достигнул Цудахара и остановился в доме кадия Аслана, но оттуда принужден был тотчас же бежать, оставив солдат, три пушки и убитыми более ста человек под ногами русской конницы. Потом бежал с остатками войска к Карадахскому мосту.
Переправившись через мост, он приказал сломать его, сделать на берегу завалы и поставил орудия. Лидерс начал с нами перестрелку, а Аргутинский с [34] войском через мост Маали хотел идти в Гоцатль. Шамиль послал, чтобы ауховцы поспешили прибыть к нему на помощь. Через 10 дней на рассвете русские возвратились. Мы преследовали их. Кибит Мухаммад с частью своего войска бросился через Карадахский мост вслед за русскими, но преследование наше было безуспешным, потому что мы потеряли в то время много убитыми, в числе которых было несколько почетных лиц 15.
Народ, видя возвращение русских, говорил, что они возвратились по причине смерти какого-то вельможи. Но я полагал, что у русских не достало сухарей. В этот же день выбежал к Шамилю Елисуйский Даниель-Султан. Он встретился с Шамилем у Карадахского. моста, Шамиль приказал ему поселиться в Карате, а сам, распустив войска по домам, возвратился в Дарго-Ведено.
ПОХОД КНЯЗЯ ВОРОНЦОВА В АНДИЮ
Главнокомандующий князь Воронцов двинулся с отрядом во внутренность Дагестана. Сам он шел через Чиркей, Аргутинский из Казикумуха в Телетль и один генерал из Шали с силами и средствами, с какими еще никогда не предпринимался ни один поход в Дагестане, говоря: “я раздавлю Шамиля и его скопище и сотру с земли наибов и войска”. Шамиль, получивши сведения, что главнокомандующий остановился в Буртунае с сильным отрядом и большим количеством орудий и направляется прямо в Ведено, приказал Чиркеевскому сотенному Раджебиль Мухаммеду умертвить всех пленных русских офицеров, находящихся во всех селениях Дагестана и Чечни.
После того через несколько дней Шамиль со всеми наибами приготовился выступить на встречу главнокомандующему. В четверть месяца Рабиуль-аявала 1264 [35] (1845) г. Шамиль выступил со всем войском Дагестана в селение Алмах, что в Салатавии. Здесь на совет собрались все наибы Чечни и Дагестана. Шамиль сказал: “Знайте, что главнокомандующий идет на нас со всеми силами Кавказа. Цель его должна быть или истребить нас совершенно, или заключить с нами мир. Так знайте, что если кто-нибудь из вас будет просить меня примириться с русскими, того я убью или зашью ему рот (что и подтвердил клятвою)”. Наибы все поклялись, что будут сражаться. Шамиль отправил некоторых из них занять Анчимеэрские высоты, чтобы пресечь путь в Андию и Гумбет. Через несколько дней, получив известие, что русские завладели Анчимеэром, наибы и Шамиль испугались и не знали, что предпринять. Шамиль отправил против русских войска в укрепленный Буцрах, а сам тотчас же возвратился в Дарго-Ведено. По прибытии своем, приказав жителям выселиться немедленно в Чечню или куда они сами пожелают, а сам в полдень того же дня отправился в Андию и велел войску расположиться в Буцрах (укрепленное место). Русские поднялись на Гумбетские высоты и остановились там. Через три дня сделалось холодно и выпал снег, который причинил большой вред войску и лошадям русских. Отряд русских оставался там около десяти дней. Шамиль выехал из Андии осмотреть войско и укрепление Буцрах, и, счев его неважным, приказал войску разместиться по деревням Андии. Войска возвратились в Андию и Шамиль остановился в доме андийского наиба Рамазана в с. Анди. После того через 5 дней авангард русской конницы устремился на Буцрах (из Буцраха видны все села Андии). Шамиль приказал сжечь все селения Андии. Села были зажжены и через полчаса русская конница напала на нас. Войска Шамиля без всякой перестрелки разбежались. Главнокомандующий остановился над селением Анди. Русское войско гордилось своими успехами. Шамиль и наибы были в страхе, не [36] зная что делать. Через 2 дня из Чечни от наибов и ученых Шамиль получил письма, в которых его просили вернуться в Дарго: “Мы и наши жены клянемся умереть за тебя и будем служить тебе не так как дагестанцы, которые бежали, нисколько не сражаясь”. Шамиль успокоился и возвратился с мюридами и чеченцами в Дарго-Ведено, оставив наибов в Андии стеречь дороги во все стороны. Русские последовали за ним в Дарго, и после незначительной перестрелки завладели ими. Остановившись там лагерем, главнокомандующий дал отдых войскам на 15 дней. Шамиль с чеченцами скрылся в лесах. Русские еще более прежнего радовались. Через несколько дней ночью пришел от русских лазутчик ауховец и дал знать Шамилю, что провизия русских будет через два дня идти через Буртунай в Андию, в Дарго, если ты постараешься отбить её, то русские от голода ослабеют, а ты через то выиграешь победу. Шамиль созвал всех наибов и передал им то, что рассказал ауховец. Сделав наставление, Шамиль приказал своим устроить засаду в лесу. На другой день показался на Андийских возвышенностях транспорт с провиантом под достаточным прикрытием. Когда русские узнали, что дорога пересечена, то дали из орудий знать, чтобы им шли на помощь. Из главного лагеря двинулось тотчас же много войск. Произошло большое сражение, подобно которому никогда не было в Дагестане. Русские были разбиты и принуждены бежать, потеряв много убитыми. Шамиль завладел большей частью провианта, двумя орудиями, большим количеством оружия и другими вещами. Войско и начальники русские испугались. Доставка провианта и путь отступления были невозможны. Солдаты от голода пришли в изнеможение и страх. Через 3 дня явился тот же ауховец Махмуд и известил Шамиля, что главнокомандующий намерен отступить через Чечню. Шамиль приказал чеченским наибам занять дороги, велел всем наибам Дагестана придти на помощь. [37] Русские, сжегши палатки (около 700 шт.), выступили из Даргов. Шамиль преследовал их в продолжении 3-х дней. Русские понесли большой урон — лошади, вьюки, оружие были отняты. Бедняк, который прежде не имел осла, приобрел несколько лошадей и оделся в суконную чуху, тот, кто прежде и палку в руках не держал, добыл хорошее оружие. Наибы и народ, в особенности чеченцы, которых даже жены нападали на солдат и обирали их, торжествовали, видя неожиданные свои успехи, как будто бы русских больше не осталось, кроме тех, которые убиты. Русский отряд из Шали возвратился не имевши никакого дела.
Князь Аргутинский получил известие, что главнокомандующий разбит и возвратился с большой потерей, отступил с пехотой из Телетля на Турчи-Даг, а конница возвратилась в Кази-Кумух. Аргут шел в Телетль через сел. Магар, вошел в Карах: ему покорился весь Каралал, Тленсир, Гидатль, Андалал. Даниель с семейством и нукерами принужден был бежать на Гуниб. Кибит Мухаммад был осажден им в Телетле и, как лисица, искал норы спрятаться. В этом походе Шамиль нанес много вреда. Многие главные наибы были убиты: гумбетовский Гитингу, чеченские Шугайб и Эльдар, делимский Хаджи-Бек, андийский Мамад и многие другие ученые и почетные из Чечни и Дагестана.
ПОХОД ШАМИЛЯ ПРОТИВ СЕЛЕНИЯ КУТИШИ
По просьбе мугаджиров Джаробелоканского округа, Нухи и Ахтов, Шамиль направился в Елисуйский округ, выступил во вторник, месяца шаввала 1263 (1846) г. с 12 тысячами конницы и пехоты и остановился в сел. Хачада (что в Каралал) в доме Даниель-Султана. Здесь произошел совет, в котором мать Даниеля Туту-Бике не восприняла слов Шамиля и просила его возвратиться на этот раз с войском, говоря: “Теперь приближается зима, [38] если выпадет снег, то сообщения пресекутся и может погибнуть много мусульман”. Шамиль согласился с ее мнением, переменил прежнее направление и обратился к сел. Цудахар. Войска Шамиля двинулись к Чоху, откуда он приказал Даниель-Султану идти в Кази-Кумух, а сам направился на Цудахар. После сражения Шамиль силою вошел в Цудахар и завладел всеми стадами и имениями цудахарцев. Кибит-Мухаммад без всякого сопротивления вошел в Хаджал-Махи, куда прибыл и Шамиль с войском и оставался там три дня. Даргинцы прислали послов с письмами, прося его придти. Шамиль послал с частью войска Кибит-Мухаммада в Кутиши, куда выступил сам через несколько часов. Когда я заметил беспорядок в войске, то сказал Шамилю, что боюсь, как бы нам не понести большого урона в этом походе и не осрамиться бы. И что лучше бы он не выступал отсюда, а оставался бы в этом селении (Хаджал-Махи). Шамиль отвечал: “Что предопределено, то не изменится”. Перед вечером Шамиль с войском достиг Халатаб-Кули. И когда мы располагали остаться, отряд русских прибыл и остановился на майдане Дирхуб. Шамиль поспешил в Кутиши, прибыл туда в полночь, а утром русские напали на нас. Войско Шамиля было разбито и обращено в бегство, подобно которому не было ни прежде ни после. Мы понесли большие потери. Оставили одну пушку со снарядами, платье Шамиля, его секиру и все пожитки, войско возвратилось в с. Салты. Причиною этой неудачи было дурное распоряжение Кибит-Мухаммада, его трусость, несмотря на то, что под его начальством было 6 тыс. человек. Потом из Салтов войско было распущено но домам и Шамиль отправился в Дарго-Ведено, потеряв убитыми 140, ранеными 200 человек, не считая пленных. [39]
ПРИЧИНА ОСЛАБЛЕНИЯ МОГУЩЕСТВА ШАМИЛЯ
В конце 1264 (1847) г., в начале весны Шамиль приказал собраться всем наибам, ученым и другим почетным людям и сотенным начальникам Дагестана и Чечни в с. Балгит, что в Ичкерии. Они признали сына Шамиля (сына звали Кази-Мухаммад) и присягнули ему в верности. В то время народ говорил, что Шамиль передает сыну своему имамство как родовое наследство и что он заботится только о себе, чтобы возвышаться, но нисколько не думает о боге и подозревал его, что он жаждет богатства. Через это и произошли между учеными и некоторыми наибами с Шамилем разъединенность и несогласие. Некоторые наибы и другие, искавшие власти, старались дать делам Шамиля другое направление. Все наибы начали копить богатства и убивать напрасно мусульман, не различая между позволенным и запрещенным, между истиной и ложью. Они наружно только как бы исполняли приказания Шамиля, а в сущности старались обманывать и ниспровергнуть его. Шамиль их считал за апостолов (помощников), но того не знал, что они изменники. В народе распространились притеснения, козни и сплетни, между тем, как Шамиль об этом ничего не знал, но как только замечал за наибами несправедливость какую-нибудь, то тотчас же сменял их с должности. Они оклеветали перед Шамилем некоторых ученых наибов и других влиятельных лиц, истинно преданных ему, что будто бы они добиваются имамства. Шамиль верил им, удалял приближенных и сменял наибов. Однако впоследствии узнал он коварство, низкие поступки, зависть многих имамов доброжелателей и противозаконные действия сыновей своих. Но это была такая болезнь, которую излечить или уничтожить не было ни средств, ни лекарств, оставалось покоряться только воле божьей и его предопределению. С этих пор шариат наш обратился в низам (потому что толковали его [40] каждый по своему). Дела приняли другое направление, потому что поступки наибов были соединены с несправедливостью. Но все старания Шамиля исправить дела были тщетны. Он остался один без помощников и часто повторял слова одного арабского поэта: “Я вижу 1000 человек строящих здание, которое может разрушить один человек! То что же сможет построить 1 человек, когда сзади по тысячу разрушителей?”. Итак, с этого времени дела и предприятия Шамиля были безуспешны. Во всех походах и сражениях наибы поступали по своему желанию, вопреки его приказаниям. Я опишу также поступки его сыновей.
ПОХОД ШАМИЛЯ В КАБАРДУ К ЧЕРКЕСАМ
Через два месяца по возвращении Шамиля из Кутиша в Дарго-Ведено, пришли к нему с письмами из Кабарды около 10-ти человек, прося, чтобы Шамиль пришел туда с войском. В четверг (обычай Шамиля был постоянно выступать с войском или во вторник, или в четверг) 14-го зуль-хиджа 1263 (1846) года Шамиль выступил с 4-мя тысячами конницы и 5-ю тысячами пехоты и 7 орудиями и, переправившись через Терек, разместил войска по кабардинским селениям. Запасы истощились и войска в продолжении 3-х дней не получали ничего, кроме одного проса. Русские со всех укреплений устремились на нас, чтобы окружить. Шамиль с войском ночью тайно начал отступать и к утру достигнул Терека. Наибы, видя, что русские заняли переправу через Терек, испугались и разбежались с войском. При Шамиле, кроме мюридов никого не осталось.
В это время Хаджи-Мурат подошел к нему и сказал: “Что это делают наибы?” Шамиль ответил: “Они ослушались и изменили мне”. Хаджи-Мурат сказал: “Посмотри на мое войско”. И устремился с конницей своей на русских. Русские бежали, переправа была очищена. [41] Шамиль переправился через реку и таким образом спасся. Мы ничего не видели в этом походе, кроме голода, жажды и страха. Если бы не было тогда Хаджи-Мурата, то погибла бы половина войска. Посмотрите теперь на наибов и Хаджи-Мурата! В этом походе Шамиль потерял 105 чел.
ПОХОД КНЯЗЯ ВОРОНЦОВА К САЛТАМ
В 1264 (1847) году 11-го шабана главнокомандующий князь Воронцов устремился на укрепление Гергебиль и после небольшой перестрелки, ввиду невозможности взять укрепление, возвратился в Турчи-Даг, где оставался два месяца. Потом он с отрядом спустился к сел. Кудали и Салты. Посредством траншей русские взорвали половину Салтов и башню в укрепление и погубили много народу. Мусульмане ослабели. Шамиль стоял то на горе Ифута, то на горе Мурада. Все войска Шамиля, даже ученые и старики были расположены на берегу Кара-Койсу. Шамиль по очереди посылал наибов в Салты. Русские, окружив деревню, прекратили сообщение войска Шамиля с гарнизоном. В Салтах обнаружились между горцами голод и смертность. Омар Салтинский с другими находящимися в Салтах наибами (Муртаза-Али Телетлинским, Мухаммад-Кади Согратлинским, Чохским Хаджи-Муса, Бутлихийским Хаджиу, Нурмухаммадом Карахским и Идрисом, который был убит при выходе из Салтов), ночью оставил укрепление и с большой потерей едва пробился сквозь ряды русских. Шамиль с войском возвратился в Дарго-Ведено, потеряв убитыми, ранеными и пленными 1700 чел. Идрис, наиб Гергебиля, был убит. Лазутчики дали знать, что русские потеряли 700 человек. [42]
ПОХОД ШАМИЛЯ В АХТЫ
По просьбе ахтынцев и их мугаджиров, Шамиль предписал наибам собрать войско и явиться в Заиб (место около Голотля), откуда он выступил в Ахты с 9-ю тысячами (в четверг, 1265 (1848) г. 4 шаввала и остановившись в Телетле, послал к Даниель-Султану в Карах, где он был наибом, чтобы он шел с войском в Ахты. Шамиль выступил с войском из Телетля к горе Дурты, приказав Даниелю идти в Рутул, остановился в с. Хозреке, куда явился Шамиль и послал послов и письма в Ахты. Из Ахтов пришел Мухаммад Наби-Эфенди Ахтынский и сказал Шамилю: “Пойдем, имам. Мы все покорны тебе. И желаем, чтобы ты приехал”. Шамиль отправил поутру туда с войском Даниель-Султана и после обеда приехал сам туда, созвал и ахтынцев, прочитал им наставления и сказал: “Вы народ храбрый, сколько раз вы
проливали кровь русских и снимали с них одежду, и до сих пор в такой войне вы были без помощника. Знайте же, что я и весь Дагес
СТАВРОПОЛЬЕ. Больше трети жителей Ставрополья встретят Новый год дома с семьей
КБР. КБР собирается резко нарастить мощности плодоовощехранилищ к 2030 году
СТАВРОПОЛЬЕ. Глава Ставрополья заявил об успешном выполнении дорожного нацпроекта
ИНГУШЕТИЯ. Прокуратура Ингушетии через суд восстановила права ребенка-инвалида на социальную пенсию
ИНГУШЕТИЯ. Одиннадцатилетняя девочка скончалась в больнице после ДТП в Ингушетии